1 октября вступили в силу новые правила продажи автомобилей, призванные раскрепостить дилеров, т.е. ослабить контроль автостроителей над продавцами.
На европейском авторынке отменено "крепостное право". Теперь производители не смогут решать, кто и на каких условиях может продавать их продукцию, а это, как ожидается, приведет к выравниванию цен на автомобили в различных европейских странах. С октября этого года вы сможете приобрести любой автомобиль у любого дилера в любой стране Евросоюза. Иными словами, различные марки машин будут продаваться в одном и том же магазине. Облегчаются условия торговли для супермаркетов, а также фирм, продающих автомобили через интернет. Кроме того, решение Еврокомиссии от 17 июля текущего года кладёт конец монополии производителей машин на их гарантийный ремонт и продажу фирменных запчастей. Теперь любая мастерская, а не только своя ("авторизованная") как это делается сейчас, сможет приобретать у автостроителя все необходимые ей детали и запчасти. В качестве значительной уступки автомобилестроителям Европейская комиссия отложила на три года разрешение дилерам открывать салоны в любой стране ЕС по их усмотрению.
Самые дорогие машины - в Германии
Эти реформы были проведены в связи с многочисленными жалобами европейцев на то, что цены на одну и ту же машину в разных странах ЕС могут сильно отличаться - иногда разница составляет 35%. Наиболее дорогие машины - в Германии и Австрии. В ФРГ 41 из 82 популярных автомобилей продаются по самым высоким в странах Европейского союза ценам. Так Volkswagen предлагает в Германии модель Golf по цене на 30,5% превышающей цену на тот же самый автомобиль в Финляндии. Выгоднее всего покупать новые автомобили в Испании, Греции, Финляндии и Дании. Новые правила, вступившие 1 октября в силу, призваны, по замыслу Еврокомиссии, выравнять цены на европейском авторынке. Союз европейских автодилеров полагает напротив, что либерализация европейского авторынка приведет к удорожанию автомобилей в странах с пока ещё низкими ценами. То есть ориентиром для "выравнивания" станут цены в Германии. И в Германии, где каждое пятое рабочее место связано с производством и эксплуатацией автомобилей, либерализация авторынка вызывают глубокую озабоченность - доходы в отрасли снизятся. Причём, в отличие от автостроителей, авторемонтники не смогут увести свои цеха за границу, так что рабочим придётся мириться с сокращением расценок.
Автомобиль из универмага
В течение 17 лет европейская автопромышленность оставалась исключением из правил ЕС, гарантирующих свободу торговли. Естественно, свобода придёт не сразу, а постепенно. Сначала производители будут иметь возможность выбирать своих дилеров, а также отказываться продавать свои машины через супермаркеты. Впрочем, ожидается, что весьма скоро появятся большие салоны, где будут продаваться автомобили различных марок. Промышленность, профсоюзы, и многие автодилеры не ожидают от этих революционных изменений ничего хорошего. Какая-то часть мелких автодилеров, причём не только в Германии, исчезнет, разорится, поскольку не выдержит конкуренции с большими магазинами и компьютерными сетями.
Виктор Агаев, НЕМЕЦКАЯ ВОЛНА ,
01:10:2002 14:30