Совместное предприятие ЗАО "Джи Эм-АВТОВАЗ" для его генерального директора Джона Милонаса уже девятое. Утверждает, что и последнее. Это к ответу на вопрос, думает ли он остановиться, чтобы не просто построить очередное автомобильное предрприятие, но и основательно поработать на нем, действующем.
Когда "Джи Эм" начал осуществлять сои проекты в странах Восточной Европы, для Джона Милонаса многое было удивительно. Особенно в странах бывшей социалистической системы.
Сейчас-то уже многое пройдено и осознано, а вот тогда...
- Господин Милонас, каждое новое предприятие для вас - это целина или уже отработанная годами система? Какой из заводов был самым сложным?
- Все они были сложными, потому что в известном смысле это была именно целина. Проект проектом, но ты сталкиваешься с иным укладом жизни, с иным мышлением ( я не говорю, что обязательно худшим, но- иным),
иными (хоть во многом похожими) людьми. В каждой стране есть свои подходы к работе, свои традиции...
Первой моей страной была Англия. Уже тут стало понятно, что нужно работать несколько по-другому. К тому же мы одновременно
там, а в последствии в других странах внедряли "Систему качества". А потом параллельно перешли и к ресурсосберегающей системе. То есть мы
должны были научиться делать больше, имея для этого меньше. Эти дв задачи - качество и низкая себестоимость - остаются и по сей день главнейшими.
- А что же все-таки в Европе для вас было удивительным, непривычным?
- Самой интересной с этой точки зрения была Венгрия. Девяностый год. Задача - постороить два завода, двигательный и автосборочный. Еще чувствовалась
конфронтация между Западом и Востоком. Еще сильны были моменты в психологии людей, сформированные в предыдущие "социалистические" годы.
К слову, моя жена была родом из Австрии, а стройплощадка в Венгрии - через границу, до которой менее полукилометра. Так что я работал
в одной стране, а ночевал - в другой. Разве это не удивительно?
Но еще более удивительным оказалось то, что я считал подготовку к строительству хорошей, как вдруг родилась проблема: нужно было поднимать культуру.
Мы же строили новый завод на месте старого, который нужно было еще разобрать. Так вот, вынутые из проемов старые окна и двери бесследно исчезали уже через двадцать минут.
Такая изобретательность очень удивила, научила и насторожила: здесь нужно вести себя по-другому.
- У нас есть такое выражение: и смех и грех. Что из этой "оперы" вы могли бы вспомнить из практики строительства и эксплуатации заводов в других странах?
- Специфика была в каждой стране. Про Венгрию я уже сказал, но нечто подобное было, например, и в Польше.
- Отличается ли в этом смысле завод в Тольятти? Если что где плохо лежит...
- Конечно, отличается. Во-первых, мы находимся уже на территории хорошо охраняемого предприятия. Во-вторых, с ходом времени психология людей меняется.
- Ваши слова - бальзам на душу.
- Ну, не нужно воспринимать эти слова буквально. Вон как-то один работник задавал всякие умные вопросы, в том числе такой: когда же будут приведены в порядок раздевалки? Впечатление такое, что заботится о судьбе производства,
о своих товарищах. А он узнал, что раздевалки будут закрываться через день, и в тот же день был пойман на проходной с электродеталями. А интересовался сроками потому, что
заранее складировал детали в своем шкафчике и считал, что вынести их шанса уже не будет.
Еще я удивлен большим количеством курильщиков. Вопрос, где и когда можно крить, по-моему, для многих является одним из основных.
- А по большому счету - как вам работается с нашим земляками?
- Я же сказал, что решил до конца связать свою судьбу с Тольятти. Это о многом говорит. В том числе о людях. Абсолютное большинство
из них вызывают уважение и веру в перспективу. Вы знаете, меня больше впечатляют не дипломы, а способность к обучению. Это у ваших земляков есть.
Считаю первостепоенной культуру во всех ее проявлениях - и это тоже находит поддержку. Ведь качество начинается с порядка и чистоты.
У нас в СП я могу где угодно в цехе сесть и пообедать на полу - так здесь чисто.
Вроде бы успешно ведем борьбу с большим количеством бумаг в офисах. И вообще я что-то ежедневно подмечаю. Если дело хорошее - стараюсь, чтоб об этом узнали все. Все и всегда нужно постоянно обновлять.
Мы вводим ту же систему баллов для поддержания уровня качества, которая характерна для всех предприятий GM: если покупатель увидел визуально дефект на автомобиле - для работника,
по вине которго произошел брак, это будет равноценно пятидесяти скрытым дефектам (если брак не виден, например, коврик не прикреплен - это считается одним дефектом). Все это должно быть неотрывной частью главных требований: качество, безопасность и внешняя привлекательность.
Так что время удивляться позади - настала пора качественной работы.
Виктор Бормотов,
"Волжский автостроитель", 6.02.2003г.
01.12.2008 09:25:22