Мероприятие, которое проходило 23 сентября в Тольятти, напоминало пышную свадьбу. Невеста — новая Нива, в девичестве ВАЗ-2123. Официально оформив свои отношения с богатым американцем в лице концерна General Motors, она сменила фамилию. Теперь это Шевроле Нива. Или Chevrolet Niva. Или, для своих, Шеви-Нива.
Гостей — без конца и края. Глава концерна General Motors, вице-президент Европейского банка реконструкции и развития, посол США в России, губернатор Самарской области, мэр Тольятти... Среди приглашенных были и корреспонденты Авторевю.
ДЕЛО происходило на "дальнем дворе" ВАЗа, где всего за 15 месяцев выстроили сборочное предприятие. Темно-синий корпус, вылизанная территория. Внутри — идеальный порядок и очень праздничная атмосфера. Меры безопасности — самые серьезные. Но охраняли не столько высоких гостей, сколько виновницу торжества. Открыть дверь? Посидеть за рулем? Прокатиться? Ни в коем случае! От нас прятали даже инженеров и конструкторов...
И весь день — в том же духе: приветственные речи, торжественный молебен священнослужителей, и — ничего конкретного. Какие изменения были внесены в Ниву в ходе ее подготовки к производству на СП? Сколько собрано автомобилей? Какова розничная цена? Какое оснащение входит в базовую комплектацию? Есть ли список опций? А гарантийные условия? Наконец, кто будет продавать и обслуживать машины?
Ни на один из этих вопросов представители GM и АвтоВАЗа ответить не смогли. Или не хотели. А председатель совета директоров АвтоВАЗа Владимир Каданников сказал как отрезал: "Время плановой экономики, когда колбаса в одном регионе продавалась по два сорок, а в другом — по два сорок две, прошло! Прейскурантов нынче нет: автомобиль будет стоить столько, сколько за него будут платить покупатели, и ни на копейку меньше. Вот, например, первую машину мы продали губернатору Самарской области Константину Титову за восемь тысяч долларов".
Главный принцип рыночной экономики Каданников, похоже, усвоил неплохо. И все же из уст руководителя крупнейшего в мире автозавода подобные заявления звучат по меньшей мере странно. Возьмем пример того же концерна General Motors. С появлением каждой новой машины была известна не только цена, но и уровень оснащения, список дополнительного оборудования... Или, оказавшись в России, американцы тоже забыли, что такое прайс-лист? Тем более что в этот торжественный день было продано аж три машины: помимо Константина Титова новыми Нивами обзавелись мэр Тольятти Николай Уткин и жена генерального директора совместного предприятия GM-АвтоВАЗ Джона Милонаса.
Кстати, именно Джон Милонас немного разрядил обстановку: "Мы начнем продажи через месяц, 24 октября. Тогда же будут обнародованы розничные цены". Нам все-таки удалось узнать, что Нива в базовой комплектации действительно будет стоить около $8000. За эти деньги обещают автомобиль с передними электростеклоподъемниками и гидроусилителем рулевого управления. Кроме того, в гамме Нивы появятся машины в более богатом исполнении GLS ($9350), которые будут отличаться противотуманными фарами, легкосплавными колесами, декоративным колпаком запасного колеса и чем-то еще.
Когда гости во главе со счастливыми обладателями новеньких машин уехали, в огромном корпусе воцарилась мертвая тишина. Теперь, кажется, можно пройтись по конвейеру.
Просторный цех (его площадь — более 20000 м2) строили специально для нового производства, учитывая особенности технологии. Поэтому все операции — от входного контроля качества "голого кузова" до аудита готового автомобиля — проводятся под одной крышей. Несмотря на то, что Нива — вазовская разработка, джиэмовское влияние на организацию производства ощущается — тут и там висят табло на английском. Светло-кремовое (!) покрытие на полу размечено разноцветными линиями — так обозначены границы участков и специальные зоны для хранения деталей.
Линия первоначальной сборки называется Trim 1. Сюда поступают сваренные и окрашенные на основном производстве ВАЗа кузова (собственного сварочного производства у СП пока нет, а линия окраски заработает лишь в будущем году). Кстати, на конвейер попадают далеко не все поступающие с ВАЗа кузова — часть из них отбраковывается при входном контроле качества. Правда, джиэмовцы утверждают, что для начального этапа производства это нормально — точно такая же ситуация была и на других сборочных заводах концерна.
Кузова устанавливают на напольный конвейер. Затем снимают двери и отправляют их на отдельную линию подсборки дверей. Почти все сборочные операции ведутся вручную, но достаточно механизированы. Например, крупные узлы (сиденья, панель приборов) устанавливаются при помощи манипуляторов с ручным управлением. А вот "полноценный" робот на конвейере лишь один — он вклеивает лобовое стекло. Это даже не робот, а огромная автоматизированная установка — таких на наших заводах мы не видели. После того, как смонтирована обивка салона и установлена подсобранная на отдельном участке панель приборов, кузов продолжает движение уже на подвесном конвейере. Здесь устанавливаются магистрали тормозной системы, подушки крепления системы выпуска и другие "подпольные" узлы. Теперь кузов подготовлен к "женитьбе" — соединению с силовым агрегатом, трансмиссией и подвесками.
Двигатель, узлы трансмиссии и подвески также поступают с ВАЗа. Перед "женитьбой" их устанавливают на специальной подъемной платформе: теперь достаточно завернуть несколько болтов — и машина практически готова. Остается установить кресла и завершить сборку салона.
На "финишной прямой" на автомобиль навешивают подсобранные двери. Причем каждый автомобиль получает "родные", снятые именно с данного кузова двери — этим обеспечивается равномерность зазоров. Заправленная рабочими жидкостями машина следует на пост регулировки фар и углов установки колес, после чего переезжает на динамометрический стенд. Оттуда — в дождевальную камеру для проверки герметичности и, наконец — на аудиторскую площадку.
Сейчас на финальном участке конвейера — около десятка машин. Половина из них в полуготовом состоянии — нет дверей, некоторых деталей интерьера... А полностью собрано лишь три-четыре Нивы. Как их собирали — на конвейере или по "обходной" технологии? Нам не сказали. Судя по тому, что пульты некоторых манипуляторов все еще завернуты в полиэтилен, возможны варианты...
В любом случае, собранные машины производят очень приятное впечатление: хорошая покраска, ровные, хотя и не маленькие, зазоры между панелями. Самое заметное новшество — решетка радиатора с двумя горизонтальными прорезями и эмблемой в виде золотого креста. Правда, прежняя мордашка с вертикальными прорезями смотрелась выгоднее. Зато теперь машина лучше вписывается в модельный ряд General Motors и совсем не напоминает Jeep, как раньше.
Под нижней окантовкой фар появились заглушки: видимо, предусмотрена установка омывателей фар. Колеса новые: 15-дюймовые легкосплавные диски с эмблемой Chevrolet и шины Баргузин 4х4 (205/70 R15).
Есть обновления и в салоне. Передняя панель обтянута мягким импортным материалом толщиной около 5 мм: теперь "торпедо" смотрится богаче, да и на ощупь приятнее. Неуклюжего поручня перед передним пассажиром теперь нет. Вместо ползункового блока управления вентиляцией появилась классическая схема с тремя вращающимися рукоятками. Причем и материал рукояток, и усилия на них нам понравились. Убогий "десяточный" руль уступил место приятному на вид четырехспицевому бублику с эмблемой Шевроле (почти такой же мы видели на новой "классике" — ВАЗ-2151). Обивка дверей принципиально не изменилась, но сделана уже по-человечески: ручки замков не болтаются, их пластмассовая окантовка не вываливается, как прежде. У сидений новая обивка. Все собрано-прикручено на совесть. Иными словами, почти все недостатки, за которые мы ругали в прошлом году ВАЗ-2123 (см. АР № 7, 2001), ликвидированы.
Откроем капот. Двигатель тот же, что и прежде — ВАЗ-2123 (1,7 л, 80 л.с., распределенный впрыск). Но теперь он получил новую систему выпуска с катализатором и новую управляющую электронику. Это позволило уложиться в нормы токсичности Euro 3. Кстати, эти моторы побывали в Рюссельсхайме: опелевские специалисты решили не модернизировать их и ограничились лишь заменой всех прокладок и уплотнений, которые будут закупаться за рубежом. Вместо обещанного некогда электрического усилителя руля использован гидроусилитель фирмы ZF. Вакуумный усилитель тормозов — фирмы Delphi.
А вот педальный узел остался прежним, несмотря на обещание заменить его на травмобезопасный опелевский (как на Астре). В свое время советник совета директоров GM Дэвид Херманн говорил, что вносимые в конструкцию изменения не должны увеличить розничную цену машины больше чем на $100. Видимо, новый педальный узел оказался для Нивы слишком дорогим...
А может, по мере освоения производства все же появится возможность усовершенствовать другие узлы, сохранив цену машины на нынешнем уровне? Едва ли. Судя по сбивчивым объяснениям представителей СП, они планируют проводить "локализацию наоборот". Например, в дополнение к импортным гидроусилителю и вакуумнику появятся новое сцепление, АБС, кондиционер, подушки безопасности, обогрев сидений и зеркал, электроблокировка замков дверей... Кое-что из этого списка придется закупать за рубежом — значит, хорошо оснащенные машины будут стоить дороже $10000. А это уже приведет к тому, что новая Нива вступит в прямую конкуренцию с внедорожником Kia Sportage, который собирается в Калининграде и по мере наращивания темпов локализации будет дешеветь. Это машины примерно равных потребительских качеств. Кто из них окажется лучше по соотношению цены и качества, мы сможем сказать лишь после сравнительного теста. Тогда же мы узнаем, избавилась ли возмужавшая Нива от таких серьезных болезней, как посредственная управляемость, высокий внутренний шум и вибрации, — от того, чем нас расстроили предсерийные машины, продававшиеся в прошлом году по $12000. А еще мы планируем оценить уровень пассивной безопасности...
Но это произойдет не завтра и даже не 24 октября (официальная дата начала продаж). Потому что в этом году будет сделано всего 456 машин. И, как обещают, все они будут проданы жителям Самарской области — чтобы завод держал автомобили под присмотром и мог бороться с детскими болезнями. Похвальная забота о качестве! С другой стороны, это говорит о том, что машина еще сыра... Пожалуй, в этом — одно из самых важных отличий тольяттинского СП от фордовского завода во Всеволожске. Там после официального открытия с конвейера начали сходить товарные машины, которые сейчас продают в любом регионе, а не только в Ленинградской области.
А реальная возможность приобрести Шевроле Ниву появится лишь в следующем году, в течение которого, согласно плану, должно быть выпущено уже 35 тысяч автомобилей. А дальше? В 2005 году мощность СП должна достигнуть 75 тысяч машин. Экспорт в страны Европы, Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока начнется в конце 2003 года. Примерно тогда же на этом конвейере должен появиться и Opel Astra. Это еще более серьезный шаг, и все обещает быть по-взрослому: например, кузова для Астры будут сваривать и окрашивать на СП. Параллельно будет развиваться производство Нивы: появится модификация с опелевским мотором объемом 1,8 л, иной трансмиссией (возможно, от Suzuki Vitara), поговаривают о фиатовском дизеле...
Мы искренне хотим, чтобы все получилось именно так, как задумано. Главное — поменьше пышных мероприятий для галочки, как это было 23 сентября. В спорте за повторный фальстарт снимают с дистанции.
Максим КАДАКОВ, Владимир ЕРЕМКИН
Авторевю