Сражение за Москву, похоже, на исходе. Столицу наконец поделили. Почти все автокомпании мира обозначили здесь свои интересы - обзавелись таким количеством дилерских центров, какое считали необходимым. Резерв активного развития практически исчерпан. Начинается второй этап битвы за российского покупателя - теперь провинциального. Для всех очевидно: в ближайшие два-три года в глубинке ожидается настоящий дилерский бум. Новые автоцентры станут расти как грибы после дождя.
ПЛАН региональной атаки лежит на столе практически у каждого главы представительства зарубежного автопроизводителя. Кто-то готов действовать молниеносно, другие решили растянуть операцию по развитию мощной дилерской сети в провинции на несколько лет. Однако абсолютно всех объединяет стремление закрепиться в большинстве крупных городов, как правило, с населением более миллиона человек. Кроме того, лакомым куском для западных компаний являются нефтяные регионы, где их дилеры пока представлены совсем слабо. Правда, региональные претенденты на дилерство не должны обольщаться - требования к ним будут стандартными. То есть такими же жесткими, как в двух столицах.
- Российские города-"миллионеры" представляют для нас стратегический интерес, - соглашается генеральный директор московского представительства "Volvo" Бенгт Карлссон. - Однако, несмотря на это, кандидатам в дилеры не будет никаких поблажек. Стать нашим партнером в провинции сможет только сильная команда профессионалов, готовая выполнять корпоративные требования.
Примерно так же определяют свое отношение к дилерам и в представительстве "Audi". Тем более, здесь есть из чего выбирать - в конкурсах на дилерство в 18 регионах участвуют в среднем по три претендента. Есть регионы, где конкуренция значительно выше.
- "Audi" предоставляет дилерам очень выгодные условия работы, - признается глава российского представительства компании Оскар Ахмедов. - Но при этом наши партнеры должны строго следовать определенным правилам. Не имеет значения, где расположены дилерские центры - в Москве или, например, в Тюмени. Вне зависимости от географии они обязаны гарантировать клиентам высочайший уровень сервиса. Наконец, недопустимо совмещение дилерства "Audi" и других марок.
Кстати, в самое ближайшее время официальные продавцы "Audi" появятся в Калининграде, Екатеринбурге, Уфе, Тюмени, Челябинске и Красноярске. А на вторую половину 2002 года запланировано подписание дилерских контрактов в Казани, Иркутске, Краснодаре, Магнитогорске и Тольятти. Везде требования к дилерам будут стандартными.
Не стоит рассчитывать на поблажки и будущим региональным партнерам "General Motors". Если несколько лет назад джиэмовцы (как, впрочем, и их коллеги из других крупных корпораций и концернов) при подписании контракта в провинции могли закрыть глаза на некоторые недостатки партнера, то теперь, наоборот, смотрят в оба. Если кандидат в дилеры по каким-то параметрам не соответствует корпоративным требованиям, у него практически нет шансов.
- Разумеется, масштабы наших центров в провинции могут быть скромными по сравнению с Москвой, - объясняет политику компании менеджер по развитию дилерской сети "General Motors" Юрий Соловьев. - Однако их оформление и техническое оснащение в любом случае должны соответствовать высоким стандартам GM.
В расписании джи-эмовцев на будущий год - завоевание городов-"миллионеров" от Санкт-Петербурга до Восточной Сибири. Разумеется, особым пунктом в этом плане значатся так называемые "сырьевые" регионы с их большим покупательским потенциалом.
Всерьез взяться за Тюмень, Магнитогорск, Иркутск и Красноярск планируют и в компании "BMW Russland Traiding".
- Кроме того, мы будем открывать дилерские центры в Волгограде и Ставрополе, - рассказывает менеджер компании Денис Петрунин. - От московских они могут отличаться лишь меньшими размерами. О каких-то скидках "на провинциальность" не может быть и речи.
Кстати, конкурс на право стать дилером BMW обычно тоже довольно высокий. Ну а если в регионе не находится хотя бы трех претендентов, представительство откладывает решение вопроса на некоторое время.
Чуть демократичнее относятся к кандидатам в дилеры в корпорации "Ford". Например, иногда разрешают совмещать дилерство (при условии обустройства отдельного шоу-рума, оформленного в корпоративном стиле). Между прочим, фордовцы планируют действительно крупномасштабное наступление по всей России: согласно решению руководства московского представительства компании, должно быть открыто несколько десятков дилерских центров.
Наконец, большие возможности открываются перед региональными компаниями, готовыми связать свое будущее с "Citroёn" (у этой компании дилеры есть пока только в Москве и Санкт-Петербурге). Но французы уже присматриваются к провинции, не имея, правда, определенных планов региональной экспансии. Наверное, в этой ситуации многое зависит от инициативы самих кандидатов из российской глубинки...
Казалось бы, региональные сливки могли снять крупные столичные автохолдинги, которые способны делать солидные и долгосрочные инвестиции. Но они не спешат за пределы Московской кольцевой автодороги, оставляя шанс регионалам. Объясняется такая позиция, конечно, не состраданием к провинциальному бизнесу, который из Москвы кажется слишком скромным, а серьезными расчетами. Оказывается, эффективно управлять автоценрами в регионах из Москвы не так просто.
- На наш взгляд, это практически невозможно, - резюмирует президент "Рольф-Холдинга" Сергей Петров. - Топ-менеджеры в провинции вполне могут выйти из-под контроля и принимать решения, вредные для бизнеса.
С Петровым согласны и представители других стремительно развивающихся автомобильных структур Москвы: надежнее вкладывать деньги в столичные проекты. "Отбить" инвестиции здесь в любом случае можно быстрее, чем в регионах.
Дмитрий БАРИНОВ
ноябрь, 2001г.
Клаксон