Лада-Тул", дочерняя фирма АвтоВАЗа, начала выпуск внедорожника, созданного на базе пятидверной "Нивы". В первую очередь новинку отличает просторный салон с высокой крышей.
К созданию на основе ВАЗ-2131 автомобиля "скорой помощи" для глубинки конструкторы и дизайнеры ОПП Департамента развития Волжского автозавода приступили в 1998 году. Задача была следующая: автомобиль должен был обладать недюжинной проходимостью и внутренним объемом, достаточным для размещения медицинского персонала, оборудования и носилок с больным. Так появился прототип ВАЗ-2923. Спустя некоторое время модель с обозначением ВАЗ-2131-25 (1,8 л), уже доработанная для производства и сертифицированная, поступила в одну из частных клиник Москвы для опытной эксплуатации.
От сородичей автомобиль отличался не только специальным снаряжением (кронштейны для медицинских принадлежностей, подсветка, электроразъемы для подключения аппаратуры, дополнительный отопитель, внешние атрибуты), но и высотой салона, увеличенной за счет установки пластиковой крыши, а также удлиненным на 300 мм задним свесом.
Учитывая специфический характер новинки, никто не надеялся на то, что она будет пользоваться огромным спросом. Потому и родился попутный проект "цивильного" внедорожника с большим салоном, способный заинтересовать широкий круг потребителей.
Открыв дверь "Нивы-великана", сразу ощущаешь прибавление пространства — будто перед тобой пустой, без пассажиров, салон "маршрутки". Потолочная обивка скрывает жесткий каркас, на который установлена крыша. В принципе, интерьер здесь такой же, как в обычной длинной "Ниве".
Сложив второй ряд сидений, вы изрядно увеличите объем грузового отделения, получив при этом ровную и длинную площадку. Грамотно используя образовавшееся пространство, можно сделать из автомобиля настоящий кемпер.
О коммерческом применении подобной машины и говорить не приходится. Безусловно, она понравится и мелким оптовикам, и фермерам, и работникам различного сервиса. Правда, тут не помешала бы дверь, обеспечивающая доступ ко всему багажному отделению. Вероятно, она должна быть распашной, из двух половинок.
ВАЗ-2131-02 несколько изменился в поведении, по сравнению с базовой моделью. Возросшие длина и масса увеличили плавность хода. Вместе с тем чувствуется повышенная валкость автомобиля в поворотах — из-за сместившегося вверх центра тяжести.
Во время движения по неровной дороге стандартные ходы подвески, особенно задней, показались нам чрезмерно большими. Пожалуй, можно было бы частично пожертвовать плавностью хода в угоду устойчивости. И уже в который раз мы убедились в том, что, чем тяжелее "Нива", тем более необходим для нее усилитель руля.
Базового 1,7-литрового мотора для неспешной поездки вполне хватает. Тем, кому хочется большего, предлагается модификация ВАЗ-2131-22 с двигателем 1,8 л.
В конце лета (в связи с грядущим вступлением в действие норм Euro 2 и ориентацией завода на зарубежные рынки сбыта) автомобиль оснастят двигателем ВАЗ-21214 с центральным впрыском. Несколько позже ему на смену придет ВАЗ-2130-20 с распределенным впрыском топлива. И это еще не все: наряду с пятидверными модификациями будет выпускаться трехдверный вариант — ВАЗ-2129-02.
ВАЗ-2131-02 "Нива"
Кузов – 5-дв. универсал снаряж. масса, кг – 1390 полная масса, кг – 1900 габариты (длина/ширина/высота), мм – 4520/1680/1880 база, мм – 2700 двигатель – ВАЗ-21213, бензин., 4-цилиндр., рядный; рабочий объем, см3 – 1690; мощность, л.с. при мин-1 – 79/5200; крут. момент, Нм при мин-1 – 130/3400; система питания – карбюратор трансмиссия – мех., с постоянным полн. приводом, 5-ступ. КП и 2-ступ. РК размер шин – 175/80R16 подвеска колес (перед./задн.) – независ., пруж., на попереч. рычагах/завис., рычаж. тормоза (перед./задн.)– диск./барабан. рулевое управление – типа "глобоидальный червяк – двухгребневой ролик".
Наша справка
Фирма "Лада-Тул" появилась в 1992 году как производитель точного инструмента и оснастки. Однако в 1995-96 гг. при решении задачи, поставленной перед ВАЗом по созданию для МВД и МЧС России недорогого автомобиля универсального назначения, площадка предприятия приобретает совершенно новый вид — здесь приступают к работе над машинами специального назначения.
Первые автомобили для пожарной службы и МЧС были созданы на базе длинной "Нивы" (ВАЗ-2131) производства ОПП АвтоВАЗа. От переоборудования ВАЗ-2131 компания "Лада-Тул" впоследствии перешла к самостоятельной сборке машин и сертификации производства. Первым товарным продуктом стал ВАЗ-21106, более известный как "десятка" с опелевским движком. Здесь же родился и пикап ВАЗ-2329 на базе длинной "Нивы". А в 1999-м, с вводом нового сборочного корпуса, наладили уже серийное производство пикапа. Сейчас за ворота предприятия ежедневно выходят 6-7 подобных машин. Годовым планом предусмотрен выпуск до тысячи ВАЗ-2329.
Во второй половине прошлого года на "Ладе-Тул" была налажена сборка опытной партии коммерческого автомобиля ВАЗ-1706 "Челнок" (на базе ВАЗ-2108), а также ВАЗ-2131-05 — санитарного автомобиля на основе 5-дверной "Нивы".
В настоящий момент мощности предприятия позволяют выпускать до полутора тысяч автомобилей специального назначения, и есть предпосылки для увеличения этой цифры практически вдвое.
Работая в тесном контакте с Департаментом развития и ОПП АвтоВАЗа, специалисты фирмы вынашивают планы по возобновлению сборки ВАЗ-21106 — уже с совершенно новым двигателем Opel, а также по выпуску полноприводных универсалов ВАЗ-21116-04 и ВАЗ-21113-04. Подумывают и о расширении модификаций машин специального назначения, в том числе с двигателями, оборудованными впрыском топлива.
Сергей Жуков
5 колесо