В сентябре в Тольятти открылся автозавод — совместное детище АвтоВАЗа и GM — по производству модели "Шеви-Нива". А двумя месяцами раньше Ford запустил во Всеволожске конвейер, на котором собирают всю линейку "Фокусов". Среди аналитиков дискуссия: что правильнее — заимствовать лучшие зарубежные новинки или подтягивать до мировых стандартов свои разработки?
"Строить в Тольятти новый автозавод — все равно что ехать в Тулу со своим самоваром", — сказал мне самарский таксист, не подозревая, как далеко он отстал от жизни. Теперь в этом категорическом суждении нет никакого смысла. В Туле давно пьют чай из корейских электрочайников, а на волжском автогиганте ныне хозяйничает американец Джон Милонас с командой из General Motors.
Любого другого директора, проделавшего подобную работу, распирало бы от гордости: за 15 месяцев построить красавец-завод на месте заброшенных бетонных корпусов — это действительно сильно! Однако мистер Милонас ходит по непривычно чистым и тихим цехам своего детища мрачнее тучи — презентация для прессы прошла неудачно, из правительства никто не приехал, по телевизору показали, как у новой "Шеви-Нивы" не закрываются двери. Словом, первый блин — комом.
А иначе, наверное, и быть не могло. Ведь настоящий завод (Джон это знает точно) — не корпуса и оборудование, а сотни поставщиков, от которых зависит самое главное — качество будущего автомобиля. Только "выстроив" отношения с ними, можно заявлять, что предприятие к работе готово.
"24 октября планируем начать продажи новой “Нивы”", — обещает тем не менее американский генеральный директор. Но в его голосе не слышно уверенности. Сроки слишком сжаты. А вопросов пока больше, чем ответов: нужно отладить производство, найти два десятка дилеров, определить окончательную цену продукта, доформировать штат сотрудников и т.д.
Пока СП работает в жесткой кооперации с АвтоВАЗом — почти все комплектующие поступают именно отсюда. Штамповку и сварку деталей кузовов также осуществляет ВАЗ. И красят автомобили на его территории — в Опытно-промышленном производстве.
Впрочем, первенцы СП все-таки отличаются от ВАЗ-2123, который мы тестировали еще в 1998 году: новые решетка радиатора и рулевое колесо, торпедо из более мягкого пластика, другая обивка сидений. Есть изменения и под капотом — вакуумный усилитель тормозов Delphi, иная управляющая электроника, новые диски сцепления, вместо электроусилителя руля — гидроусилитель марки ZF. Потенциально многие комплектующие будут импортными — прокладки и уплотнители, кондиционер, обогрев сидений, подушки безопасности, сцепление...
Джону Милонасу и небольшой команде менеджеров, выписанных из Европы, предстоит осуществить редкую, а быть может, даже уникальную операцию под названием "локализация наоборот" — заменить значительную часть российских комплектующих, в силу их сомнительного качества, импортными.
А вот у Гилберта Мюррея, генерального директора завода "Форд Всеволожск", другая головная боль — через пять лет половина комплектующих для "Фокусов" должна будет производиться на российских предприятиях. Целая бригада фордовских специалистов колесит по России-матушке в поисках возможных партнеров. Несколько заводов уже поставляют под Петербург свою продукцию: боковые стекла, коврики, обивку сидений, крепеж для двигателя. Идут переговоры с производителями деталей подвески, колесных дисков, аккумуляторов, сцепления, радиаторов, стеклоподъемников, зеркал, замков и т.д.
"Вряд ли удастся добиться большой степени локализации для Ford Focus, — считает Мюррей. — Сейчас мы фактически ищем поставщиков комплектующих для модели, которая придет на смену "Фокусу" через несколько лет". Почему так долго? Потому что в большинстве случаев речь идет о замене устаревшего оборудования и, соответственно, об условиях кредитования, обучении персонала и менеджеров, о контроле качества и т.д.
"GM-АвтоВАЗ" на берегах Волги и "Форд Всеволожск" на берегах Невы — как близнецы. Сопоставимые площади, одинаковое оборудование, почти равное число работников, схожие мощности. Даже корпуса выкрашены в одинаковый синий цвет!
Однако задачи "близнецы" решают совершенно разные. Ford взял самую лучшую свою малолитражку, собравшую за пару лет в Европе все мыслимые и немыслимые титулы, и адаптировал ее к российским условиям. А GM сделал ставку на неизвестную широкой публике вазовскую разработку образца 1994 года, еще нуждающуюся в создании правильного имиджа, реальной цене, улучшении качества. И результат при этом неочевиден. Он может быть, например, таким же, как в случае с елабужским Chevrolet Blazer: последние автомобили распродавали до недавнего времени за полцены. Почему? Ошибки маркетологов, претензии к качеству...
Случайно или нет, но официальные презентации "pусского" Ford Focus и "американской" Chevrolet-Niva пройдут одновременно в одном и том же месте — в первых числах ноября на автосалоне в Санкт-Петербурге. Здесь начнется их незримое соперничество за сердца автолюбителей. Кто выиграет? Ставки принимаются...
Андрей Мязин,
главный редактор
"Первый, блин", 5Колесо, №11, 2002г.