С грацией опытного гонщика я надеваю перчатки, выжимаю сцепление и резко давлю на газ. Машина с пробуксовкой срывается с места, пассажиры испытывают неожиданно сильные перегрузки, водители иномарок, пытаясь не отстать, до звона выкручивают моторы. Мы едем на "восьмерке". На роторной "восьмерке".
Сейчас по московским дорогам ездит около двухсот автомобилей с российскими роторными моторами. Как правило, это "восьмерки" и "девятки", но продаются также ВАЗ-21099 и -2115. Распознать их можно по необычному, приятному звуку мотора. По документации роторная восьмерка разгоняется до "сотни" за 8,5 секунд, почти как BMW 323i. Максимальную скорость без специальной аппаратуры определить невозможно: машина продолжает разгоняться, даже когда стрелка спидометра упирается в отметку 180 км/ч. Прекрасная динамика оборачивается дополнительным расходом бензина и масла: при городской езде расход топлива достигает 15 л/100 км, при движении по трассе — 12 л/100 км. Правда, допускается длительная эксплуатация на 80-м бензине. Масла расходуется около 60 г/100 км.
В Тольятти роторный ВАЗ-2108 стоит всего $5100. Однако любители быстрой езды, как правило, вкладывают еще несколько тысяч долларов на доработку автомобиля. На случай выхода из строя двигателя раньше времени (что случается нередко: по документации ресурс — 125 тыс. км, но многие моторы не доживают и до 50 тыс.) надо отложить еще $900—1000. Столько стоит замена корпуса двигателя (вне стен завода капремот пока невозможен). Гарантия распространяется только на 30 тыс. км пробега или на год эксплуатации.
Многие считают владельцев отечественных машин с роторными моторами безумцами. Ведь за те же деньги можно приобрести подержанную иномарку с лучшими ездовыми свойствами, надежностью и комфортом. Но, с другой стороны, иномаркой сейчас никого не удивишь, а вот 140-сильный ВАЗ со стандартным заводским шильдиком "1500" вряд ли останется незамеченным в дорожном потоке. К тому же владельцы российских "волков в овечьей шкуре" вполне могут похвастаться эксклюзивностью своего авто: ежегодно на ВАЗе собирают не более ста роторных машин.
Кстати…
Первый опытный роторный двигатель современного типа, построенный немцем Феликсом Ванкелем, порадовал окружающих своим баритоном 7 июля 1958 года. Через шесть лет односекционный роторный двигатель уже устанавливали на серийный автомобиль NSU Spider, прототип которого впервые показали во Франкфурте в 1963 году. В мае 1967-го дебютировала роторная Mazda Cosmo Sport, оснащенная двухсекционным мотором, а тремя месяцами позже немцы показали NSU Ro80. Около тысячи автомобилей с роторными двигателями было выпущено под маркой Citroen. Роторные прототипы также разрабатывались специалистами General Motors, Daimler-Benz и Nissan, но в серию они не пошли.
Роторный бум шестидесятых был подкошен нефтяным кризисом: неэкономичные машины и высокие цены на бензин стали не совместимы. В итоге выпуск роторных двигателей продолжили только две компании — Mazda и ВАЗ, на котором в 1974 году было создано Специальное конструкторское бюро роторно-поршневых двигателей. В СССР роторными моторами оснащали "копейки" спецслужб. Сначала отечественные роторные моторы были односекционными мощностью 70 л.с., позже появились двухсекционные. С 1998 года вазовские роторные машины стали доступны всем желающим.
В 1978 году японцы начали выпуск купе Mazda RX-7 — впоследствии самого популярного автомобиля с роторным двигателем. В 1991-м команда из Японии впервые одержала победу в 24-часовой гонке в Ле-Мане: гоночный болид Mazda 787B, оснащенный четырехсекционным 700-сильным двигателем, проехал 4923,2 километра со средней скоростью 205,1 км/ч. Всего японцы выпустили около 1800000 роторных автомобилей разных моделей.
Сейчас на роторном фронте затишье. Mazda RX-7 третьего поколения (выпускается с 1991 года) продается только в Японии. Роторные "восьмерки" и "девятки" также не экспортируются — они не отвечают заграничным экологическим стандартам. В 2003 году в продаже появится Mazda RX-8, которая, по прогнозам японских маркетологов, должна стать культовой машиной. Новый роторный мотор Renesis отвечает экологическим нормам Euro 4, а по экономичности приближается к поршневым двигателям с непосредственным впрыском топлива (при равной мощности он на 40% экономичнее мотора выпускаемой сейчас RX-7). Дебют серийного автомобиля, скорее всего, приурочат к столетию Феликса Ванкеля, родившегося 13 августа 1902 года.
На ВАЗе готовят к сертификации автомобили с инжекторными моторами Ванкеля и роторные автомобили десятого семейства.
Информация, которая может пригодиться
- 1. Подробные характеристики роторных автомобилей размещены на вазовском сайте -раздел РПД
Об условиях покупки этих автомобилей можно узнать по телефону в Тольятти: (8482) 39-10-02 или по электронной почте msm@dd.vaz.tlt.ru
- 2. В Москве машину с мотором Ванкеля можно приобрести в автосалоне "Лада-Фаворит" по адресу: ул. Коптеровская, 71. Тел.: 450-7989, 450-4063, 450-6992. Адрес в Интернете: http://www.ldf.ru
- 3. Техцентр по обслуживанию роторных автомобилей ООО "С.В.И" находится по адресу: ул. Заозерная, д. 15-б (ст. м. "Выхино", на пересечении МКАД с трассой Вешняки—Косино, на территории первого батальона ГИББД). Тел.: 700-5500, 700-5375.
27.11.2001
Авторевю