Меньше чем через год проект "GM-АВТОВАЗ" вступит, пожалуй, в самую интересную стадию: в сентябре 2002 года с конвейера совместного предприятия должна сойти первая "Шеви-Нива". "Обратный отсчет" до этого события официально начался 27 июня, когда было подписано трехстороннее соглашение АВТОВАЗа с GM и Европейским банком реконструкции и развития. С того момента прошло уже около полугода, и за это время прозвучало много неоднозначных мнений в адрес самого крупного капиталовложения в российскую автопромышленность. Тем не менее, сами американцы не раз публично заявляли о доверии к вазовским партнерам, высоко оценивая уровень конструкторов, дизайнеров и инженеров отечественного автогиганта.
- Я посетил автомобильные заводы во многих странах мира, но то, что я увидел в Тольятти, превзошло все мои ожидания, - поделился своими впечатлениями на церемонии подписания соглашения Ричард Вагонер, президент "General Motors". - Такого большого завода я еще не видел. Я думаю, что наши успехи в достижении этого соглашения стали доказательством того, что инвестиции в развитие российской экономики - это действительно мудрое капиталовложение. Посетив АВТОВАЗ, я увидел гордость рабочих и инженеров, основанную на их действительно значимых достижениях. АВТОВАЗ имеет опыт и умения, которые высоко ценят в корпорации "Дженерал Моторс". Доказательством этого может служить тот факт, что, в отличие от других автомобильных компаний, которые пытаются закрепиться на рынке, продвигая на нем исключительно их собственные продукты, мы выбрали для выпуска на нашем совместном предприятии автомобиль, разработанный русскими специалистами.
К переговорам ВАЗ-GM нередко применяли определение "затянувшиеся". Но лучше было бы говорить не "переговоры затянулись", а "переговоры не прекращались", что было действительно удачей в то время - середина 90-х, полный развал и хаос в экономике. В сложившейся ситуации многие зарубежные компании свернули свою деятельность по завоеванию российского авторынка. Но прерывать переговоры с ВАЗом американцы не собирались, поскольку при всех внешних помехах проект был выгоден обеим сторонам: GM выходил бы на большой российский рынок через автопроизводителя, имеющего широкую сеть системы техобслуживания и владеющего почти 80 процентами рынка. ВАЗ же благодаря известному брэнду укреплял бы свои позиции на мировом рынке. Именно Дэвид Херман, президент "General Motors СНГ", не позволил похоронить идею СП после кризиса 1998 года, смог убедить Совет директоров "GM" в ее перспективности и привлечь необходимые инвестиции.
- Тогда я подумал, что, возможно, это очень хорошая идея - вернуться к тому, что я хотел сделать 30 лет назад: создать автомобильное предприятие в России, - сказал в одном из интервью Дэвид Херман. - Это было три года назад. Теперь оно создается, и в ближайшей перспективе будет работать в Тольятти. Через несколько лет, я в это верю, мы станем одним из лидирующих импортеров. Что будет делать дальше "General Motors"? Расширять производство в Тольятти и не искать новых партнеров. Как мне видится, правильным шагом было бы создание завода по выпуску двигателей, который стал бы частично поставщиком СП и частично - "АВТОВАЗа".
Руководство "Дженерал Моторс" действительно высоко оценило состояние нашего производства и квалификацию инженерного состава. И, судя по всему, эта оценка послужила решающим аргументом при принятии решения взять "на вооружение" новую модель "Нива". По заданию господина Хермана в Тольятти не раз побывала группа конструкторов и дизайнеров из Германии. У них практически не было замечаний по новому проекту. Кроме того, Дэвид Херман вынес на рассмотрение руководства корпорации "GM" предложение: проект создания автомобиля "Шеви-Нива" рассматривать как первый этап сотрудничества между "АВТОВАЗом" и "General Motors".
В Женеве на международном автосалоне прозвучало публичное заявление о создании совместного предприятия. На пресс-конференции американской стороной была дана высокая оценка инжиниринговым службам АВТОВАЗа, создающим конкурентную автомобильную технику, а также всему коллективу акционерного общества, сохранившего лидирующее положение в российском машиностроении. Очень важным в состоявшейся пресс-конференции стало участие Дэвида Хермана. Он отметил большой долевой вклад АВТОВАЗа в виде его научно-технических разработок, интеллектуального потенциала, который содержится в автомобиле ВАЗ-2123. На московском автомобильном шоу этого года представители "GM" сделали заявление, что новая "Нива" ВАЗ-2123 является уникальным автомобилем по своей конструкции и дизайну, аналога которому в мировой автопромышленности не существует.
Поэтому все разговоры о том, что "Шеви-Нива" будет абсолютно другой машиной, не имеющей ничего общего с ВАЗ-2123, безосновательны.
- Планируется сделать различные варианты внедорожника, но, дополнительные комплектации не должны нарушать первоначальный образ автомобиля, созданный вазовскими специалистами, - официально заявил Джек Китон, директор по управлению материалами СП.
Создание СП с американцами - это пример взаимовыгодного партнерства на паритетных началах. Интеграция в мировое автомобилестроение неизбежна. То, что "пионером" здесь выступил именно АВТОВАЗ и объектом зарубежных инвестиций явился именно российский автомобиль - это повод для гордости, а не источник для скептицизма.
Светлана Лысякова,
Пресс-центр АО "АВТОВАЗ"
29.10.2001
01.12.2008 09:24:53