"Двадцать третья" модель была "засвечена" ВАЗом год назад и сразу же вызвала самый пристальный интерес как специалистов, так и простых автолюбителей. Работники генерального департамента развития АО "АВТОВАЗ" уже несколько месяцев вздрагивают от каждого телефонного звонка: "Неужели опять спросят о том, где и за какую цену можно купить ВАЗ-2123?" За разъяснениями о планах завода по постановке на производство нового вазовского полнопроводника мы обратились к главному конструктору проекта Валерию Ивановичу ДОМАНСКОМУ. Вот что он нам рассказал.
Идея
Год рождения "Нивы" ВАЗ-2121 - далекий 1977-й. И даже ее основательная модернизация в 1993 году не смогла устранить целый ряд недостатков, присущих короткобазной модели. К тому же в последнее время появился ряд новых международных требований безопасности конструкции, которые постепенно вводятся и в России. Если автомобиль не будет им удовлетворять, то его реализация будет невозможна не только на зарубежном, но даже и на внутреннем рынке. К тому же жизнь настоятельно требовала от полноприводника новых потребительских качеств (более "легкого" руля, более удобного входа и выхода и много-много другого).
Исходя из этого, и было принято решение разработать новое семейство полноприводных автомобилей, отвечающих самым современным требованиям и лишенных недостатков предшествующей модели. Еще одним условием при проектировании новых машин было сохранение технологических процессов производства узлов и агрегатов, что позволяет наладить их выпуск при минимальных затратах. В первую очередь начались работы над базовой моделью с пятидверным кузовом "универсал", колесная база которой возросла на 250 мм по сравнению с ВАЗ-21213. За ней последуют двухместный "пикап" (ВАЗ-2323) и два варианта "фургонов" (ВАЗ-2723): грузовой и грузо-пассажирский.
Дизайн и эргономика
Экстерьер "двадцать третьей" практически ничем не напоминает предшественницу. "Зализанные" формы кузова, оригинальные фары, совмещающие в одном блоке "основной свет", габаритные фонари и указатели поворотов, изящные задние фонари, открывающаяся вбок задняя дверь с навешанным на нее "по-джиповски" запасным колесом, 15-дюймовые колеса с шинами 70-й или 75-й серий - вот отличительные черты ВАЗ-2123.
Салон "двадцать третьей" также не имеет ничего общего со спартанским интерьером ВАЗ-2121. Очень удобны новые сиденья с тканевой обивкой, регулируемое по высоте трехспицевое рулевое колесо современной формы, оригинальная передняя панель с новой комбинацией приборов. Особенно интересна задняя часть салона. Для удобства входа-выхода на заднее сиденье служат специальные ручки на центральных стойках дверей, а при движении по пересеченной местности можно держаться за передние подголовники оригинальной формы. Но самое приятное - это то, что задним пассажирам предоставлено очень много места как в зоне ног, так и в зоне головы. Ну а для удобства перевозки грузов заднее сиденье складывается не только целиком, но и по частям - либо 1/3, либо 2/3.
Механика
В качестве первого основного двигателя предусмотрен новый мотор ВАЗ-2123 рабочим объемом 1700 см3 с распределенным впрыском топлива и электронным управлением (мощность его составляет 82 л.с.). Основными его особенностями являются изменение фаз газораспределения, наличие гидротолкателей клапанов и гидронатяжителя однорядной (а значит, менее шумной) цепи привода распредвала. По заказу же автомобиль также может быть укомплектован одним из двух бензиновых двигателей: ВАЗ-21231 (1800 см3, 90 л.с.) и ВАЗ-21233 (2000 см3, 100 л.с.) или же турбодизелем ВАЗ-3431 (1800 см3, 75 л.с.). Для модели 2323 дизельный мотор планируется в качестве основного. Сцепление не имеет элементов регулировки за счет применения нового рабочего цилиндра гидропривода, а накладки не содержат запрещенных в Европе вредных асбестовых материалов. Механизм управления коробкой передач получил удлинитель, поэтому рычаг пере-ключения передач сместился назад, в более удобное для водителя место. Раздаточная коробка "отодвинулась" от коробки передач на 250 мм, соответственно удлинился и промежуточный карданный вал, благодаря чему при сборке автомобиля нет необходимости тщательно регулировать положение "раздатки", как это было на ВАЗ-2121. Устанавливается раздаточная коробка на трех опорах, а не на двух, а управляется одним рычагом вместо двух прежних. Изменен способ нарезки шестерен, что существенно снизило высокочастотный шум, издаваемый трансмиссией. Передний и задний карданные валы стали одинаковыми не только по длине, но и по конструкции.
Редуктор переднего моста крепится не к двигателю, а к передней подвеске. Ну а сама передняя подвеска приобрела оригинальные рычаги, в результате чего увеличился ее ход. Изменен угол наклона амортизаторов задней подвески. И как следствие этих мероприятий - значительное улучшение плавности хода автомобиля. В рулевом управлении, впервые в практике не только нашего завода, но и отечественного автомобилестроения в целом, предусмотрено использование электроусилителя.
Таким образом, полностью модернизированы все узлы - от двигателя до ведущих мостов, но при сохранении основных технологических процессов их производства.
Перспективы
Базовая модель семейства ВАЗ-2123 уже прошла практически все виды испытаний, в том числе различные виды "краш-тестов", и в настоящее время идет процесс подготовки ее производства. Как уже ранее сообщалось, в самом конце нынешнего года планируется выпуск опытно-промышленной партии. Цели этого мероприятия следующие: окончательная отработка процесса сборки новой машины и проверка реакции на нее покупателей, т.к. часть автомобилей из данной партии будет направлена в свободную продажу. Другая часть пройдет эксплуатационные испытания в различных подразделениях ВАЗа.
Опытные образцы "пикапов" ВАЗ-2323 проходят начальный цикл испытаний. На кузов фургона уже разработана конструкторская документация, в конце года намечено изготовить первые опытные образцы, которые также будут направлены на испытания.
Всего же в дальнейшем планируется ежегодно изготавливать на ВАЗе около 90 тысяч машин нового семейства в трех вариантах по степени оснащенности и отделки: норма, стандарт и люкс.
А в заключение хочется сказать еще об одном интересном нюансе работы над "двадцать третьим" семейством. Специалисты фирмы "Опель" в рамках совместного проекта "ВАЗ-Опель" провели в Москве опрос потенциальных покупателей. В результате данного опроса выяснилось, что россиян, желающих приобрести автомобили марки "Опель", на порядок меньше, чем мечтающих о новой вазовской полноприводной машине. Исходя из этого, в настоящее время ведутся работы, направленные на создание совместного производства ВАЗ-2123 и "Опель-Астра". При этом планируется использовать на них общие узлы и агрегаты, изготавливаемые на территории России. Сейчас пока прорабатываются различные варианты, окончательное решение планируется принять немного позже, а до этого будет просчитан возможный экономический эффект.
Александр Костянов
"Семь Верст" #42"99
01.12.2008 09:25:22