Выбирая для себя автомобиль, практически любой человек в первую очередь обращает внимание на современность и функциональность модели, на дизайн кузова и удобство салона. Затем, если есть такая возможность, он выбирает соответствующий темпераменту и потребностям двигатель и наличие различных дополнительных аксессуаров. И редко кто обращает внимание на важную, но не бросающуюся в глаза характеристику - уровень защиты автомобиля от коррозии.
О видимых отличиях ВАЗ-2110 от предыдущего семейства автомобилей уже достаточно много написано в различных автомобильных изданиях. Мы же сегодня затронем еще одну грань новизны "десятки". О том, что не видно на первый взгляд, но что явится приятным сюрпризом для ее владельцев - новом, более высоком уровне защиты автомобиля от коррозии, речь шла в беседе с к.т.н. Окуловым Василием Васильевичем - начальником отдела антикоррозионной защиты автомобилей Департамента развития АО "АвтоВАЗ".
Начиная разговор об антикоррозионной защите автомобиля ВАЗ-2110, имеет смысл обратиться к накопленному в мире опыту в этом плане. В качестве отправной точки разговора заметим, что Mercedes и SAAB считают излишним давать отдельную гарантию на отсутствие сквозной коррозии кузова, Porsche и Audi дают такую гарантию на десять лет, а подавляющее большинство европейских автомобильных фирм считают целесообразным предоставление таких гарантий на шесть лет жизни автомобиля. Не будем рассматривать здесь Mercedes и SAAB, само имя которых является вполне достаточной гарантией надежности для покупателей этих автомобилей. В отношении же большинства фирм существует несколько причин, по которым в качестве гарантийного выбран период в шесть лет, определяющей из них является срок службы автомобиля до его морального устаревания, после которого предполагается его утилизация, т.е. разборка с последующей переработкой его составных частей в сырье для производства новых автомобилей. Этот процесс, называемый ресайклингом, находит все большее распространение, делает нецелесообразным создание "вечных" автомобилей и в то же время стимулирует покупателя приобретать новые автомобили, более экономичные и "экологичные".
Но с другой стороны до истечения требуемого срока покупатель не должен иметь никаких проблем с автомобилем и его внешним видом, независимо от условий эксплуатации, что в целом и определяет необходимый уровень антикоррозионной защиты создаваемых автомобилей.
Руководствуясь принципом разумной достаточности в отношении западного рынка и желанием российского покупателя иметь "вечный" автомобиль, в качестве компромисса между желаемым и возможным при разработке "десятки" была поставлена задача достижения коррозионной стойкости кузова, соответствующей мировому уровню для автомобилей такого класса.
Исходя из поставленных требований были выбраны современные методы защиты кузова автомобиля от коррозии:
больший объем применения пластмасс;
применение специальных герметизирующих защитных составов до и после сварки кузова;
защита труднодоступных скрытых сечений;
защита сварных швов герметизацией;
применение предварительно покрытых (оцинкованных) сталей.
Вместе с началом разработки автомобиля в целом были начаты и работы по его антикоррозионной защите. За это время проведен колоссальный объем работ по подбору защитных составов, способам их нанесения, определению объемов и технологии применения оцинкованных сталей. Все предлагаемые решения прошли проверку в лабораторных условиях, а самые удачные из них были подвергнуты испытаниям в составе изготовленных прототипов будущего автомобиля в жестких климатических условиях на различных географических широтах: на Кубе, в Финляндии, в Батуми, с тем чтобы предусмотренные для "десятки" решения проверить на практике. Проделанная работа завершилась тем, что в конструкторскую документацию были введены практически все наработки, и что самое важное - все они осуществлены на практике.
Одним из самых значительных шагов в увеличении срока антикоррозионной стойкости кузова стало широкое применение оцинкованных сталей. Из них изготавливается 47 наименований кузовных деталей автомобиля ВАЗ-2110, что составляет около 55% веса кузова. По этому показателю "десятка" находится на уровне современных автомобилей ведущих европейских фирм.
Стоит отметить, что европейские производители ведут работы по антикоррозионной защите в том же направлении, пытаясь найти компромисс между стоимостью производства автомобиля, его эксплуатационными свойствами и требованиями к экологии производства. Например, касаясь применения оцинкованных сталей: увеличение толщины защитного покрытия до 15-20 мкм повышает коррозионную стойкость металла, но при этом ухудшает его свариваемость и штампуемость, что удорожает производство и приводит к повышенному расходу цинка, что в свою очередь отрицательно влияет на экологию. Поэтому толщина покрытия в 5-7 микрон определена как минимально необходимая, исходя из всех описанных выше соображений, для обеспечения гарантированной долговечности кузова.
Одним из важных направлений работы по "десятке" было определение объемов и решение вопроса об использовании сталей, оцинкованных с одной или двух сторон, для изготовления различных кузовных деталей. В результате учета множества факторов было принято решение о применении для тех деталей, которые не выходят на лицевую поверхность, но находятся в местах опасных с точки зрения коррозии, сталей, покрытых с двух сторон. Это, например, внутренние панели капота и багажника, панель облицовки радиатора и др. Для кузовных деталей, выходящих на лицевую поверхность, таких как панели дверей, капота, крылья, боковины, применяются односторонне оцинкованные стали с покрытием, обращенным внутрь кузова. Пример применения покрытых сталей показан на рисунках. Во многом это определяется технологией изготовления кузова и покраски, которые пока не готовы к применению двусторонне покрытых сталей с покрытием, выходящим на лицевую поверхность, в связи с наличием в процессе производства большого процента рихтовок и зачисток. Для перспективных моделей при возможности более глубокой модернизации производства и внедрении высокоточной технологии штамповки предполагается переход на двусторонне покрытые стали, в том числе и для лицевых панелей.
Одним из сложных моментов в организации изготовления кузова явилось также и то, что в России сегодня очень мало производится оцинкованных сталей, а покрытые стали автомобильного назначения практически не производятся. В результате чего "десятка" в настоящий момент производится из импортных сталей, и ведутся переговоры об освоении необходимых сталей на российских металлургических комбинатах. Как известно, автомобильная промышленность является показателем состояния дел и уровня развития промышленности страны в целом, поэтому наличие достаточно большой потребности в оцинкованных сталях для производства автомобилей может дать толчок для развития и металлургической промышленности. Об этом говорит и постоянный рост объемов производства оцинкованных сталей в Европе.
Необходимо также сказать и о том, что повышение потребительских свойств автомобиля невозможно без увеличения затрат на производство. Так, стоимость покрытых сталей на 30-40% выше, чем обычных черных сталей, также более высокими являются и затраты на их использование в производстве. Отчасти этим объясняется более высокая стоимость автомобилей нового семейства.
Применение большого объема оцинкованных сталей является важным, но не единственным мероприятием по усилению антикоррозионной защиты "десятки". Решения, найденные для семейства автомобилей ВАЗ-2109 и хорошо зарекомендовавшие себя, получили дальнейшее развитие и в производстве "десятки".
Так, для защиты сварных и фланцевых соединений эффективно используются клеи и мастики, наносимые до сварки кузова и после грунтования. Общая длина защищаемых швов насчитывает около 100 погонных метров и включает в себя:
герметизацию швов кузова перед сваркой мастикой;
нанесение клея по периметру дверей, капота, крышки багажника до зафланцовки;
герметизацию сварных швов и зафланцовок после грунтования.
Днище кузова защищается пластизольной мастикой, наносимой поверх грунтовки.
Окраска кузова осуществляется с применением обезжиривания и фосфатирования, катафорезного первичного грунтования, вторичного грунтования и поверхностной окраски металлизированными и обычными эмалями в два слоя. Здесь стоит напомнить, что только применение катафорезного грунтования вместо анафорезного, используемого сейчас для обработки кузовов заднеприводных автомобилей, увеличивает стойкость покрытия к коррозии в три раза.
Внутренние поверхности порогов, лонжеронов и других скрытых и труднодоступных полостей кузова обрабатываются безвоздушным распылением защитного состава типа "Оремин".
И наконец, в довершение ко всему в стандартную комплектацию "десятки" входят и подкрылки, защищающие внутренние поверхности крыльев от скапливания там грязи.
Следует подчеркнуть, что все вышеперечисленные мероприятия относятся не только к автомобилям ВАЗ-2110, но и ко всем, ставящимся на конвейер моделям этого семейства.
В заключение скажем, что для всех разрабатываемых сейчас перспективных моделей уровень антикоррозионной защиты установлен не ниже, чем достигнутый на "десятке", что дает уверенность в долгой и надежной эксплуатации автомобиля с сохранением достойного внешнего вида.
Материал подготовил С.Удалов
Опубликовано:
"Цена-Авто"