Еще зимой на одной из встреч с прессой генеральный директор ЗАО "Джи Эм-АВТОВАЗ" Джон Милонас пригласил журналистов поработать на сборочном конвейере СП: мол, зачем я буду о нем рассказывать, идите, поработайте и сами обо всем узнаете. Кстати, сам Милонас и другие топ-менеджеры предприятия давно начали отрабатывать положенные каждому без исключения сотруднику "Джи Эм-АВТОВАЗ" две недели на конвейере. Однако у пишущей братии города предложение поучаствовать в сборке "ШЕВРОЛЕ НИВЫ" энтузиазма как-то не вызвало. Во всяком случае, очередь желающих за месяц не выстроилась. А мы решили все же попробовать. Почему бы и нет? Рассказывают Ольга Кирюшкина и Вячеслав Строченков.
Юбки в сторону!
На днях, встретив господина Милонаса, мы напомнили ему о том приглашении:
-Журналистов на конвейер звали?
-Когда вы готовы приступить к работе? – немедленно среагировал директор.
-Завтра! – немедленно среагировали мы.
-Ваша смена начинается в семь утра.
Вообще-то Милонас был готов взять нас чуть ли не на три недели (естественно, без оплаты – инициатива-то наша!), но сговорились на одной рабочей смене, до 15.30. Директор тут же выдал нам первые инструкции. Критически оглядев внешний вид, приказал назавтра быть без высоких каблуков и в брюках. Чтобы на одежде не было ни грамма металла (у сборщиков на конвейере "Джи Эм-АВТОВАЗ" даже ремни со спрятанной бляшкой), а также никаких часов, браслетов и колец – иначе можно случайно поцарапать безукоризненную эмаль на кузове.
- Настоящая инструкция для вновь принятых на "Джи Эм-АВТОВАЗ" длится 16 часов, сообщил Джон Милонас, и добавил: - Вам же она будет прочитана за 16 минут.
…На следующее утро в 6.20, безбожно зевая, мы стояли на сине-белой "джиэмовской" остановке возле КВЦ. Автобус приехал четко по графику - ровно в 6.25. И в считанные минуты мы в компании сотрудников СП домчались до своего нового места работы. Там нас встретил мастер Сергей Давидович (кстати, бывший работник ПТО АВТОВАЗа) и отправил на рабочие места. На разные.
Четыре часа "на панели"
Опыт Ольги: Видимо, решив не загружать девушку с места в карьер тяжелой работой, на первую половину дня мастер определил меня на участок сборки панели приборов – он называется "cockpit". Панель собирается на шести своеобразных станциях бригадой из 11 человек. Для начала наш тим-лидер (так здесь называют бригадира) Дмитрий доверил мне подсборку комбинации приборов – дело, собственно говоря, нехитрое. И продвигалась моя работа довольно лихо, пока тим-лидер не сделал первое замечание:
-Почему без перчаток? По технике безопасности не положено.
- Да в перчатках у меня руки становятся неуклюжими! Невозможно даже взять эти маленькие винтики, не то что их закрутить.
Мне тут же объяснили, что у каждого сборщика "Джи Эм-АВТОВАЗ" есть личная книжка по технике безопасности, к которой прикреплено три талона. И за подобные провинности с нарушителя берут талон. А как только талоны в книжке кончаются, нарушитель автоматически причисляется к злостным, и к нему применяются самые жесткие меры, вплоть до увольнения.
Кстати, через пару часов работы я собственными ладонями почувствовала печальные последствия своих несложившихся отношений с перчатками: наметились первые трудовые мозоли… Ведь физическая сила здесь нужна еще какая! Установить на тележку поперечину панели, воткнуть тугие клеммы в монтажный блок, да просто завинтить что-нибудь гайковертом – это вам, милые дамы, не сумочку через плечо перекинуть…
"Страховка" от Милонаса
Вскоре собственной персоной передо мной возник господин Милонас, которому я с гордостью продемонстрировала плоды своих трудов на благо "Джи Эм-АВТОВАЗ". Генеральный директор поблагодарил, поинтересовался, насколько комфортно мне работается на его предприятии, и отправился дальше по своим делам.
-А это кто такой? – удивился один из рабочих.
-Да ты что! Это ж Милонас! – вопрос утонул в возгласах его коллег.
Мне же пояснили, что не узнавший босса сборщик – новенький и работает на "Джи Эм-АВТОВАЗ" всего вторую неделю. Не успели мы войти в рабочий ритм, как нас… отстранили от работы. Предусмотрительный управляющий по производству "Джи Эм-АВТОВАЗ" Джерри Рэйнбоу сообразил, что у пришедших на конвейер журналистов, в отличие от всех работников совместного предприятия, нет страховки от несчастного случая. Аргумент, что у нас есть своя, вазовская страховка, никого не убедил. За вердиктом по поводу нашей участи "джиэмовцы" пошли к самому Милонасу, который быстренько завершил этот вынужденный перерыв, взяв ответственность за нашу жизнь и здоровье во время рабочей смены на себя.
Руки вверх!
-Вот тебе оранжевая каска и перчатки, - протянул мне средства индивидуальной защиты тим-лидер бригады Александр с участка "шасси-1".
…Опыт Вячеслава: …Четыре часа мне пришлось бегать в полусогнутом состоянии под низко подвешенными кузовами, прикручивая то кронштейн, то задний амортизатор, то рулевую тягу. И это при том, что ростом меня природа не обидела. На конвейере эту бригаду называют не иначе как "руки вверх". Потому что сборщики здесь монтируют детали, подняв руки над головой.
Острословы с того же участка дали звучное название и одной из операций – стыковке переднего и заднего моста. Ее окрестили "свадьбой".
…А вот на участок подошел и первый внедорожник. Эта "Шевроле-Нива" предназначена для краш-теста на лобовое столкновение. Поэтому и отношение к автомобилю не столь строгое - можно установить детали с отклонениями по прочности. Крепко сжимая гайковерт, давлю на пуск, но в какой-то момент не удерживаю равновесия, и ручка инструмента больно бьет мне по голове… К счастью, обошлось без травм. Но как все-таки правы были американцы, вовремя "застраховав" нас лично у Милонаса!
10 минут – на перекур, полчаса – на обед
В течение смены, помимо обеденного, у рабочих есть два запланированных оплачиваемых перерыва по 10 минут. Об их начале извещает приятная мелодия, и группы сборщиков, не теряя ни секунды, оставляют рабочие места. Многие сразу направляются к месту для курения. Расположено оно далековато от сборочного конвейера, так что успеть за 10 минут дойти до него и от души покурить – нужно постараться… На всем заводе место для курения всего одно - это небольшой участок на улице, по размеру сравнимый с автобусной остановкой. Курить на территории завода нельзя больше нигде: если вас "застукают" с сигаретой даже по пути от проходной до корпуса – штраф последует незамедлительно.
Обед у первой смены сборщиков с 11 до 11.30. Знакомая картина – на последних минутах предобеденного рабочего времени общественность начинает все чаще поглядывать на часы: три, два, один …и самые нетерпеливые допускают фальстарт. Не дождавшись мелодичного сигнала об окончании работы, кто-то уже стоит первым в очереди за вожделенным обедом. Однако торопиться есть за чем. Одна из сборщиц даже посетовала, что за первый же месяц работы она набрала 8 килограммов… Ежедневно на выбор работников "Джи Эм-АВТОВАЗ" два варианта меню, приготовленные поварами трактира "Русич". Вкусно, сытно и совершенно бесплатно (Кстати, бесплатный обед на данный момент - единственная социальная льгота работников "Джи Эм-АВТОВАЗ"). Мы тоже стали жертвами обильного и вкусного обеда - смакуя кулинарные изыски, опоздали на рабочие места. На что тим-лидер многозначительно указал на часы и сделал еще одно замечание. А на вопрос, что бывает тому, кто опоздает с обеда, сказал: "У нас еще никто не опаздывал!"
Неподдающиеся
После обеда нашим рабочим местом стал так называемый "TRIM-2" - второй участок сборочного конвейера. Здесь пришлось освоить особо ответственные критические операции, влияющие на безопасность автомобиля. И если установка кронштейнов для крепления задних сидений оказалась делом несложным, то с ремнями безопасности пришлось помучиться. Прикрепить их к кузову было для нас практически невыполнимой задачей. Мы подходили со всех сторон, лезли в кузов и сгибались в три погибели, но гайка никак не хотела закручиваться в нужное отверстие! В таких случаях наши верные помощники – сборщики "Джи Эм-АВТОВАЗ" - понаблюдав за безрезультатными потугами и снисходительно улыбнувшись, брали неподдающиеся ремни и каким-то чудом в один момент устанавливали на место.
На конвейере каждый сборщик несет персональную ответственность за выполненную операцию – ставят личные печати в контрольной карте изготовления автомобиля. Чтобы в случае обнаружения дефекта было с кого спросить. Поставил штамп – значит, гарантируешь качество. Ведь автор операции, допустивший брак, все равно станет известным, независимо от того, где обнаружат дефект - на выходе с конвейера или (в крайнем случае) – уже в эксплуатации.
Кто срывает "стоп-кран"?
- У нас глушитель с кривыми кронштейнами! – на конвейере обнаружен дефект поставщиков.
- Срочно вызывайте "АвтоВАЗагрегат", пусть посмотрят, что поставили, - командует директор по качеству Петра Петерхансель.
Оперативное совещание проходит прямо у подвешенного внедорожника. Консультант Люк Виннепеннинкс делает "фото на память". Снимок бракованной детали пополнит существующую на "ДжиЭм-АВТОВАЗ" коллекцию дефектов. Срочно подъехавшему поставщику не остается ничего, как признать свою ошибку – с суровой Петрой не поспоришь. В результате внедорожники временно остаются без глушителей - их установят позже, на ремонтном участке. А что же с дефектными деталями? Их помещают в специально очерченную зону брака и отправляют обратно поставщику.
Желтый шнур, протянутый вдоль конвейерной линии – это своеобразный стоп-кран. Если возникли трудности по сборке, нужно потянуть его, и о твоей проблеме узнают абсолютно все. На весь конвейер зазвучит мелодия твоего участка – здесь она у каждого своя. А на электронном табло загорится номер конвейерной станции, которая взывает к помощи. Так что тим-лидер, где бы он ни находился, в ту же секунду узнает о проблеме и будет на месте как можно быстрее.
Периодически конвейер останавливают контролеры – тогда под соответствующую музыку на табло загорается значок "QT" ("качество"). И тим-лидер обязан быстро явиться на ковер к придирчивой бригаде аудиторов. Если проблема оказывается серьезной, на помощь приходят мастер, менеджер и, как выяснилось, даже директор.
Принцип пяти "С"
У конвейера "Джи Эм-АВТОВАЗ" все предметы лежат исключительно на своих местах - порядок просто поражает. Под рукой даже швабры и метлы: как только конвейер по каким-либо причинам приостанавливается, никто не бежит "перекурить", сборщики подметают, моют, чистят. Нам тоже досталось:
-А вы чего сидите? Подметать!
Полы в цехе буквально блестят. Как выяснилось, это одно из последствий внедрения системы правил пяти "С". "Джи Эм" перенял ее из Японии, и теперь такая система организации труда функционирует на сборочном заводе нашего города.
Свод правил включает в себя всего пять слов (на японском и английском языках они начинаются на "с"). Селекция - все ненужное сразу отправлять в корзину. Сортировка - предметы должны быть разложены так, чтоб тебе было удобно. Уборка - (чистота - залог успеха). Поддержание - важно не только чего-то достичь, но и сохранить это. И самодисциплина - самостоятельный контроль, к которому привыкаешь, и он уже в крови.
Медов не хлебаем…
-Ну, как самочувствие? – поинтересовались у нас после смены директор по персоналу Юрий Скульский и директор по связям с общественностью Владимир Дербенев (которых мы благодарим за помощь в организации нашего рабочего дня).
-Да, мягко говоря, не очень…
-Ничего, в первый раз всегда так. Особенно поначалу страдают девчонки. Говорят: первые два дня - тяжело, на третий наступает полнейшая апатия, а начиная с четвертого - приходишь и работаешь, как ни в чем не бывало!
Может быть, так оно и есть, но нам после первого рабочего дня о втором даже думать было страшно. Хотелось только вытянуть ноги, упасть в ванну, а потом проспать бесконечно долгое время… А ведь наши коллеги-сборщики, судя по их виду и настроению, как будто совсем не устали!
-А вам не надоедает делать каждый день одно и тоже? – спрашивали мы их во время работы.
-Не надоедает! – искренне отвечали абсолютно все (кстати, на конвейере трудится практически одна молодежь). - Да мы и не делаем одно и то же: встаем на разные операции, учимся. Здесь очень интересно, хотя, конечно, и нелегко.
Буквально накануне нашего рабочего дня на конвейере один из приятелей, сотрудник "Джи Эм-АВТОВАЗ, на вопрос: "Ну, как здесь работается?" лаконично ответил: "Медов не хлебаем…" И похоже, не соврал. Мы убедились в этом лично.
Авторы: Ольга Кирюшкина - "Волжский автостроитель" и Вячеслав Строченков - радио "Новый Век"
01.12.2008 09:25:24