У нас сегодня необычный день. Сегодня в прямом эфире радиостанции "Новый век" человек, который собирается изменить представление россиян о качественном автомобиле. Такими словами Вячеслав Строченков открыл встречу генерального директора СП "GM — АВТОВАЗ" Джона Милонаса с представителями тольяттинских СМИ.
Встреча действительно была необычной. 50 минут эфирного времени пролетели на одном дыхании. Стенограмма перед вами.
— Всего шесть дней отделяют нас от исторического события. 23 сентября первая "Шевроле-Нива" сойдет с конвейера СП "GМ — АВТОВАЗ". Беспрецедентный факт для России. Господин Милонас, все ли готово?
— Да, да, да!
— Какие проблемы возникали в ходе подготовки к производству?
— Когда вы начинаете новое дело, подобное этому, всегда существуют проблемы. Даже если вы строите дом, вы сталкиваетесь с проблемами. А нам удалось построить целый завод всего за 12 месяцев. У нас были определенные проблемы зимой.
А если говорить о самом изделии, то у нас были проблемы с поставкой деталей. Но мы были готовы к этому. Я запустил уже восемь заводов, подобных этому, и уже привык к такого рода проблемам. Ничего экстраординарного.
— Кто станет первым покупателем автомобиля "Шевроле-Нива"?
— Я могу вам назвать первых троих покупателей. Первый автомобиль купит губернатор Самарской области Константин Титов. Второй автомобиль будет куплен моей женой. Но плачу за него я (Смеется.). И я скажу вам, что это очень хороший автомобиль, в противном случае, я бы его не покупал. И третий автомобиль купит господин Уткин, мэр этого города.
— Какова цена этого автомобиля?
— Очень дешевый. На самом деле цена этого автомобиля гораздо выше. Но в самом начале, еще два года назад, мы пообещали, что цена будет $ 8000. И поэтому я очень счастлив и горд, что первые восемь тысяч долларов я получу от губернатора, я очень счастлив получить $ 8000 от моей жены (Смеется.) и еще столько же — от мэра города.
— Итого $ 24000. Куда вы их направите? Были разговоры, что вы их направите на благотворительные цели.
— Да. Мы пришли к выводу, что первые три автомобиля стоят того, чтобы деньги, вырученные за их продажу, пошли жителям этого города. Мы решили, что наш дом теперь здесь. И мы хотели бы стать частью этого общества. Есть люди, которые нуждаются в помощи. И мы им поможем.
— Серьезный вопрос: как вы будете продавать внедорожники на внутреннем и внешнем рынках?
— Легко. Просто скажите, что на рынке есть такой автомобиль "Шевроле-Нива". В настоящий момент спрос на наши модели чрезвычайно высок. Мне не нужно рассказывать вам, что "Нива" — очень хорошее имя, очень хороший имидж в России.
Но наш автомобиль отличается. Это абсолютно другой автомобиль по сравнению с тем, к которому привыкли россияне. С технической точкой зрения это намного более продвинутый автомобиль. И очень привлекательный. Я уверен, что мы будем его хорошо продавать.
— Господин Милонас, у вас уже заключены дилерские отношения с какими-то фирмами? Существует ли вообще какая-то дилерская сеть?
— Да, у нас уже есть дилерская сеть. Мы уже подписали некоторые контракты. По завершении процесса создания дилерской сети предполагается, что в России у нас будет около девяноста семи дилеров.
Весь процесс создания дилерской сети будет проходить в три этапа: первый — получить первые двадцать дилеров. Он будет завершен к концу текущего года. Мы уже отобрали восемнадцать дилеров и рассматриваем еще пятерых дилеров, чтобы выбрать всего двоих. К концу марта 2003 года у нас будет уже тридцать пять дилеров, а к октябрю будущего года у нас будет девяносто один дилер. К концу будущего года их будет девяносто семь.
— Господин Милонас, в одном из интервью вы говорили, что стажировки на конвейере совместного предприятия не минует ни один работник, в том числе и вы. Эта стажировка уже прошла или только состоится? И чего вы от нее ждете?
— Нет, стажировка еще не прошла. Дело в том, что мы еще не начали свою производственную деятельность. В настоящий момент мы собрали две пилотные серии автомобилей "Пилот-1" и "Пилот-2". Это учебные программы, которые используются для обучения персонала. А вчера мы начали заполнение производственной линии, то есть со вчерашнего дня мы начали производство автомобилей, подлежащих сбыту автомобили, которые будут продаваться.
После 23 сентября мы разобьем наших сотрудников на две группы, и они будут работать на сборочном конвейере вместе с нашими рабочими. Я буду работать на сборочной линии третью неделю октября.
— Господин Милонас, каковы приоритетные направления, по которым вы будете работать?
— Я фанатично одержим одной идеей. Эта идея — снижение потерь любого рода. Приоритет № 1 — чтобы каждый работник СП избегал потерь любого рода, любой формы.
Существует сто сорок семь видом потерь в любой отрасли промышленности. Мы будем обучать наш персонал различать первые семь видом потерь, главные семь видов. И когда они научатся этому, я буду счастлив. Но для этого нам понадобится примерно год.
Есть еще два момента, которые чрезвычайно важны. Это качество. Качество изделия, качество работы, качество общения. И мы будем обучать наших специалистов работать, руководствуясь принципами качества.
Третий момент — безопасность персонала. Мы хотим, чтобы сотрудники приходили на работу, зная, что они покинут рабочее место в полной безопасности, зная, что не будет никаких неприятностей.
И я хотел бы сказать о трех приоритетах. Прежде всего это люди. Если мы говорим о деятельности — это качество. Если мы думаем о деньгах, то здесь стремимся к снижению потерь до нуля. Это секрет — ничего больше.
— Что получает Россия от совместного предприятия "GМ — АВТОВАЗ"?
— В этом году мы выпустим всего 456 автомобилей. В будущем году планируем 35000. И 30000 из них останутся в России. 5000 предназначены на экспорт. Потому что мы никогда не отказывались от идеи предоставить этой стране средство передвижения, которое приспособлено для России и которое будет доступно. Мы всегда будем продавать гораздо больше автомобилей на внутреннем рынке, чем на внешнем.
— Уважаемый Джон, в последние дни просачивается неприятная информация, что некоторые поставщики срывают поставки. В связи с этим вопрос: 23 сентября мы увидим действительное начало серийного выпуска автомобилей или это будет некая инсценировка давно обещанного мероприятия?
— 23 сентября будет не игра и не инсценировка. Это будет церемония. Первый автомобиль сойдет с конвейера. Но 24 сентября вы можете увидеть продолжение выполнения нашей программы, то, что я называю серийным производством. Вначале мы будем выпускать автомобиль довольно медленно, что связано и с поставками. Мы должны убедиться, что система поставок работает. И такой ритм работы вызван тем, что мы должны убедиться — наш персонал учится, собирает автомобиль правильно и в соответствии с высокими стандартами.
Дело в том, что 456 автомобилей мы способны произвести за один день. Но это не та система, которую мы бы хотели принести в Россию. Мы будем ускорять производственный ритм постепенно до достижения проектной мощности. Приходите, пожалуйста, 24 сентября и вы увидите, что автомобили сходят с конвейера.
Что касается поставщиков. Да, с ними существуют проблемы, и это не секрет. Но вы должны понять, для России, для Тольятти это первое столкновение с абсолютно новой системой поставок. Поэтому поставщики должны быть в состоянии отрегулировать собственную систему. А мы должны помочь им в этом. Для этого у нас есть два основных инструмента: процесс планирования и процесс качества. И в этом отношении мы никогда не изменим свои приоритеты. Мы должны гарантировать поставку качественного изделия любому нашему заказчику. Эти автомобили будут продаваться по всей Европе, а нам известен только один стандарт качества. Нет качества для Европы и качества для России.
Поставщики учатся. Иногда они испытывают шок, но при этом понимают, что должны очень быстро учиться и приспосабливаться к новой ситуации.
Хотел бы отметить: в данном регионе создана хорошая сеть поставщиков. И за это я хотел бы поблагодарить АВТОВАЗ. Именно они создавали эту сеть на протяжении тридцати лет. Конечно, придется обучиться новым фокусам, новым методам ведения бизнеса.
— Какова экономическая значимость проекта? Какие налоговые поступления ожидаются в бюджет области и города? И наконец, какими налоговыми льготами будет пользоваться местное предприятие?
— С экономической точки зрения этот проект заставит "проснуться" целый регион. И естественно, мы будем платить ту же часть налогов, что и другие предприятия.
Что касается льгот. Они существуют, но не велики. Пример: мы потратим около полутора миллионов долларов на обучение персонала и получим в качестве льгот всего 56000. Этого недостаточно даже для того, чтобы оплатить билеты. Но мы должны и будем работать в рамках существующей системы налогообложения и не видим никаких проблем.
— Основной поставщик предприятия — АВТОВАЗ на прошлой неделе начал передачу "черных" кузовов. Каково качество поставок и как происходит этот процесс?
— Естественно, АВТОВАЗ самый крупный наш поставщик. Завод проделал хорошую работу по обеспечению уровня наших требований. Но существуют определенные проблемы.
Дело в том, что установлена абсолютно новая сварочная линия. А я в своей жизни ни разу не видел роботизированную линию сварки, которая не имела бы каких-то проблем.
Я впечатлен вашими людьми. Они очень много и напряженно трудятся, чтобы найти решение проблем. Специалисты "GM" работают вместе с ними, чтобы обеспечить должное качество. Но я должен заявить, что ни при каких обстоятельствах мы не допустим наличие некачественного изделия на нашей производственной линии. Поэтому мы просто уничтожим некоторые кузова. Я уже говорил, что мы проводили пилотную сборку "один" и пилотную сборку "два". "Пилот-1" — это шесть полностью собранных автомобилей, а теперь мы их просто утилизируем. Мы выбросим их. (Соотечественники, наверное, рыдали у радиоприемников. — С.Г.).Их собирали с единственной целью — обучение. Мы изучали — что необходимо на конвейере, какой должна быть последовательность операции на линии. Поэтому они будут просто уничтожены.
Что касается партии "Пилот-2", эти шесть автомобилей не покинут родного предприятия. Они хорошо выглядят, хорошо собраны. Но для меня они не высочайшего качества. Поэтому они и не будут выпущены за пределы завода.
— Господин Милонас, почему вы считаете, что те же самые тольяттинцы при небольшой разнице в зарплате будут работать лучше и создавать действительно качественный автомобиль?
— Мы думаем, что людей привлекут условия работы, новая технология и методы работы. И конечно, мы считаем, что привлекает само изделие, качество нашего автомобиля и те услуги, которые мы могли бы оказывать обществу.
А увеличение в зарплате вызвано необходимостью гораздо больше учиться. Наш сотрудник должен быть более гибким и разносторонним в своей деятельности. Опять-таки, мы немножко доплачиваем за их мозги. Плюс у нас свои особенности в отношениях между персоналом. Все сотрудники будут носить такую же униформу, в которой я сегодня. Все. И те, кто на сборочной линии, и те, кто в офисе. И я надеюсь, что мы будем стоять в одной очереди в столовой. Потому что я также буду питаться в рабочей столовой. Мы привносим сюда новые методы производства и новые методы работы в целом. Это будет очень интересно для людей.
— Есть ли еще вакансии на "GМ — АВТОВАЗ"?
— Существует очень много вакансий. Набор персонала идет постоянно. Сейчас у нас работает немногим меньше двухсот человек, а к началу 2004 года у нас будет работать 1200 человек. Но мы будем набирать работников вместе с повышением производственных мощностей. Мы очень надеемся на обучение и верим вам. Каждый работник будет иметь не менее 100 часов обучения в год.
— Как попасть к вам на работу?
— Нужно подать заявление в наш отдел по персоналу и пройти тесты.
— Каким будет цвет первого автомобиля?
— Он будет серебристым. Все первые 456 автомобилей будут серебристыми. Очень привлекательный цвет. А с января 2003 года у нас будет семь различных цветов.
— Уважаемый Джон, насколько "Шевроле-Нива" будет отличаться от "ВАЗ-2123", собиравшегося в ОПП ВАЗа?
— Довольно много отличий. Если я скажу, что слишком много отличий, я расстрою своих коллег-инженеров. Если скажу, что не очень много — расстрою будущих покупателей. Поэтому я скажу правду: довольно много изменений.
Мы изменили главный тормозной цилиндр и усилитель. Это повлекло дополнительные расходы, но мы были готовы к такому повороту.
Второй важный момент — рулевое управление. Поэтому все автомобили будут иметь гидроусилитель руля. Скажу так: три недели назад мы проводили испытания на полигоне в Москве. И я счастлив сказать — мы лучше наших конкурентов. Я очень доволен результатами — они превосходны.
Также мы изменили сцепление и коробку передач. Изменили шарикоподшипники, механизм переключателя передач, прокладки, уплотнители и... многие другие моменты. Характеристика автомобиля с точки зрения шума намного лучше. Автомобилем очень приятно управлять. Он превосходно выглядит. Мы будем победителями. Это я вам обещаю. На сто процентов!
Это практический полный текст интервью опубликованный в газете "Площадь Свободы", но "за кадром" осталось ряд вопросов, таких как про Опель-Астру и ряд других, о которых говорилось в новостях от LADAONLINE.
01.12.2008 09:25:09