Крупнейший автомобильный концерн мира решил серьезно подойти к завоеванию российского рынка
Когда в сентябре этого года председатель совета директоров General Motors Джэк Смит посетил Тольятти, чтобы проинспектировать ход реализации совместного с "АвтоВАЗом" проекта, ему был организован шикарный прием, напоминающий прибытие если не коронованной особы, то как минимум президента. Движение по одной из главных улиц было полностью блокировано, а глава "АвтоВАЗа" Владимир Каданников лично встретил гостя на пороге главного офиса компании, застеленном красным ковром.
Такое внимание вызвано тем, что проект стоимостью более 330 млн долл. очень важен для самого "АвтоВАЗа". По оценкам аналитиков, сотрудничество с мировым лидером индустрии позволит российскому производителю модернизировать собственные технологии и покинуть наконец нижнюю ценовую нишу. Д. Смит на пресс-конференции, посвященной выпуску первой "Шевроле-Нивы", сказал: "Российский рынок является одним из самых многообещающих, поэтому мы здесь". Единственное, о чем он не упомянул, это то, что все российские проекты, по оценкам аналитиков иностранных инвестбанков, пока оставались неэффективными. В прошлом году GM пришлось закрыть небольшое производство в Татарстане, где американцы пытались начать выпуск Шевроле Blazer стоимостью 24 000 долл. Спрос на эту машину так и не возник, так как россияне предпочитали приобретать старые европейские и японские авто, которые обходились значительно дешевле.
General Motors и другие иностранные производители мало чего добились в России из-за девальвации рубля после кризиса 1998 г., высоких налогов и неправильной ценовой стратегии. Тем не менее на основных рынках для мировых лидеров в производстве автомобилей наступают не менее тяжелые времена. Средний показатель операционной прибыли автомобильных компаний, работающих в Северной Америке, Европе и Японии упал в прошлом году на 3,4%. В этом году, по оценкам банка UBS Warburg, снижение будет еще больше – до 4,6%.
Тем не менее GM вложил в Тольяттинский проект около 99 млн долл., делая ставку на то, что экономика страны будет продолжать расти, а рабочие "АвтоВАЗа" все-таки смогут научиться выпускать продукцию, соответствующую западным стандартам качества. Приход в Россию укладывается в стратегию GM по продвижению своей продукции на развивающиеся рынки. "Компания сосредоточилась на создании собственного или совместного производства в тех странах, в которых рост ВВП больше, чем в Северной Америке", - говорит Дэн Пул, вице-президент National City Corp., одного из крупнейших акционеров General Motors.
Помимо российских проектов, крупнейший автопроизводитель развивает бизнес и в других развивающихся странах. В Китае GM владеет частью совместного предприятия с Шанхайской автомобильной корпорацией, в Корее завершена сделка по покупки части Daewoo Motor. Кроме этого американской компании принадлежит доля в подразделении итальянского Фиата SpA, японских корпорациях Suzuki, Isuzu и Fuji. Тем не менее, по оценкам специалистов, именно российское производство может принести в будущем наибольшую отдачу.
Рынок автомобилей в России до 2007 г. вырастет на 37% до 1,56 млн машин в год, тогда как в Западной Европе рост составит только 6%, а в Америке его вообще не будет. Такие прогнозы приводит в своем исследовании английская консалтинговая компания JD Power-LMC. "Мы видим перспективы устойчивого экономического роста в России, что, в свою очередь, приведет к росту доходов General Motors, который, видимо, рассчитывает на долгосрочное сотрудничество с российскими производителями", - говорит представитель агентства. Тем не менее не следует переоценивать значимость "АвтоВАЗа" для GM – те 75 000 автомобилей, которые планируется произвести на СП, составят лишь 0,96% от общего количества (7,79 млн) выпускаемых корпорацией машин.
Тем не менее на "АвтоВАЗе" рассчитывают на расширение сотрудничества с американским гигантом. По рынку в течение нескольких месяцев ходили слухи, что в совместный проект будет вложено более 1,5 млрд долл., которые будут направлены на модернизацию зданий и оборудования российского предприятия. Также General Motors, по сообщениям представителей компании, обдумывал возможность приобретения от 5% до 10% "АтвоВАЗа". На волне таких новостей акции российского предприятия подорожали в начале года в два раза, поднявшись с отметки в 18 долл. до 38 долл. Однако ожидания инвесторов не оправдались, и котировки снизились до 26 долл. за акцию. По мнению аналитиков, дальнейший интерес GM к российским проектам будет зависеть от успешности на рынке новой "Шевроле-Нивы".
"Интеграция в мировую автомобильную индустрию невозможна без разработки новых, более качественных и дорогих автомобилей", - сказал Владимир Каданников. С этой целью и был запущен совместный с GM проект. Норин Дойль, вице-президент Европейского Банка реконструкции и развития, вложившего в СП 140 млн долл. и владеющего 17%-м пакетом, сказал: "Этот проект должен показать, на что способна российская промышленность и во что она со временем должна превратиться". ЕБРР в сумме направил более 4,5 млрд долл. в Россию и планирует инвестировать еще 1 млрд долл. в этом году.
Благоприятный экономический климат и низкие налоги стимулируют западных производителей начинать производство на территории России. Кроме GM собственную сборку начинают Renault и Ford. Первый открыл в Москве производство Symbol и Megane стоимостью 9 100 и 13 500 долл. соответственно. Пока СП осуществляет лишь сборку из импортных деталей, однако в дальнейшем, по мнению специалистов, не исключено и более тесное сотрудничество с российскими производителями. Ford начал сборку своих Focus стоимостью 10 900 долл. на заводе недалеко от Санкт-Петербурга уже несколько месяцев назад. Однако пока компания планирует собирать только 25 000 автомобилей на предприятии, мощность которого позволяет выпускать до 100 000 машин.
Аналитический отдел РИА "РосБизнесКонсалтинг"
27.11.02
01.12.2008 09:25:18