<На вид обычная "десятка", по документам – полтора литра. А на самом деле – один и семь, и разгон до сотни за десять секунд. Это полусерийное чудо вполне официально продается, и "Газета.Ru" решила разобраться, стоит ли оно своих денег.
Реакция у всех, кому я рассказывал, что мы взяли на тест "десятку" со 125 лошадьми под капотом и 10-секундным разгоном до сотни, одна и та же: а что же, дескать, наши до сих пор таких не выпускали, глядишь, их и ругали бы меньше. Но когда сообщаешь о цене, настроение меняется – и правильно, наверное, делали, что не выпускали, $12 тыс. – это не для русской машины. В общем, неоднозначность этого автомобильного объекта проявляется буквально с первой минуты.
Русские автомобилисты вообще любят воплощать в реальной жизни сказки о превращении Золушки в прекрасную принцессу, гадкого утенка в лебедя и прочие разворачивающиеся по тому же сценарию. С виду вроде "запор" запором: а как включит турбину, выпустит подкрылки да штурвал на себя потянет – берегитесь, "мерседесы". Любовь к тюнингованным отпрыскам российского автопрома, выросшая из советской привычки "дорабатывать собственными силами", улучшать и украшать, пережила приход иномарок и нисколько не ослабела. Казалось бы, что может быть проще – купил себе за те же $12 тыс. Kia Rio в неплохой комплектации, супернавороченную "Нексию" или что-нибудь в том же духе – и получай удовольствие. А патриотично настроенные драйверы точат двигатели, разрезают колесные арки, вваривают какие-то новые балки – словом, делают все, чтобы их "золушка" показала большую фигу иностранной "мачехе". Сил, времени и денег не жалеют.
В нашей "десятке", правда, все сделано несколько более профессионально.
Никто на блок цилиндров не покушался, двигатель не растачивал.
Спецы из "Автомира" поставили на вазовский 16-клапанник новый коленчатый вал, поршни и клапаны, оригинальные распредвалы с регулируемыми шестернями, а также перенастроили программу управления двигателем. Эту часть работы салон оценивает в три с небольшим тысячи долларов – втрое дороже самого мотора, подвергнувшегося доработке. В итоге вместо привычных полутора литров вазовского рабочего объема за счет большего хода поршней получилось 1,7 литра, а мощность увеличилась до 125 л. с. при 5800 оборотах.
Кстати, в техпаспорте все осталось по-прежнему – полтора литра и 94 л. с.
Так что налог будущий владелец будет платить не по 10-рублевой ставке, а по 5-рублевой: кому какое дело, чего там у нее внутри?
Впрочем, одним мотором дело не ограничилось – если при таком двигателе, объяснили разработчики, оставить на месте все остальные "десяточные" узлы, машина подошла бы только самоубийце. Разгоняться умеет – а тормозить и дорогу держать уже не получается. Так что все остальные технические изменения продиктованы, утверждают спецы, соображениями безопасности. В КПП изменили передаточные числа, изменили и передаточное число главной пары, а в сам механизм переключения встроили кулису с укороченными ходами. В подвеску установили однотрубные газовые амортизаторы высокого давления "Протек", а также новые пружины. В передней подвеске поставили более жесткие сайлент-блоки – для улучшения управляемости. На передние колеса установили огромные вентилируемые тормозные диски Brembo – но сзади остались барабаны. И наконец, по-раллийному соединили верхние концы передних стоек прочной штангой.
Остальные изменения – скорее косметические. Маленький спортивный руль CWM смотрится, в общем, неплохо – но крутить без гидроусилителя баранку размером с пепельницу удовольствие еще то. Сиденья "Протек Спорт" стоимостью $750 за пару имеют хорошо развитую боковую поддержку – но когда забираешься в машину, следует поберечься, а то жесткие края вопьются в мягкие части. Ну и, понятное дело, задний спойлер, литые диски, низкопрофильный Michelin, глушитель Remus Elegance. В общем-то, не так уж и много, оснастка и обвеска довольно деликатные.
Чего не отнять у 125-сильной "десятки", так это умения разгоняться.
Стоит завести двигатель, как салон наполняется басовитым рокотом, а по кузову бежит мелкая дрожь – звук, надо отметить, весьма солидный. Правда, на скорости дает о себе знать не очень здорово подогнанный глушитель – его стук о днище вносит определенный диссонанс в симфонию мотора. Ну, а после 4 тыс. оборотов глушитель биться перестает, и двигатель наконец-то ловит нужную ноту.
10 секунд паспортного разгона до сотни, конечно, с "Поршем" тягаться не позволят, но с низкого старта на светофоре вперед потока вырваться – это пожалуйста. В отличие от настоящего спорткара эта десятка не очень любит высокие обороты и перестает радовать своей приемистостью после 4-4,5 тысяч. Зато стартует легко и очень эффектно, да и на 3-4 тысячах сразу откликается на добавление газа, резко бросаясь вперед.
С тормозами, правда, все не так красиво. Очень уж они "десяточные". Когда несешься под 150, малая отзывчивость в начале хода педали как-то не радует. Подвеска "табуреточная" – пятой точкой чувствуешь любую неровность дороги. Это, впрочем, хорошо – в поворотах машина уверенно держит заданную траекторию, и не так-то легко ее с этой траектории сбить. Но для маневров хорошей подвески мало – без соответствующего рулевого управления не обойтись. А тут все опять "по-десяточному". В околонулевой зоне реактивного действия на руле нет вовсе, и только при достижении некоторого градуса руль вдруг начинает стремиться обратно. Да еще как! В крутых поворотах баранку можно удержать только двумя руками. Это стандартная беда "десяток" – ВАЗ учел пожелания трудящихся и уменьшил остроту "самарского" рулевого управления. А здесь оно было бы очень кстати – как никак, в "Порше" дорабатывали.
В остальном крутая "десятка" ничем не отличается от своих серийных собратьев. Та же невнятная обзорность из-за пухлых передних стоек, тот же пластик с очевидными зазорами на торпедо, та же комбинация приборов. А цена-то – $12 тыс.
Впрочем, в салоне считают, что покупатель на такую машину обязательно найдется. Тем более что товар эксклюзивный и выпуск измеряется в штуках в год.
Как мне кажется, у такой машины есть два типа клиентов. Первый – это прославленные песнями "ребята с городских окраин", которые уже накопили денег на модную тачку, но еще не удосужились познакомиться с ассортиментом мирового автопрома. Главное не забыть затонировать вглухую, сабвуфер поставить – и вперед. А второй тип – это достаточно обеспеченный человек, который бережет Mercedes для парадных выездов, а в повседневной жизни хочет чего-нибудь, чтоб не жалко было, но и не слишком слабенькое. Ну а если забыть о цене, ведь каждому приятно удивить окружающих и с громким ревом сделать со светофора "мерина" на банальной "десятке".
Машина была предоставлена салоном "Автомир", 956-77-17.
На время теста автомобиль был застрахован в компании РСК, 933-02-20, www.rsk.ru.
Вениамин Синицын Газета.ру, 19 октября, 2002г.