Помните знаменитую сказку Г. Х. Андерсена "Гадкий утенок", в которой несчастный уродливый птенец, испытав множество трудностей, в результате превратился в красивого и грациозного лебедя. Сюжет этой сказки, как нам кажется, довольно сильно перекликается с судьбой первого серийного отечественного минивэна ВАЗ-2120 "Надежда". Пока вазовский однообъемник переживает первую стадию. Согласитесь, внешний вид нынешней "Надежды" далек от идеального. Сегодня большинство обывателей, почувствовав дыхание свободы, которое занесло к нам в страну большое количество зарубежных автомобилей, в т.ч. минивэнов, сравнивает отечественную продукцию с западной. Итог этого сопоставления явно не в нашу пользу. Почему же российский минивэн проигрывает иностранцам? Ответ здесь один. ВАЗ-2120 – первая серьезная попытка отечественного автопроизводителя создать и наладить производство однообъемного универсала повышенной вместимости. До этого в нашей стране создавались лишь экспериментальные образцы, о серийном выпуске которых приходилось только мечтать. Такие известные в свое время проекты, как НАМИ-013, "Белка", "Макси", "Арбат" делались для того, чтобы определить пути развития отечественного автопрома (как известно в советские времена производственная программа автозаводов решалась под четким надзором руководящей партии). Видимо, в период 60 – 80-х годов об эффективном использовании внутреннего пространства автомобиля не задумывались. В Западной Европе, где с каждым годом наблюдался значительный рост количества автомобилей на душу населения, эта проблема волновала куда больше. Поэтому за рубежом любая уважающая себя автомобильная компания (за исключением некоторых фирм, которые выпускали исключительные машины, вроде Ferrari, Rolls-Royce и т.д.) считала необходимым иметь в собственной модельной гамме минивэн. Сегодня эта тенденция не изменилась.
Первой в Европе производить минивэны начала компания Fiat. Еще в 1959 г. ею был создан однообъемный и весьма своеобразный автомобиль Fiat Multipla. Правда, тогда к подобному классу машин еще не сильно присматривались, из-за чего большого распространения модель не получила. Настоящий же успех пришел к минивэнам в начале 80-х. Благодаря грамотной политике, французская компания Renault с моделью Espace смогла получить колоссальные прибыли. А, например, американский минивэн Chrysler Voyager в свое время смог спасти третью по величине автомобильную компанию США от банкротства.
Как видим, в мире минивэны сыграли большую роль в экономической политике многих компаний. Вазовский однообъемник, чье производство осуществляется на опытно-промышленном производстве, пока погоды не делает. Хотя сегодня по объемам выпуска ВАЗ-2120 занимает второе место после ВАЗ-2131. Спрос на модель не высокий, но он есть. Возможно, продажи "Надежды" шли бы лучше, если бы автомобиль избавился от многих недостатков. Пока еще ВАЗ-2120 больше похож на опытный, чем серийный автомобиль. Владельцев этих машин привлекает тот факт, что большинство деталей унифицировано с "Нивой". Прежде всего, это касается двигателя, трансмиссии и подвески. Использование нивовских узлов позволяет безбоязненно приобретать минивэн автомобилистам из дальних регионов, расположенных на значительном расстоянии от Самары и Тольятти. Сегодня не составляет большого труда найти необходимую запасную часть для "Нивы" и, соответственно, для "Надежды". Куда труднее приобрести кузовные детали минивэна. К тому же крепления ряда узлов, в частности переднего бампера, оставляет желать лучшего. На нашей памяти был случай, когда владелец "Надежды", решив отправиться на природу, так увлекся ездой по бездорожью (в этом отношении ВАЗ-2120 обладает отличной проходимостью, незначительно уступая "Ниве"), что небольшое касание передним бампером о грунт повлекло его отрыв.
Много нареканий со стороны владельцев минивэна по части салона. Передняя панель, словно картина художника-абстракциониста, изобилует кривыми линиями, ну а о том, что в штатное место установки магнитолы без существенной доработки панели ее укрепить будет невозможно, мы неоднократно рассказывали.
Что касается дизайна машины в целом, то на этот счет существуют различные мнения. И все же большинство высказываются не очень благозвучно по отношению к внешнему виду ВАЗ-2120. Многим не нравится передняя часть автомобиля с ярко выраженной светотехникой. Некоторые отзываются с критикой в адрес задних оковских фонарей. Тем самым на лицо образ гадкого утенка, который пока несчастный и страшненький. Но не за горами тот знаменательный день, когда ужасный птенец превратится в красивого лебедя. По словам ведущего конструктора "Надежды" Юрия Нутрихина, весной следующего года начнется производство модернизированного минивэна.
Что из себя будет представлять обновленная "Надежда" интересно узнать, наверное, многим. Ведь, будь ВАЗ-2120 поэлегантнее, отношение к машине изменилось бы в лучшую сторону.
Самым заметным изменением станет внешний дизайн. Круглые фары уступят место светотехнике от ВАЗ-2110. Соответственно, подвергнется доработке декоративная решетка радиатора, бампер, капот и крылья. Преобразится и кормовая часть. Свежую струю в нее внесут слегка измененный бампер и новые фонари. Вряд ли теперь кто-то скажет, что "Надежда" – это разъевшаяся "Ока". Кстати, на Волжском автозаводе минивэн с "десятичными" передними фарами мы увидели еще в 1997 г. А через год тольяттинцы широко представили вариант "Менеджер", тоже с прямоугольной светотехникой, да и к тому же еще с высокой крышей и дорогой отделкой салона. Правда, дальше автосалонных показов дело с "Менеджером" не двинулось.
Многие владельцы нынешних минивэнов критиковали машину во время летней эксплуатации. В жаркую погоду, особенно, если заняты все семь мест, в автомобиле становится очень душно. Существующая система вентиляции не успевает справляться с задачей. Конструктора ДТР ВАЗа нашли способ решения проблемы. Задние боковые стекла теперь будут приоткрываться, обеспечивая лучшую вентиляцию. Из внешних изменений можно также отметить новые наружные зеркала с увеличенной площадью отражающей поверхности. Сегодня на некоторых моделях они уже устанавливаются, но со следующего года подобные зеркала получат все "Надежды". Кроме того, в более дорогой комплектации зеркала оснастят электроприводом.
Салон модернизированного ВАЗ-2120 также подвергнется доработке. Прежде всего, это будет касаться передней панели. Пока нам сложно сказать, как она будет выглядеть, но, по словам Ю. Нутрихина, она должна избавиться от прежних недостатков: станет более приятной форма и обивка внутренней части дверей. Стоит отметить, что центральный тоннель пола увеличится. Это сделает демонтаж коробки передач более удобным. Заметно изменится управление трансмиссией. Рычаг коробки передач сместится назад и будет немного короче, а раздаткой может будет управлять одним рычагом, как на новой "Ниве". Кроме того, некоторая часть минивэнов и вовсе потеряет рычаг раздатки, поскольку в следующем году начнется выпуск заднеприводной "Надежды". Такое решение вазовских специалистов вполне объяснимо, ведь по статистике большинство автомобилей ВАЗ-2120 эксплуатируется в городе, где полный привод не играет значительной роли (за исключением зимы). При этом расход топлива в городском цикле составляет 12 л / 100 км. Соответственно стоимость заднеприводного минивэна уменьшится, что сделает машину более привлекательной покупкой.
Сегодня базовыми для "Надежды" являются два двигателя: впрысковый 1,7-литровый ВАЗ-21214 и карбюраторный 1,8-литровый ВАЗ-2130. С нового года базовым для минивэна станет 1,8-литровый мотор ВАЗ-2130, но уже со впрыском.
Возможно, что в стандартной комплектации минивэн станут оснащать колесами с шинами размерностью 205/70R15. Из-за этого колея немного увеличится, но внешне машина будет выглядеть более эффектно. К тому же новые передние крылья рассчитаны на использование более широкой резины без неприятных последствий. К тому же конструкторы надеются, что установка нового гидроусилителя позволит им справиться со старым недостатком – большим радиусом поворота.
Помимо задне- и полноприводных вариантов специалисты опытно-промышленного производства планируют освоить выпуск нескольких модификаций минивэна. В частности на автозаводе уже готова модификация "Надежды" с увеличенным задним свесом и высокой крышей. Эта модель будет выпускаться как в обычном варианте, так и в комплектации "такси", "скорая помощь" и т.д. Возможности этого автомобиля весьма широки, поэтому использовать его можно в различных областях. Помимо этого на Волжском автозаводе сейчас проходят испытания "Надежды", работающие на альтернативных видах топлива – сжиженном пропане и сжатом метане. Если результаты будут удовлетворительными, то тогда возможно начнется выпуск и подобных модификаций.
Итак, превратится ли ВАЗ-2120 после таких доработок и увеличения количества модификаций из гадкого утенка в прекрасного лебедя? Сегодня пока реально говорить об этом трудно. Как известно, в единичных экземплярах у нас в стране великолепно сделать могут что угодно, а вот когда дело дойдет до серийного производства, тогда и начинаются все проблемы. Но пока об этом судить рано, так что подождем до весны.
В. Славин
Автомикс