"Еврокопейка" влетит в копеечку
Газета.ру Иван Марчук
Глава АвтоВАЗа пообещал показать на Московском автосалоне 2002 года замену нынешней "классики" – модернизированные "четверки", "пятерки" и "семерки". Дело в том, что старые стоят неприлично дешево.
Заявления о том, что с "классикой" что-то будут делать, проскакивали в выступлениях руководителей АвтоВАЗа еще с прошлой осени. "Шестерок" это не касалось, с ними и так понятно – сборку должны были перевести, и действительно перевели, в Ижевск. Но оставались еще "четверка", "пятерка" и "семерка", за неимением лучшего играющие роль российского "народного автомобиля".
Первым выступил на эту тему вице-президент по производству Михаил Добындо, еще в ноябре заявивший, что модернизация "классики" уже запланирована, и даже известна точная сумма, в которую она обойдется. ("Газета.Ru" об этом рассказывала). Сколько конкретно денег нужно заводу под этот проект, Добындо, правда, не уточнил, отметив только, что "речь идет о небольших инвестициях". Да и про саму машину сообщили немного. По словам Добындо, "это будет заднеприводный автомобиль, но с модернизированной подвеской и впрысковым двигателем". Зато и цена не должна была меняться – "модернизированный автомобиль должен остаться в "классической" ценовой нише", заверил Добындо. Правда, понятие это, как оказалось впоследствии, довольно растяжимое.
Чуть позже выступил на ту же тему генеральный директор АвтоВАЗа Алексей Николаев. Он сказал немножко по-другому: "классика" будет меняться лишь в плане соответствия нормам безопасности и токсичности, да и то если потребует рынок". Потому что – кто его знает, этот рынок, – может, безопасности машин он совсем и не требует. При этом Николаев добавил, что "в ближайшие годы спрос на автомобили классической компоновки останется стабильным".
Теперь – последним, как и подобает руководителю – свою точку зрения высказал Каданников.
Он сообщил, что новую "классику" покажут уже на ближайшем Московском автосалоне, до которого осталось чуть больше полугода.
Глава АвтоВАЗа указал и время, в течение которого новые автомобили займут место на конвейере: "в те же сроки, что и "Калина", то есть в 2005-2006 годах. Чем новые автомобили будут отличаться от нынешних, глава завода опять же уточнять не стал. Зато сообщил цену. Ее, чего бы это ни стоило, "нужно удержать в пределах $4,5–5 тыс., чтобы не потерять внутренний рынок". Как пояснил Каданников, требуется "совершить качественный скачок без значительного скачка цены". Впрочем, пока, как именно будет выглядеть новая "классика", и что в ней модернизируют конкретно, детально не знают ни в пресс-службе завода, ни наши источники на заводе.
Вопрос, зачем модернизировать безнадежно устаревшую "классику", которую покупают только из-за низкой цены, загадочен. На первый взгляд, лучше отдать роль народного автомобиля ценой $4,5-5 тыс. "восьмеркам-девяткам", которые сейчас как раз столько и стоят.
Ответ, видимо, скрывается в тонкостях ценовой политики.
Многие помнят, что в начале 1990-х переднеприводные ВАЗы стоили даже дешевле "семерок". Позже экономическая конъюнктура и спрос населения привели к тому, что цены на эти модели разъехались в разные стороны. Сначала разница была не особенно существенна, но сейчас при средней цене "семерки" в $3,4 тыс. "девятка" идет (тоже в среднем) по $4,4 тыс.
Понятно, что очень хочется подтянуть цену на "классику". Но если подтягивать просто так, можно вызвать недовольство покупателей и вопросы в правительстве, которое, хоть и занимается поддержкой отечественного автопрома, едва ли готово прощать ему такие ценовые фокусы. К тому же сам АвтоВАЗ в начале года торжественно обещал не поднимать цены в 2002 году больше чем на 10%. А тысяча долларов для машины ценой $3,5 тыс. – это почти 30%.
"Модернизация" – лучший способ поднять цену, формально избежав при этом всех претензий.
Ведь новые модели в России всегда стоят дороже старых и продаются гораздо лучше, даже если различия между ними минимальны. Информацией о том, в чем же эти различия будут состоять, ВАЗ (видимо, опасаясь, что западные концерны у него своруют разработки) ни с кем не делится. Не знают об этом ни дилеры, ни околовазовские круги. Доподлинно известно только насчет инжекторного двигателя и обновленной подвески. Возможно, к ним добавится и некоторая "косметика". Едва ли все это вместе должно стоить $1-1,5 тыс., тем более что в результате все равно получится та самая "копейка" 30-летней давности, только немного осовремененная – ее уже и прозвали "еврокопейкой". Но у российского авторынка, который регулируется не спросом, а лоббированием в правительстве, свои законы, и тонкий ценовой маневр вполне может завершиться полным успехом.
11 ЯНВАРЯ 20:33
www.gazeta.ru/auto
01.12.2008 09:24:56