На интернет-сайте www.ladaonline.ru прочёл интересное интервью с "ведущим конструктором темы ВАЗ-2110" Валерием Павловичем Козенковым. Не столько даже интересное, сколько показательное. Интервью берёт тольяттинская газета "Семь вёрст" по поводу проведённого "Авторевю" теста ВАЗ-2112 и сделанных там выводов об автомобиле. И, соответственно, о качестве конструирования на ВАЗе в приложении к "теме ВАЗ-2110", рассудили, видимо, в Тольятти. Справедливо рассудили. Цитата:
"Менталитет экспертов газеты "Авторевю", например, подразумевает в отношении к автомобилю некую спортивную направленность. Но ведь далеко не все российские автомобилисты ездят так, чтобы почувствовать "вялый руль" или "ватное рулевое управление". С другой стороны, не каждый средний водитель может по достоинству оценить острое рулевое управление. Поэтому нельзя говорить о "двенадцатой", как об опасном автомобиле, ведь для большинства владельцев его поведение на дороге гораздо удобнее".
Я всегда считал, что автомобиль обязан слушаться руля чётко и однозначно, не раздумывая: хочу, не хочу. Вялость в реакциях здесь просто опасна, даже на небольших скоростях. И вне зависимости от "некой спортивной направленности". Даже с двигателем 2111. Тем более с 16-ти клапанным 2112, легко и шею сломать. И не только себе. А ведущий конструктор ВАЗ-2110, Козенков Валерий Павлович, говорит, что так даже удобнее. Не каждый ведь и почувствует "вялый" руль, а "острый" руль не каждый способен оценить по достоинству. Чего ради стараться то? Согласен, не каждый. Не всякий и задним ходом припаркуется. Может быть, и заднюю передачу отменим, Валерий Павлович? Пусть тюнинговые фирмы ставят тем, кому надо. Спортсменам всяким. Остальные всё равно ездить не умеют, менталитет у НАРОДА опять же не тот, что в "Авторевю". Создано в России и для России, как в заголовке интервью сказано.
Вы, Валерий Павлович, в самом деле уверены, что (цитата из интервью): "Однозначно, что машины "десятого" семейства значительно превосходят по всем показателям другие вазовские модели, включая самое молодое "восьмое" семейство. Однако при этом "десятки" сейчас критикуются в прессе гораздо больше и чаще. Такой парадокс вполне объясним. Ведь ВАЗ-2110, -2111 и -2112 подошли к иномаркам настолько близко, что их уже сравнивают не с отечественными машинами, а с зарубежными"? Не скромно, мягко говоря. Реальный Ваш результат, т.е. ВАЗ-2110, куда как скромнее. Машины "восьмого" семейства дают, как говорится в рекламе о БМВ, "удовольствие от вождения". А ВАЗ-2110 – нет. "Десятка" держит дорогу очень плохо, и это сразу перечёркивает всё то положительное, что, несомненно, постарались в неё вложить. В сравнении с 2108 –099, Вы значительно ухудшили управляемость. Зачем? По "многочисленным просьбам трудящихся"? Извините, но Вы, похоже, либо вообще не водитель, либо водитель просто никакой. Такая и машина получилась. Если Вы только конструктор, то, возможно, Вам лучше быть талантливым исполнителем? А Ведущий, я так наивно полагаю, должен быть и Водителем с большой буквы, и Инженером. Чтобы чётко представлять, что должно получиться, и как этого добиться. Пусть даже скромно, но со вкусом. Организовать и вести к результату команду специалистов. Это в Тольятти таких нет?
Цитата из Вашего интервью: "Меня удивляют люди, которые выискивают в "двенадцатой" только спортивные характеристики. Она не задумывалась как спортивный автомобиль. Есть достаточно солидная прослойка покупателей, деловых людей, которым нужен "хозяйский" автомобиль для деловых поездок. Такому человеку по роду своего бизнеса надо за день попасть в сто мест. И спортивные характеристики машины интересуют его совсем не в первую очередь. Гораздо важнее надежность, маневренность, комфорт. Такому потребителю не нужны спойлеры - этажерки, литые колеса и так далее, ему нужна "рабочая лошадка", но достаточно комфортабельная и современная. Вот эти люди приобретают ВАЗ-2112 и остаются им довольны". И мне, Валерий Павлович, этажерки не нужны. И в 2108 –099 смешно искать "спортивные характеристики". Но именно тот, кому "надо за день попасть в сто мест", не будет на дороге рулём "отлавливать" ВАЗ-2110 –2112. Он просто будет ездить на 2108 –099, если жить хочет, и ездить быстро, в спортивном стиле. Иначе ему в сто мест за день никак не попасть. Жизнь заставит. На роль "рабочей лошадки" ВАЗ-2104 подходит лучше, чем хэтчбек 2112. Манёвренность у ВАЗ-2110 ничем не выдающаяся. А по поводу надёжности и комфорта отдельный разговор.
Вы говорите: " конструктивно вазовские автомобили, в частности "десятого" семейства, приспособлены к нашим условиям лучше, чем иномарки. В Москве сейчас дороги получше, а вот вы скажите, например, жителю "деревни Крюково", что подержанный "Фольксваген" лучше новенькой "двенадцатой"! Надо учитывать, что наши автомобили эксплуатируются отнюдь не только в Москве, но и в самых дальних уголках России".
А как же Дальний Восток? Дальше то не бывает. Там ВАЗ очень большая редкость, не хотят их там. И во многих деревнях средней России подержаных иномарок больше, чем "новеньких "двенадцатых". Да и просто новеньких. А в чём конкретно выражается приспособленность ВАЗов к нашим условиям? Хотя бы для 2110 установку защиты картера двигателя на конвейере Вы предусмотрели? Нет. Та, что выпускается на КамАЗе, не повторяет форму заводского брызговика, но ставится вместо него. Представляете, что творится под капотом в наших то условиях! Или это нормально? А заводской, т.е. Ваш брызговик тогда зачем? Возможно, существуют и другие производители, о которых я не знаю. А зачем, простите, мне это знать? У Вас, Валерий Павлович, своя работа, у меня - своя. Пусть у Вас об этом голова болит, дай Вам Бог здоровья. А в "деревне Крюково" без надёжной защиты картера определённо не обойтись. Будем считать, что некий абстрактный житель этой самой деревни уже высказался очень по-русски в Ваш адрес и решил родню свою на новенькой "десяточке" до соседней деревни довезти. И мешок картошки, ровно 50 килограммов, в багажник определил. А чего порожняком-то кататься, всё точно по инструкции, никакого перегруза. И поехал. Рассказать Вам, что из этого получится? Задней частью, простите, Вашей конструкции, он как грейдером пройдётся по просёлку. Хорошо, если задние амортизаторы при этом не расколотит. Сначала он выкинет картошку из багажника, а потом и кума с кумой с заднего сиденья на пеший ход переведёт. Вот смеху то в деревне будет. А его высказываний в Ваш, Валерий Павлович, адрес (а также в адрес всего ВАЗа) я пересказывать не буду. У меня на компьютере таких клавиш нет. Почему машина при штатной загрузке ложится на брюхо? Вероятно, это символизирует борьбу с плохими дорогами силами дураков (см. где и для кого создана эта машина)? Все ВАЗ 2110-2111 и, вероятно, ВАЗ-2112 (исключения – исчезающе малая величина) ездят с проставками под задними амортизаторами. Вам не стыдно, Валерий Павлович? Или нарушается технология изготовления пружин на ВАЗе? А Вы первый день работали на заводе, когда рассчитывали (?) эти пружины, или в качестве изготовителя предполагался шведский "Kilen"? С пружинами у ВАЗа всегда проблемы были, как и с дверными петлями. Технологически очень сложные изделия.
Читаем дальше: "Не лучше ли устроить сравнительные тесты различных моделей машин на каких-либо типовых маршрутах, включающих разбитое дорожное покрытие, грунтовые дороги и тому подобное? С какой средней скоростью автомобиль пройдет данный маршрут, сколько израсходует топлива, что при этом сломается? Такая оценка явно будет для российских автомобилистов более интересной, более актуальной".
Не лучше, Валерий Павлович, и ничего интересного. О грунтовых дорогах мы только что говорили. А сломается сначала шкив ремня генератора. При этом двигатель заглохнет, и до ближайшего сервиса, где его смогут оживить, Вас "на галстуке" потащит соперник по сравнительному тесту. Трудно сказать, с какой средней скоростью, но экономия топлива очевидна. А там, кстати, нового шкива может и не оказаться. Затем отойдёт в мир иной отечественный датчик детонации. Следующий на очереди – модуль зажигания. Затем датчик положения дроссельной заслонки, скорости, регулятор холостого хода, и т. д. При этом сначала Вас будет донимать скрип плохо установленного уплотнителя о колышущуюся дверь водителя. Затем в этой же двери заведётся "сверчок" в районе тяг замка. "Пружинные" скобы на воздуховодах отопителя будут радостно верещать: "АвтоВАЗ, АвтоВАЗ!". А вентилятор отопителя легко заглушит чахоточный звуковой сигнал. Опять же в жаркую погоду Вам в лицо вдруг подует раскалённой Сахарой, и Вы можете представить себя бедуином на верблюде. А если у Вас за спиной ребёнок приоткроет окно, а Вы, по приезду в пункт назначения, станете закрывать все окна, то легко переломаете ребёнку пальцы, поскольку никакой защитной автоматики Ваши электрические стеклоподъёмники не имеют, всё напрямую включено. Это Вам не Фольксваген. "Создано в России и для России"! А в спинке заднего сиденья изо всех сил будет дребезжать пластмассовая крышка за подлокотником. Песня! Куда уж там конкурентам! А чтобы удержать потребителя от нарушений режима обкатки, ВАЗ-21103 и 2112 комплектуются квадратными колёсами. Фактический центр вращения колеса чуть смещён относительно центра геометрического. Эффект потрясающий, в буквальном смысле этого слова. Как до ста разогнался, так машина в вибростенд превращается. О том, как ездить после обкатки – в инструкции ни слова. Зато в условиях гарантии сказано, что претензии по колёсам не принимаются. Как и по датчикам (от пробега 2500 километров и далее), и по аккумуляторам. Аккумулятор из самостийной Украины протянул всего полгода. Я не сомневаюсь, что ВАЗу он обошёлся дешевле нормального, но мне то зачем по второму разу за него платить? Я ведь не гнался за грошовой экономией. И зачем меня заставляют оплачивать эти "обкаточные" колёса? Будете в Москве, Валерий Павлович, заходите, я Вам их (пробег 1500 км) даром отдам. Кататься на них и Вы не сможете, но их можно использовать, например, как якоря, когда с лодки рыбачить будете. Импортные штампованные диски "Mefro" и "KFZ" в Москве продаются по той же цене, что и "квадратные". То есть их себестоимость одинакова. Большая проблема поменять поставщика? Или на ВАЗе их и делаете? Так лучше? Больше соответствует нашему (или всё-таки АвтоВАЗа?) менталитету? Кстати, остатки вибраций на руле, хотя и на порядок меньше, у меня ещё сохранились. Очередь тормозных дисков? Или ступиц? Что ещё поменять, Валерий Павлович? С подержанным "Фольксвагеном" будем сравнивать?
Ещё цитата: "И вот тут мы переходим к тому, к чему завод движется в последнее время, - к позаказной сборке. Необходимость ее вполне очевидна, вся проблема заключается только в поистине колоссальных затратах, необходимых для внедрения на конвейере позаказной сборки. Причем очень дорого и сложно организовать даже изготовление только трех комплектаций - "стандарт", "норма", "люкс". Но в дальнейшем явно придется думать и об изготовлении автомобилей по индивидуальным заказам".
Это чтобы как у "Мерседеса", Валерий Павлович? Похвально. А посмотреть, как у него выполнен моторный щит и его сопряжение с чашками передней подвески "Мак-Ферсон" Вы не пробовали? Я не о плагиате. Хорошему учиться не зазорно. И не только у "Мерседеса". Немцы, правда, Вашей концепции "ограниченной" управляемости не разделяют. Французы, японцы и итальянцы тоже. Я одиннадцатый год на иномарках работаю, знаю. И на ВАЗе были очень удачные машины, спасибо "Порше". Это я опять о ВАЗ-2108 –099. Так может быть и не нужно здесь идти "своим путём"? Из нашей Истории известно, что это обычно дорога в никуда. Может быть, найти более подходящее применение "поистине колоссальным затратам"? Сидели, ведь, таблицы комплектаций рисовали, графики строили, как Лёня Голубков. Зачем Вам это, Валерий Павлович? Все остальные проблемы уже решены и можно важно надувать щёки? Вот если бы Вы, наконец, решились придать 2110 нормальную управляемость, быстренько обкатали гениальное решение на мелкосерийном ВАЗ-21106, у которого те же проблемы, и со следующего модельного года запустили бы, наконец, изменённый кузов в серию, Вы действительно были бы Ведущим Конструктором. А слава Вас сама найдёт. Но это уже с моей стороны маниловщина.
И последняя цитата: " Если же говорить о GT, заводу проще сделать "тринадцатую" модель, т.е. модернизировать ВАЗ-2108, чем создавать спортивную версию "десяток".
Если я Вас правильно понимаю, то для версии GTI вполне достаточно прикрутить саморезами к стандартному ВАЗ-21083 пластмассовые пороги, заменить фары на "прищуренные" и удлинить капот. Вроде как там VR-6 стоит, не меньше. И бамперы крашеные поставить, чтобы почаще в малярку наведываться, причал для ротозеев перекрашивать. А то, что двигатель – восьмиклапанник и всего 1,5 литра, так это даже удобнее? Тормоза чисто символические, в 13-дюймовые диски умещаются, а задние вообще барабанные. Это GTI такой? Не смешите, Валерий Павлович. "Создано в России и для России"? Никто и не ждёт от Вас "Феррари" или даже "Фиат-Купе". Но GTI – это немного другой жанр. Единственно пригодный полуфабрикат для него на ВАЗе – это 21106. Опять же, если с управляемостью вопрос решить, она обязана быть безупречной. Ну и тормоза задние дисковые, ABS, хорошие газовые амортизаторы. И каркасы сидений чтобы не ломались. И внешний вид поприличнее, не такой самодельный, как сейчас, особенно спереди.
А ВАЗ-21083 –093 – очень удачный автомобиль гольф-класса времён "Гольфа-2". И не более того. Устаревший, конечно, за 16 лет выпуска, но достойной замены пока так и не имеющий. Если модернизировать, то в первую очередь установить, как минимум, тормоза 2112 на все машины, "корму" усилить, и ввести оцинковку. Ижевск может, а ВАЗ – нет? Не верю. Наружные ручки дверей хорошо бы изменить, в тех, что есть, зимой курки закисают. А проект типа 2113 – на любителя. Больших успехов от него ждать, наверное, не имеет смысла. На GTI явно не тянет.
Японцы начинали "завоевание мира" с того, что отправляли свои конструкторские бюро продавать свои же машины в Америке, тогда №1 в автомобилестроении. И там же дорабатывали свои Тойоты и Датсуны под требования и пожелания американского рынка, самого трудного для них в те времена. Чертежи отправляли в Японию, где всё это немедленно осуществлялось в автомобилях и опять поставлялось в Штаты. И продажи в относительно короткое время выросли от смешных до нешуточных. А наш ВАЗ живёт своею внутренней жизнью, и, по большому счёту, поплёвывает на мнения потребителей своей продукции. На внешний рынок выйти всерьёз очень трудно, а свои, по нищете, и так купят. Что и как делать – ВАЗ знает и без нас. А если кто критически отзовётся и не разделит восторгов ВАЗа по поводу очередного полуфабриката, поставленного на конвейер, то у того менталитет неправильный, всё не то и не так подразумевает. Интервью В. П. Козенкова очень показательно в этом плане. В результате, ВАЗ теряет даже свой внутренний рынок. И Дальний Восток тому яркий пример. При таком менталитете продажи от нешуточных могут упасть и до смешных. Как ВАЗ будет содержать свой в разы завышенный (по отношению к выпуску товарной продукции) штат – вопрос. Во всяком случае, автомобильная судьба Японии нам явно не светит.
Сергей (srgptrv@online.ru)
01.12.2008 09:24:50