Возможность увидеть макет своего детища в натуральную величину ему тогда не представилась. Да и бог с ним, с макетом — "Ультима"-то вон уже по дорогам бегает!..
Андрею не повезло. Об интернет-конкурсе "Создай Peugeot-2020!", победа в котором обещала чек на 5000 евро и возможность увидеть свое детище в натуральную величину, он узнал слишком поздно. На все про все оставалась одна ночь. Проблем с идеями не было, но оформление заявки на участие и прочая "бюрократия" требовали слишком много времени.
В общем, "Ультима" на конкурс не попала. Французы, правда, предложили ему, "месье Нагорному из Смоленска", прислать свою работу вне конкурса, дабы получить на нее рецензию, но Андрей этого делать не стал. Решил построить машину, а уж затем выставить ее, готовую, на следующий конкурс. Отдавая себе отчет в том, что в одиночку такой проект не потянуть, занялся поиском единомышленников. И они нашлись, причем совершенно случайно, по объявлению в газете.
Сергей Шкроб и Сергей Максименков занимались тогда переделкой "Запорожцев". В неотапливаемом боксе на территории Смоленской табачной фабрики превращали "горбатых" в стильные кабриолеты для желающих. Сказать, что бизнес был особо прибыльным, конечно, нельзя, но на жизнь, в общем, хватало. Хотелось, разумеется, чего-нибудь более презентабельного, так ведь мало ли чего нам порой хочется!..
Андрей "зацепил" их своим предложением. Посидели, прикинули возможности, ударили по рукам. (Заметим, что сам он, архитектор по образованию, работал в то время на ювелирной фабрике и, несмотря на достаточно неплохие для Смоленска деньги, без сожаления уволился, как только ему представилась возможность заняться делом, которым он был увлечен с детства.)
Прежде чем приступить к постройке концепт-кара, нужно было определиться с двигателем. Донором стал мотоцикл Yamaha Vmax. Его 147-сильный мотор как нельзя лучше вписывался в общую концепцию задумки — мощный, компактный, легкий, а главное — красивый. Это было важно: на него помимо силовой возлагалась еще и декоративная функция. Мотоцикл, назанимав денег, ребята купили в Москве за 4000 долларов. Кстати, он явился основной статьей расходов при постройке автомобиля. Впоследствии машина требовала еще уйму средств, но столь больших разовых вложений уже не было.
К постройке "Ультимы" (латинское Ultima означает "последний, решительный") приступили 14 декабря 2001 года. Основой пространственного каркаса стали трубы, изготовленные из алюминиево-магниевого сплава АМГ-6. Конструкция получилась легкой, достаточно прочной, хотя и недешевой. Внешний облик автомобиля формировался непосредственно на каркасе (мастер-модель лепилась из гипса), после чего поэлементно выклеивался пластиковый кузов. Параллельно мудрили с подвеской. Она здесь полностью оригинальная ("чужие" в ней лишь тормозные диски да патроны стоек), изготовлена из того же АМГ-6.
Оригинально и решение, благодаря которому автомобиль с мотоциклетным двигателем может двигаться задним ходом: роль задней передачи выполняет стартер. Много, конечно, на нем не проедешь, но откатиться назад в случае необходимости он позволит.
Однако самое нестандартное здесь, на наш взгляд, — механизм закрывания верха. Андрею, который являлся одновременно и дизайнером, и конструктором, изначально хотелось, чтобы его детище имело два образа — "статичный" и "динамичный". Задача, что любопытно, была решена именно благодаря оригинальной конструкции крыши-колпака: стоит нажать кнопку на брелоке — крыша начинает съезжать назад, предоставляя водителю и пассажиру возможность занять свои места и одновременно формируя несколько иной облик автомобиля.
Хотя кинематика механизма несложна, парням пришлось поломать голову над тем, как заставить его работать. В конечном счете вдоль бортов появилась гребенка, а роль движителя исполнили два синхронизированных механизма стеклоподъемников.
...Ребята строили машину и, одержимые общей идеей, практически все, что удавалось подзаработать, тратили на "Ультиму". В один из моментов Андрею чуть было не пришлось даже продать свою квартиру. К счастью, нашелся спонсор, начатое дело удалось довести до конца, и в августе 2002-го автомобиль увидел свет.
Сегодня назвать машину полностью готовой еще нельзя: не совсем проработан интерьер; нет наружных зеркал; вероятно, придется переделать задние фонари; пока неясно, какими на выходе будут динамические характеристики. С полной уверенностью можно сказать одно: это не макет в натуральную величину, а настоящий живой автомобиль. Конечно, его еще нужно учить ездить быстро, вполне возможно, в конструкцию еще не раз и не два придется вносить доработки. Но стопроцентный "стоппер" он уже сейчас. Будете в Смоленске — убедитесь.
Технические характеристики "Ультима"
Кузов – несущий • число мест, чел. – 2 • снаряженная масса, кг – 500 • габариты (длина/ширина/высота), мм – 3500/1800/970 • база, мм – 2500 • двигатель – V4; мощность, л.с. при мин-1 – 147/9000; крутящий момент, Н·м при мин-1 – 114/6500 • трансмиссия – 6-ступенчатая, секвентальная • размер шин – 225/45ZR17 • подвеска колес: передних – независ.; задних – завис. • тормоза (передние/задние) – дисковые • рулевое управление – "шестерня-рейка".
5Колесо