Около года Сергей Нужный, сотрудник Департамента развития АвтоВАЗа, учился в известной швейцарской школе Espace Sbarro. Вернувшись на завод, молодой мастер доказал, что деньги на "командировку" потрачены не напрасно...
Всего восемь месяцев потребовалось небольшой творческой группе во главе с Сергеем Нужным, чтобы на голом энтузиазме, при дефиците денежных средств и необходимых материалов, сделать из отработавшего свой срок прототипа ВАЗ-1119 "Калина" компактный родстер с оригинальным решением съемного верха. Причем не только сделать, но и показать концепт на прошлогоднем Московском, а затем и на нынешнем Женевском автосалонах.
Делать автомобиль в сроки, неслыханные для российского автопрома, — это то, чему учит швейцарская школа, известная, в частности, тем, что ее ученики создают по два полноценных концепт-кара в год. "Лучше зажечь одну маленькую свечу, — говаривает маэстро Сбарро в ответ на сетования по поводу каких-нибудь трудностей в работе, — чем клясть темноту".
Вернувшийся на ВАЗ Сергей должен был использовать полученные знания при создании прототипа, имеющего практическую ценность для предприятия. Пригодилась "школьная" заготовка: конструкция прозрачного верха спортивной машины, опускающегося на крышку багажника и потому не уменьшающего его объем.
Руководство одобрило идею и в качестве "платформы" предложило перспективную "Калину" — удачный концепт на ее базе мог бы послужить хорошей рекламой, а то и обернуться еще одним членом семейства, что весьма устраивало Департамент развития. Поскольку проект был внеплановый, возник вопрос финансирования. Выручило одно солидное московское издание, выделившее деньги, достаточные для того, чтобы приступить к работе.
Сергей попросил в группу людей, которые могли бы обеспечить технологическую цепочку. Сам выступил как проектировщик; дизайн был поручен Михаилу Пономареву, прослывшему в заводском Центре стиля человеком, хорошо ориентирующимся в последних направлениях конструкторской мысли; замкнули "тесный творческий коллектив" трое рабочих — по "смоле" и по металлу.
Группа получила статус обособленной единицы и практически "вышла из-под контроля" местных идеологов стиля, что, естественно, устраивало не всех. Вылилось это в мелочи, но неприятные. Во-первых, с Михаила Пономарева никто не снимал на эти месяцы плановой работы, во-вторых, места постоянного у группы не было. Малозначащие, на сторонний взгляд, детали приведены здесь лишь для того, чтобы подчеркнуть: путь родстера от идеи до воплощения в "железе" был хоть и не долгим, но тернистым.
Для начала, по настоянию Михаила, с особой тщательностью продумали компоновку будущего родстера. Кстати, сразу стало ясно, что базу хэтчбека придется уменьшить на 150 мм. Как только техническая начинка и дизайн машины были утверждены, Сергей с помощью товарищей начал превращать "бумажный" автомобиль в настоящий.
Работа шла по методике маэстро Сбарро, исключающей постройку макета. Все делается сразу "на объекте", что позволяет экономить время и средства. При этом, имея ходовую основу, вы получаете ходовой же прототип, а не красивую "жестянку" без содержимого. Объем носителя наращивается легко обрабатываемым материалом, образующим задуманные поверхности. Что-то, наоборот, подлежит устранению или же перемещению.
Панель приборов для Lada Roadster заимствовали у ВАЗ-1118, рамку ветрового стекла — у ВАЗ-2110. Каркас безрамной двери с "начинкой" взяли от Alfa Romeo GTV (в Тольятти подобными дверями никогда и никто не занимался), а в головной оптике использовали элементы VW Golf IV.
Удивляться этому не следует. Именно такова методика работы Франко Сбарро. Избери он другую — это привело бы к более длительным срокам создания прототипа.
Формообразующие поверхности создавались не из мелкопузырчатого спецматериала, к которому Сергей успел привыкнуть за границей, а из обычного пенопласта. Его необходимо было пропитывать специальной смолой и затем ждать, пока деталь просохнет, что существенно затягивало весь процесс.
Со стороны мастерская напоминала лабораторию Франкенштейна, с той лишь разницей, что рождался здесь не безобразный монстр, а довольно симпатичная жизнерадостная машинка.
В образе Lada Roadster необходимо было сохранить черты "Калины", на первых порах напоминавшей, увы, корейскую малолитражку десятилетней давности, типа Hyundai Accent. Но в один прекрасный день "наверху" приняли решение об изменении дизайна "Калины" (разработанного, кстати, семь лет назад и уже устаревшего), благодаря чему у ребят были развязаны руки. В итоге Михаил сумел избежать слепого копирования базовой модели и предложить нечто новое, ассоциирующееся в то же время с "Калиной".
По мере того как прототип принимал законченные формы, а попутно приближалась дата открытия Московского автосалона, становилось ясно, что ВАЗ может блеснуть на нем еще одним концепт-каром. Тогда-то наши "артельщики" почувствовали к себе внимание со стороны руководства. Приди помощь чуть раньше, считают ребята, можно было бы и интерьер сделать пооригинальнее, и ходовую довести до ума. Впрочем, и сейчас довольно легкий Lada Roadster (снаряженная масса 900 кг), оснащенный 2-литровым мотором ВАЗ-21203 в 106 л.с., разгоняется до 100 км/ч за 9 секунд и достигает скорости 200 км/ч. С другой стороны, из-за отсутствия необходимой оснастки использованную в механизме подъема и опускания крыши червячную передачу так и не смогли сделать с требуемыми допусками.
Главное, было доказано, что можно создавать прототипы в рекордно короткие сроки без внушительных затрат. Причем, по утверждению Михаила, альтернативы подобному методу при ограниченных материальных ресурсах и времени нет.
Что же касается перспектив, то, скорее всего, Lada Roadster так и останется прототипом. "Калину" с основными кузовами бы запустить!
Но это — "железо". А что же люди? Михаилу Пономареву после всего поручили... исправлять дизайн полок багажника. Сергей Нужный вернулся к неспешным будням Отдела общей компоновки. Правда, ходят слухи, что у родстера якобы есть некоторое будущее...
Сергей Жуков
http://www.5koleso.spb.ru/