В Тольятти на СП GM-АвтоВАЗ начался выпуск автомобиля Chevrolet Niva.
Честно говоря, в какой-то момент мы даже перестали верить, что когда-нибудь случится договор о сотрудничестве между мировым автогигантом и нашим АвтоВАЗом (переговоры шли чуть ли не 10 лет!). А когда его все-таки подписали – опять же были сомнения: а получится что-то путное? Ведь, к сожалению, за плечами у General Motors – неудачный опыт СП в Елабуге... Но этой зимой новый генеральный СП Джон Милонас в интервью ЗР убеждал: их первое совместное авто сойдет с конвейера точно в срок. Хотя вокруг одиноко стоящего сборочного корпуса грязи было по колено, только-только заложили фундаменты окрасочного цеха, складов... Словом, поводов для сомнения было полно. Однако мистер Милонас оказался прав: точно в срок из цеха выкатились первые Chevrolet Niva.
Где и кто
Пока на заводе работает только сборочный цех, хотя в перспективе – полноценный производственный цикл. Пока же кузовы варят на ВАЗе (там у СП свой цех), а красят в ОПП. Среди поставщиков – сам АвтоВАЗ (кузовы, двигатели, трансмиссия); "АвтоВАЗагрегат" (система выхлопа, сиденья); "Сызраньпластик"... всего 125 российских фирм. Вообще 98% всех комплектующих – наши. Из импорта: главный тормозной цилиндр, сцепление, кожзаменитель для обтяжки приборной панели, ткань для обивки салона, ГУР фирмы ZF, решетка радиатора, шильдики Chevrolet, а еще всякие прокладки, манжеты, шайбы и другая резиновая мелочь.
Доля работающих на СП иностранцев невелика – всего 11 человек (среди примерно 4000 россиян). Обнадеживает, что все российские специалисты, занятые непосредственно на производстве, учились на заводахGM в Европе: в Германии, Великобритании, Польше; некоторые даже в Штатах.
Устроиться сюда непросто. Когда в прошлом году в местных газетах появились объявления о приеме на работу, пришло очень много желающих. Кандидатов отбирала германская фирма "ТПМ". Ее специалисты проводили разные деловые игры, ставили перед кандидатами задачи, позволяющие проявить себя с разных сторон. Отсеялось процентов 60 всех желающих...
Как и что
Самое главное: на заводе используется система контроля качества, принятая на всех GM. Оборудование – аналогичное. Директор по качеству СП – немец (!!). И критерии качества, как следует из всего этого, те же, что и в Европе, никаких послаблений не будет.
Внешне Chevrolet Niva, сошедшая с конвейера 23 сентября, мало отличается от обычного ВАЗ-2123, выпущенного год назад на ОПП ВАЗа. Но специалисты уверяют – они разные. 2123 делали по обходной технологии, что называется, "на коленке", а кузов "иностранки" сваривается на конвейере роботами. Соответственно, допуски – минимальны, панели подогнаны отлично. Качество сварки проверяется на электронном стенде.
Что же до внешних отличий... Изменена комбинация приборов, сделан удобный перчаточный ящик. Панель с новой обтяжкой значительно облагородила весь салон; новый руль – меньше и удобнее, украшен эмблемкой Chevrolet. Новые рычаги КП и раздаточной коробки, свеженькая обивка салона. Ну и хватит...
Двигатель и КП пока "родные", но, вроде, доведены до ума специально для установки на Chevrolet Niva. Совершенно новая система выпуска выхлопных газов снизила шум и увеличила мощность. Со временем для экспортных вариантов машины подберут импортный двигатель (бензиновый или дизельный), АКП и кондиционер.
Первые машины поступят в продажу 24 октября. Этим займутся специальная структура СП и дилеры АвтоВАЗа (только те, что соответствуют требованиям GM). Заранее предупреждаем: до 2003 года СП намерено сделать всего 456 машин, из которых несколько десятков пойдут на тесты, сертификации и т.д. Цена до конца года – $8 тысяч. Проектная мощность – 75 тыс. автомобилей – грозит заводу только через 3 года.
Игорь МОРЖАРЕТТО Журнал "За рулем"
01.12.2008 09:25:09