поиск по сайту
поиск по форуму >>>
НАШИ ПРОЕКТЫ:
Форум Автолада Авто справочник Новости автопрома
Обсуждение

Загадка русской "Нивы"

Когда дважды мастер спорта по авто- и мотогонкам ведущий инженер-технолог АвтоВАЗтехобслуживания Николай МУСАТОВ прочел на сайте Интернета статью американца Грегори Л. Уайта из журнала "Wall Street" "0 новой "Ниве" с подзааоловком "GM доверяет бывшему советскому автомобилестроителю выпускать машину под маркой "Шевроле", он был возмущен и раздосадован. По словам американского журналиста выходило, что никто, нигде и никогда не делал джипов лучше "Дженерал Моторс". Да знал бы этот Грегори, как он, Николай Мусатов, самолично "объехал" двенадцать японских джипов на высокогорном кроссе в Колумбии, став абсолютным чемпионом первого в своей спортивной карьере международного соревнования, где высшее судейство состояло исключительно из ... таможенников. Кстати, в те далекие семидесятые годы американских джипов в Американских Кордильерах и в помине не было. Хотя "пиаровские" технологии тогда так же беззастенчиво использовались буржуазными журналистами. Только зря старалась японская пресса.
Мы с ветераном АВТОВАЗа Николаем Мусатовым познакомились случайно, как это чаще всего и бывает в журналистской практике: он по просьбе своего коллеги подвез меня на служебной "Ниве" до редакции. И за время короткой поездки я поняла, что рядом со мной – легендарная личность.

– Николай Васильевич, там, в далекой Колумбии, лацкан вашего пиджака так же, как и сегодня, украшал значок мастера спорта СССР ?
– Тогда я был уже дважды мастер спорта – по мото- и автогонкам. впрочем, на той гонке, в 79-м году в Колумбии, основным и единственным их условием было не разглашать, что я – именно мастер спорта.
– Отчего такая скрытность?
– Видите ли, те соревнования организовывали японцы, сумевшие раньше нас заполнить рынок Южной Америки своими джипами. А что такое японский джип и джип зарубежный вообще? Это жесткая рамная конструкция. И езда на ней по бездорожью "отпечатывается в печенках". Поэтому, когда на колумбийском рынке появилась наша "Нива" с ее мягкой подвеской и полным комфортом в салоне, японские дилеры не на шутку забеспокоились.
Уровень их продаж стал резко падать. Во всех колумбийских газетах запестрили заголовки о том, что русская "Нива" – это вовсе не джип. Аргументировали же тем, что у "Нивы" нет рамной конструкции, и значит, первом препятствии на бездорожье она просто рассыплется. А Колумбия, как вам известно, – это сплошные высокогорные селенья, добраться до которых можно только по бездорожью. Именно поэтому для ввоза джипов в эту страну таможенники установили пошлины на 40% ниже, чем на все другие автомобили. Японцам нужно было во что бы то ни стало доказать таможне, что "Нива" – это вовсе не джип. В такой ситуации упоминание о том, что на соревнованиях за рулем "Нивы" сидит не кто-нибудь, а профессиональный спортсмен, могло привести к нежелательному результату.

– Так это были скорее политические соревнования, нежели спортивные гонки?
– Как вам сказать... Со стороны японцев выступали, конечно же, хорошо экипированные спортсмены. Об этом они как организаторы позаботились. Что же касалось участия "Нивы", об этом чуть ли не в последний момент были уведомлены хозяин дилерской фирмы Фернандо Вильегос и главный инженер Уго Кабальеро. Именно они и пригласили меня, представителя ВАЗа, на совещание при закрытых дверях с одним лишь вопросом на повестке: смогу ли я представлять честь их фирмы на соревнованиях?
– А как вы, мастер спорта, именно в тот момент оказались там, в Колумбии?
– Это было обыкновенное стечение обстоятельств. Меня туда от ВАЗа направили в долгосрочную командировку налаживать наш автосервис. Тогда там еще не было ни дилерской сети, ни станций техобслуживания. Все это предстояло организовать. Это были наши самые первые шаги на южноамериканский рынок. Настолько первые, что сами дилеры слабо представляли себе, с каким автомобилем они имеют дело.

– Вероятно, вам предстояло не только научить колумбийцев обслуживать наши автомобили, но и доказать им, что наш товар высокого качества?
– Совершенно верно. Был у меня такой случай: когда я приехал в Колумбию, Уго Кабальеро решил доставить мне удовольствие и пригласил съездить к подножию действующего вулкана, но не на нашей "Ниве", а на японской "Сузуки". Как я тогда ни пытался уговорить его пересесть на "Ниву", он так и не отважился, боясь, что она просто не преодолеет высокогорной трассы. Словом, когда мы добрались до вулкана, "потроха" наши были совершенно разбиты, а легкие простужены. И я еще долго жалел, что не сумел уговорить колумбийца сменить эту холодную жесткую рамную конструкцию на нашу уютную теплую "Ниву". Уже потом, после моей победы в высокогорном кроссе, главный инженер дилерской фирмы все же отважился подняться к вулкану на "Ниве" и принес мне свои извинения: мол, недооценил наш автомобиль первоначально.

– Николай Васильевич, а как вы, официальный представитель АВТОВАЗа, тогда восприняли предложение участвовать в высокогорном кроссе?
– Я, наверное, в полной мере не оценил ситуацию. Если для хозяев фирмы "Рентаекипос", торгующей нашими "Нивами", поражение в гонках означало крах, разорение, потерю работы, то мной тогда просто овладел спортивный азарт. Тот самый, о котором знают только вазовские автогонщики. Ведь на ВАЗе в те времена гонщик был не просто спортсмен, но прежде всего испытатель, носитель технических идей. Я и сам-то на ВАЗ попал благодаря увлечению мотоспортом. Ведь я работал в Сибири испытателем летательных аппаратов после окончания института космической техники, делал моторы для своих мотоциклов. И когда победил в Тольятти на одной из гонок, прямо на соревнованиях меня пригласили работать на ВАЗ.

– Вы уже тогда использовали знания космической техники в своих моторах?
– Естественно! Если владеешь передовой технологией, стоит ли от нее отказываться? Мы на заводе с Виктором Пятых – он тоже дважды мастер спорта СССР – разработали свою технологию подготовки моторов. У нас с ним практически не было разрыва между мотоспортом и автоспортом. Помню свое первое соревнование в Запорожье – там все знаменитости собрались. А я – новичок в соревнованиях по багги – с первого же заезда и побоедил. Ко мне подходят, чтобы познакомиться, смотрят: на груди значок мастера спорта. Удивляются: "Мы вас раньше на автогонках не встречали". А я им: "Не обращай- те внимания, это значок у меня по боксу". Откуда им было знать, что я – бывший мотогонщик.

– В чем же все-таки заключалась уникальность вашего подхода к гонкам?
– Дело все в том, что мотоцикл дает организму спортсмена чувство почвы. Автомобилист не может так чувствовать дорогу, как мотоциклист, особенно тот, кто катается по снегу, участвует в зимних соревнованиях. Мотоспортсмен настолько ювелирно может овладеть техникой сцепления колеса с почвой, что чувствует это до последнего нерва. И если бывший мотоспортсмен становится автоспортсменом, он способен чувствовать автомобиль до срыва и оставлять процент запаса самый минимальный, ну, может быть, 5 процентов, а остальные 95% использовать на максимальной мощности. А если учесть, что я всегда ездил на движках исключительно своей конструкции, то можно понять, почему побеждал. Собственно, на этом сегодня и построены соревнования "Формула-1". А идею-то их заложили мы, вазовцы. Виктор Пятых так и пересел на "Формулу".

– Николай Васильевич, но ведь там, в Кордильерах, вам пришлось соревноваться на движке далеко не собственной конструкции. Что вы использовали из арсенала своего спортивного опыта?
– Вы уж не думайте, что я гонял только на автомобилях со своим мотором. Мне приходилось принимать участие и в ралли "Жигули". Соревновался и на "Нивах", и на "классике", и на "восьмерках". И я прекрасно знал, что автомобиль нужно прежде всего хорошо подготовить. Поэтому я взял обыкновенную "Ниву". Кстати, я вообще в своей спортивной карьере никогда не ездил на новых автомобилях. Машина обязательно должна до этого пройти тысяч пять, утрястись, обкататься, притереться. Те гонки к тому же проходили на высоте 2800 метров. Спортсмены знают, что это прежде всего разреженный воздух... Но я не новичок в спорте. И у меня была возможность познакомиться с хозяином одной фирмы, которая торговала американскими присадками к автомобилю. На этих присадочках я и "обкатал" "Ниву"...

– Ваш экипаж состоял из одного человека?
– Да, это же была обыкновенная кроссовая дистанция в 2,5 километра. Можно сказать, трасса на выживаемость.

– А где располагалось место для соревнований?
– Это было в национальном парке Боготы, столицы Колумбии. Японцы были глубоко уверены в своей полной и безоговорочной победе. Они все это дело обставили с видеозаписью, со съемками на ТВ. И трассу выбрали до такой степени разбитую, что без спецподготовки преодолеть ее было бы невозможно.

– Допустим, спецподготовка у вас была на уровне. А вот сердце что вам подсказывало, какие чувства испытывали вы перед соревнованиями?
– Я по своей спортивной привычке перед соревнованиями решил пройти трассу пешком – это позволяет заложить в голову все свои скорости, все переключения. Это уже на тренировке дает хороший результат. Так вот, когда я шел по трассе, на одном очень важном спуске встретил двух японцев, которые что-то оживленно обсуждали. Я невольно подошел к ним и спрашиваю: "А что здесь будет?" Они мне и отвечают; "Сейчас наши покажут русской "Ниве", что такое японский джип". Ох, и резануло это по моему самолюбию! Вот эту обжигающую, просто испепеляющую страсть доказать им, что русская "Нива" лучше японских джипов, я и испытал перед стартом.

– Но тогда-то вы им ничего не ответили?
– Зачем? Цыплят по осени считают. Но уж когда моя "Нива" всех обогнала и первой оказалась на финише, ко мне подбежали именно те два японца. Они растерянно что-то лепетали, извиняясь и поздравляя одновременно. А следо за ними подошел представитель "Субару" (тогда японцы только-только начали выпускать свой полноприводник и, к своему несчастью, выставили его на эти соревнования),так "Субару" просто-напросто застряла, не сумев преодолеть подъем, который "Нива" легко перепорхнула. И теперь японский дилер просил меня поучаствовать в соревнованиях на его автомобиле, утверждая, что ему попался неопытный водитель. Вот уж когда мое самолюбие взыграло второй раз: "Как, меня, представителя ВАЗа, приглашают отстаивать честь фирмы-соперницы?!". "отелось просто в глаза ему плюнуть. Но я сдержался. У них-то все проще: за деньги можно купить любого гонщика. Нам же эти принципы были непонятны...

– А как повела себя таможня после соревнований?
– Так она же была самой главной судейской коллегией и все видела воочию! Ее представители после гонок подошли ко мне и попросили аж дважды подняться на тот самый подъем, который не преодолела "Субару", чтобы заснять все это на видео... Видимо, из уважения к нам, русским, таможенники сделали дубль этой пленки и подарили его хозяину дилерской фирмы Фернандо Вильегосу. И он с гордостью показывал фильм в торгпредстве и посольстве. Кстати, после этого меня вызвал наш русский посол Леонид Михайлович Романов и задал только один вопрос: "А если бы, Николай Васильевич, ты проиграл гонку?"

– Что же вы ему ответили ?
– Я ему тогда впервые раскрыл, что я – мастер спорта, и для меня было престижно выиграть в самом первом для АВТОВАЗа и для меня международном кроссе. Кроме того, я знал все достоинства "Нивы" и знал, как ее нужно готовить к соревнованиям. С тех пор мы подружились с нашим послом. Он был очень пунктуален и строг к тем, кто не ценил время. Но мне все же однажды сделал поблажку. Это было в посольстве, как раз после моей победы на ралли. Там было заведено по пятницам знакомить всех присутствующих с представителями российских предприятий, приезжавшими в Колумбию. Слово гостям предоставлялось всегда не более чем на пятнадцать минут. Я же рассказывал про АВТОВАЗ сорок пять минут. И никто не посмел меня прервать, напротив – засыпали вопросами. Таким был интерес к нашему заводу и, конечно же, главной героине того дня – "Ниве", которая именно там, в Колумбии, одновременно шагнула в мир спорта и международный рынок.

Интервью вела Наталья ПРУЖАНСКАЯ.
01.12.2008 09:24:49
Последние статьи
  02.09.2024 Как водителю снизить стресс, сев за руль после долгого отпуска
  01.08.2024 Больше 70% машин в автопарке России старше 10 лет
  01.07.2024 В центре Москвы трое на БМВ похитили итальянского бизнесмена
  03.06.2024 РоАД ищет справедливости у ФАС
  02.05.2024 Выбор моторного масла для китайцев
Информация

  ИА LadaOnline
  Комплектации
  Обзоры и статьи
  Техника вождения

Автомобили ВАЗ:
- новости
- обзоры
- консультации

Rambler's Top100 Rambler's Top100 TopList     Яндекс цитирования Создание сайта
Служба спасения сайтов
Автомобильный справочник autofaq.ru – это уникальный информационный ресурс, на котором любой автолюбитель сможет найти всё о своём авто: двигатели, трансмиссии, подвески, кузовы, механизмы управления – мы знаем об автомобилях все малейшие тонкости! Новейшие обзоры новых и старых автомобилей в разных ценовых диапазонах, последние новости автомобильной индустрии и сотни полезных статей, посвящённых широкому спектру самых интересных тем: от ухода за автомобилем до установки сигнализаций, от ремонта до тюнинга, и многое-многое другое!