Mot, 2001, № 4, c.26-29
Машина времени.
Тест модели Lada 111 1,5 Li экспертами журнала mot
Кто однажды погрузится в мягкие подушки из вспененного материала этой Лады, вдохнет вместе с запахами синтетических материалов особый дух автомобиля 70х годов. Скорость - не абстрактное понятие, ее можно непосредственно ощутить и испытать на себе. В модели 111 руль нужно крепко держать обеими руками.
История этой модели Лада, как хорошо известно восточноевропейскому покупателю, началась с длительного ожидания. С 1994 году русские раз за разом показывали этот автомобиль на салонах. Начало было положено, но с выходом автомобиля из павильонов на городские улицы не получалось.
Злые языки острили, что-де изначальное наименование модели 2110 означает год запуска ее в серию. Но даже банкротство Евролады и немецкого импортера два года тому назад не сорвало запуск модели в серийное производство, а всего лишь отсрочили его. И вот теперь варианты 110 (седан), 111 (универсал) и 112 (хэтчбек) уже фактически поступили в продажу.
В то время как оснащение автомобилей становится все сложнее и разнообразнее, еще находятся люди, заинтересованные в приобретении действительно дешевого и при этом нового автомобиля. Является ли Лада серьезной альтернативой для этой категории покупателей?
Конечно, выйти с таким продуктом на насыщенный рынок, где падает сбыт новых автомобилей и растут горы подержанных автомобилей - это мужественный шаг. Амбициозные охотники за выгодными покупками, дешево покупающие свой Aceto balsamico у Aldi как торговой марки, или те, что покупают Octavia, приобретая при этом технику VW по цене Skoda, в данном случае остаются внакладе.
Забегая немного вперед, скажем: По объективным критериям эта модель Лады - плохой автомобиль, во многих отношениях он устарел больше, чем об этом позволяют судить 6 лет задержки с его выходом на рынок. Субъективно это автомобиль, оказывающий очень специфическое воздействие и способный найти отклик среди тех, у кого совершенство современных транспортных средств вызывает скуку, которые хотят действительного водить автомобиль, а не полагаться на различные электронные системы регулирования.
Угловатый универсал в стиле ранних Subaru, конечно, не пленяет взоры, однако, забота о привлекательности контуров угадывается. Над большими боковыми панелями выпукло простерлась крыша, глубокий желобок разделяет корпус кузова. При длине 4,29 м Ладе не хватает 10 см до размеров VW Golf Variant. При этом багажный отсек объемом 450 л с возможностью увеличения до 1420 л вмещает почти столько же багажа. Заднее сиденье и спинка разделены асимметрично, но при откидывании сиденья приходится долго возиться с ремнями безопасности.
Без груза задок русской модели подпрыгивает, маленькие 13-дюймовые колеса теряются в задних колесных нишах. Бамперы окрашены в цвет автомобиля, зато боковые пороги имеют черный цвет. Белые стекла указателей поворота спереди, затемненные задние фонари и элегантные спойлеры на крыше призваны расставить спортивные акценты. Единственная опция в прайс-листе на оборудование за дополнительную плату относится также к разряду косметики: это цвет "металлик" за 500 DM.
Несмотря на все усилия, новичок остается неприметным середнячком. Его дизайн не отличается свежестью, хотя и не стар, слегка запылился, но еще не заржавел. Другие автомобили в роли новобранца с характером и харизмой выступают намного убедительнее, например, Rover Mini, Land Rover Defender или Mercedes G-Klasse.
Нравится эта Лада или нет - это вопрос точки зрения. В прямом смысле слова. Речь в этом случае идет не об эстетических критериях или - что вполне в духе социалистического учения - правильном классовом сознании, а единственно о том, насколько близко стоишь к автомобилю. Кто вглядывается внимательно, видит подтверждение своим возможным предубеждениям в отношении русского качества. Стоит лишь упомянуть попадание воды в задние фонари, неровные зазоры (причем настолько большие, что бывший главный менеджер VW по закупкам господин Lopez мог бы через них избавиться от всех бумаг по Opel), сварочные швы в палец толщиной (что не является свидетельством героического труда).
Возможно, столь придирчивая критика оставит равнодушным истинного почитателя Лады. Как прагматик, он видит в своем автомобиле не техническое чудо, а средство к достижению цели, и, отправляясь в путь, захватит два ключа. Заедающий экземпляр для дверей (центральный замок!), еще один для замка зажигания - и можно бы отправляться в путь, если бы западный (страховой) мир не придумал противоугонную систему. Пластиковый палец транспондера как на заре эпохи электронных противоугонных систем отдельно болтается на связке ключей. Принятый в нужный момент приемником на панели приборов правильный радиокод позволяет запустить двигатель.
4-цилиндровый 1,5-литровый двигатель с современным многоточечным впрыском и 78 лошадиными силами являет собой лучшее, что есть в этой модели. Он стремительно разгоняет автомобиль массой почти 1,1 т. Ему нет нужды в сомнительной уловке со спидометром, показывающим 10 км/час, в то время как автомобиль еще не тронулся с места. В шуме двигателя не слышится особого напряжения даже при работе с полной нагрузкой. Обеспокоенная ответственностью за чистоту окружающей среды совесть успокаивается тем, что двигатель отвечает стандарту EU3 на токсичность ОГ и скромен в потреблении топлива: всего 7,8 среднем по результатам испытаний - это вполне приемлемое значение. В случае падения оборотов - например, когда избалованный испытатель не получает сходу третью передачу - этот двухклапанник наращивает обороты без рывков.
Впрочем, задний ход требует в большей степени воинственного настроя. В Руководстве по эксплуатации рекомендуется выждать три секунды перед включением передачи, что говорит о несовершенной синхронизации. Однако, прежде чем коробка передач опять оскалит свои зубы, водитель успеет настроиться на совершение маневра. Ведь усилителя рулевого механизма нет - ни за ласковое слово, ни за твердую валюту.
При этом Лада послушнее в управлении, чем это может показаться, принимая во внимание затраченные усилия. В проведенном журналом mot тесте диаметр поворота налево составил 10,2 м. При маневрировании полезным оказалось и то, что обод рулевого колеса шершавый как наждачная бумага. А когда восстанавливающая сила заставляет руль мгновенно вернуться назад, вспоминается старое правило, характерное для внедорожников: "береги пальцы".
Даже на скорости рулевое управление требует привыкания. В среднем положении его срабатывания не чувствуешь, по мере увеличения угла поворота сопротивление нарастает настолько, что чувствительные натуры опасаются за поперечные рычаги передней подвески. Однако для опасения нет оснований, поскольку согласно проспекту тормозная система и без того участвует в управлении: "Точность управления автомобилем с безупречно согласованной подвеской колес, легким в управлении реечным рулевым механизмом и тормозной системой с вентилируемыми дисками доставляет истинное удовольствие". Хорошо, что мы никогда полностью не полагались на Черный канал Эде Шницлера…
Во всяком случае, с Ладой жизнь никогда не станет скучной. Это своего рода машина времени: кто однажды погрузится в мягкие подушки из вспененного материала, вдохнет вместе с запахами синтетических материалов особый дух автомобиля 70-х годов. Скорость - не абстрактное понятие, ее можно непосредственно ощутить и испытать на себе. Неровности дорожного полотна в полной мере передаются на механизм рулевого управления, при быстрой езде панель приборов резонирует. Если стало трудно различать положение стрелок, значит, пора убирать ногу с педали акселератора - вот так просто, оказывается, может функционировать ограничитель скорости. Водитель здесь уже не статист в мире электронных чудес, где за него думает и управляет компьютер. Нет, в Ладе водитель должен крепко обхватить руль обеими руками или с силой жать на педаль тормоза, физически участвуя в процессе торможения. Сошка рулевого управления и клавишный выключатель требуют не легкого касания, а энергичного нажатия.
Программа развлечений не ограничивается только бортовым радиоприемником. "Автомобиль надежно защитит своих пассажиров от непогоды в любой климатической зоне", - обещал проспект на последнем автосалоне IAA во Франкфурте. Как бы не так. Хотя мы и не проехали все климатические зоны, но на 8,5 градусах восточной долготы и 50 градусах северной широты - то есть во Франкфурте на Майне - в тестовом автомобиле капли дождя с передней стойки стекали в пространство для ног водителя. А порою без причины загорались все сигнализаторы. Зрительную дезинформацию еще можно бы вынести, но вот табло блока индикаторов исправности системы постоянно давало о себе знать пронзительным писком проголодавшегося Тамагочи. Если бы при этом из потолка вывалились кислородные маски, мы бы даже не удивились.
Жесткий пластик интерьера - это кульминационная точка в деревенском шарме русского автомобиля. Пестрые велюровые материалы призваны создать дружескую обстановку, однако разный цвет и разная текстура пластиков панели приборов и центральной консоли свели на нет эти старания.
Обычно в номерах отелей в верхнем ящике ночного столика хранится Библия. В бардачке Лады хранится духовная надстройка - Руководство по эксплуатации. От этого печатного издания с голубым копированным титульным листом с растровой фотографией Лады до современных глянцевых брошюр расстояние столь же велико, как от Тольятти до Унтертюркхайма под Штутгартом. Однако этот букварь действительно помогает водителю обойтись собственными силами. Он помогает водителю практического склада, который не боится запачкать пальцы и смело берется за гаечный ключ. Здесь указано даже клеймо взрывозащищенности на светильнике для чтения, равно как и точная электрическая схема для облегчения пуска двигателя на случай необходимости.
Тон изложения открытый и прямой, порой не лишен непроизвольного комизма. Например, в одном месте говорится: "Чтобы поверхность кузова имела хороший вид, за ней надо постоянно ухаживать". Другой пассаж вызывает столько же доверия, как и наставление по безопасности в кармане сиденья в самолете Аэрофлота: "При отказе одного контура тормозного привода ... у вас может сложиться впечатление, что тормоза полностью отказали". Кстати сказать, полученный нами тормозной путь более 45 м со скорости 100 км/час до полной остановки уже считается неприемлемым.
Руководство по эксплуатации не пытается всего лишь внушить иллюзию совершенного продукта. Владельцу Лады, например, настоятельно рекомендуется регулярно чистить дренажные отверстия на нижней поверхности дверей. Только лишенный фантазии новичок, недавно получивший водительские права, не увидит в этом ничего зазорного и перед его внутренним взором не предстанет разъедаемая коррозией поверхность дверей по причине забитых стоков.
Наряду с этими страшными ржаво-коричневыми виденьями брошюра будит также невыполнимые страстные желания. То, что есть или должны быть версии с НПБ для водителя, кондиционером, бортовым компьютером или обогревом сидений, здесь написано черным по белому. А в прайс-листе помимо надбавки к цене за цвет "металлик" стоит всего одна строчка: 16 990 DM просит немецкая торговая фирма за Ладу 111 (страховая тарификация: ответственность 16, полное страхование от рисков 16, частичное страхование 18). Это недорого, среди новых автомобилей за эти деньги есть только автомобили малого класса типа MCC Smart, Opel Agila или Renault Twingo.
И все же тот, кто при покупке автомобиля руководствуется рассудком и испытывает недостаток места, конечно же, предпочтет трехлетний Opel Astra Caravan с 40 000 км на спидометре. Вероятно, лишь немногие подпадут под влияние русского автомобиля и с охотой решатся приобрести автомобиль, который по количеству регистраций в Германии до сих пор представляет собой столь же исключительное явление, что и Ferrari. По все вероятности, история этой Лады завершится также ожиданием — только уже ожиданием покупателя.
Текст к рисункам
1. Руководство по эксплуатации при прочтении вызывает такое же доверие, как и инструкция по безопасности в кармане сиденья самолета Аэрофлота.
2. Дизайн смотрится не свежим, но и не старым, запылившимся, но еще не покрывшимся ржавчиной.
3. Табло блока индикаторов исправности системы постоянно дает о себе знать пронзительным писком проголодавшегося Тамагочи.
4. Приглушенные задние фонари, но очень уж разная величина зазоров, …
… спортивный спойлер на крыше и практичный релинг,…
… современное табло индикаторов блока исправности системы и разного вида пластики в центральной консоли.
5. Деревенский шарм русского автомобиля достигает наивысшей точки в оформлении интерьера жестким пластиком. Здесь искусственные материалы точно отвечает своему названию.
Результаты измерений | |
Ускорение | |
0 – 40 км/час | 3,2 с |
0 – 60 км/час | 5,9 с |
0 – 80 км/час | 8,9 с |
0 – 100 км/час | 13,9 с |
0 –120 км/час | 21,0 с |
0 –140 км/час | 34,0 с |
Мощность и крутящий момент | 1.Погрешность измерения на испытательном стенде: ± 0,5 % |
| 2.Погрешность метода: ± 6 % |
Показатель мощности и крутящего момента: | |
- 60 кВт (82 л.с.) при 5110 об/мин | |
- 126 Нм при 3000об/мин | |
Замеры произведены на испытательном стенде Bosch FLA-203 | |
Расход топлива | Super л/100 км |
Практический расход топлива на 3000 км в смешанном цикле | 7,8 |
Экономичный ездовой цикл: шоссе (50 %), автомагистраль (30 %), город (20 %) | 6,7 |
Тормозной путь | м |
холодный | 47,9 |
теплый | 45,3 |
Начальные и конечные значения серии испытаний из 10 торможений со скорости 100 км/час до полной остановки | |
Динамичность | |
60 - 100 км/час (IV передача) | 14,9 с |
60 - 120 км/час (IV передача) | 24,5 с |
60 - 140 км/час (IV передача) | 38,0 с |
80 – 100 км/час (V передача) | 10,7 с |
80 – 120 км/час (V передача) | 24,2 с |
80 – 140 км/час (V передача) | 48,3 с |
Диапазон передач | |
I/II | 45/83 км/час |
III/IV | 116/154 км/час |
Шум в салоне | |
50/100 км/час (IV передача) | 65/72 дБ (А) |
130/160 км/час (V передача) | 75/79 дБ (А) |
Отклонения спидометра | |
30/50 км/час | эф.28/48 км/час |
100/130 км/час | эф.93/122 км/час |
Масса | |
Тестируемый автомобиль | 1078 кг |
Фактическая нагрузка | 472 кг |
Условия, при которых проводились измерения | |
Температура | 2°С |
Атмосферное давление | 1015 мбар |
Загрузка | 176 кг |
Шины | BF Goodrich Advantage 2 175/70 R 13T |
Данные завода-изготовителя | |
Цена | |
Универсал, четырехдверный | 16 990 DM |
Цвет "металлик" | 500 DM |
Расходы на содержание | |
Постоянные расходы в год(С потерей стоимости/ без потери стоимости) | 2354/6602 DM |
Эксплуатационные расходы в год ( с пробегом 15 000 км в год) | 2976 DM |
Совокупные расходы в год1,2 | 5330/9578 DM |
Совокупные расходы из расчета на 1 км пути1,2 | 35,5/63,9 пфеннигов |
Двигатель и трансмиссия | |
Тип | Otto |
Количество и расположение цилиндров | 4 в ряд |
Количество клапанов на цилиндр | 2 |
Мощность | 57 кВт (78 л.с.) при 5400 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 119 Нм при 2800 об/мин |
Рабочий объем | 1499 см? |
Диаметр цилиндра/ход поршня | 82,0/71,0 мм |
Тип КПП, количество передач | Ступенчатая/5 |
Схема привода | На передние колеса |
Тормоза спереди | Вентилируемые, дисковые, 293 мм |
Сзади | Барабанные, 200 мм |
Габаритные размеры/масса/вместимость | |
Багажный отсек | 450 – 1420 л/VDA |
Полная нормативная масса | 1550 кг |
Длина/ширина/высота | 4285/1680/1480 мм |
База | 2492 мм |
Объем топливного бака/вид топлива | 43 л/Super |
Динамические характеристики | |
Максимальная скорость | 167 км/час |
Разгон от 0 до 100 км/час | 14,0 с |
Оценка журнала Mot
Параметр | Оценка в баллах (из 5) |
Салон | 3 |
Комплектация | 2 |
Сиденья | 1 |
Комфортабельность | 1 |
Безопасность | 1 |
Динамические свойства | 2 |
Расход топлива | 3 |
Цена | 5 |
Итоговая оценка журнала mot | 2 |