Пока отечественные заводы ведут борьбу с импортным “секонд-хэндом” и тратят многие годы, чтобы поставить на конвейер уже устаревшие модели, зарубежные производители активно расширяют географию своего присутствия в России. И добиваются неплохих результатов.
“Форд-Всеволожск”. Самый крупный проект, реализованный зарубежными компаниями в России, — организация производства автомобилей Ford Focus на новом заводе в Ленинградской области. Расчетная мощность производства — 25 тыс. штук в год, но при особо благоприятных условиях она может быть доведена до 100 тыс. в год. Завод спроектирован таким образом, что может производить пять разных моделей автомобилей одновременно. Что последует за “Фокусом” — пока не сообщается. Это может быть как одна из моделей марки Ford, так и автомобили фирм Land Rover или Volvo, входящих в корпорацию.
По качеству российский Ford ничем не отличается от своих собратьев, выпущенных в Германии или Великобритании. Об этом говорит и тот факт, что всеволожский Focus вошел в число машин, обслуживающих администрацию президента РФ.
По словам Мюррея Гилберта, генерального директора завода Ford, предприятие в Ленинградской области полностью следует стандартам компании как по безопасности, так и по надежности автомобиля. При этом его стоимость на местном рынке значительно ниже, чем аналогичных по классу моделей, изготовленных за пределами России. Естественно, что при таких условиях спрос на “Фокусы” из Всеволожска только возрастает. Причем приобрести наиболее дешевую версию с кузовом хэтчбек достаточно проблематично — ждать придется несколько месяцев.
Сегодня нижегородские автомобилисты могут свободно приобрести автомобили Ford Focus с кузовами седан и универсал, оснащенные 1,6-, 1,8- или 2,0-литровыми двигателями мощностью от 100 до 130 л. с. В среднем покупка обойдется в $13 850.
ОАО “Автофрамос”. Акционерное общество “Автофрамос” было создано пять лет назад, в июле 1998 года, как совместное предприятие компании Renault и правительства Москвы. С 1999 года “Автофрамос” стал эксклюзивным импортером автомобилей Renault в Россию. При этом изначально предусматривалось развертывание в России производства конкурентоспособных по цене автомобилей, качество которых соответствует высочайшим международным стандартам. Пока на площадях АО “Москвич”, в собственном сборочном корпусе, ведется крупноузловая сборка одной-единственной модели — Renault Symbol. Эта машина зарекомендовала себя с самой лучшей стороны. Особенно впечатляет работа ее “непробиваемой” подвески и весьма удачного рулевого управления. Доступный по цене Symbol можно с уверенностью назвать самой “народной” машиной из всех иномарок.
Однако после пуска цехов сварки и окраски Renault планирует организовать здесь массовое производство новой модели Х90, специально созданной для России — с учетом местных особенностей эксплуатации и пристрастий автовладельцев. Всего в новый автозавод планируется инвестировать более 300 миллионов долларов, а его мощности обеспечат около 10% всего автомобильного рынка страны.
В Нижнем Новгороде Renault Symbol московской сборки продается наравне со своим собратом, изготовленным в Турции. Качество и стоимость этих машин абсолютно одинаковы, три базовые комплектации, а цветовая гамма имеет множество оттенков. Стоимость — от 9170 до 11 750 евро. При отсутствии в автосалоне машины нужной комплектации или желаемой окраски ожидание продлится не более двух недель.
ЗАО “Автотор”. История калининградского автосборочного завода “Автотор” началась с постановления правительства РФ № 524 от 23 апреля 1996 года. В свободной экономической зоне начали подсборку корейских автомобилей Kia. Сегодня предприятие производит легковой автомобиль Rio, относящийся к европейскому классу С, полноприводник Sportage II, представительский седан Magentis, универсал повышенной вместимости Carnival и грузовики K 2700 II и K 3000S.
В 1999 году немецкий концерн BMW по предложению своих специалистов-аналитиков принял решение о развертывании производства своих автомобилей на территории России. В рекомендациях говорилось, что наилучший вариант — использовать площади успешно работающего калининградского ЗАО “Автотор”. Таким образом, уже к концу 1999 года ассортимент продукции “Автотора” пополнился легковыми автомобилями BMW 3-й, 5-й и 7-й серий, специально адаптированными для эксплуатации в российских условиях.
В марте 2001 года завод получил международный сертификат качества ISO 9002 и был признан одним из лучших предприятий, собирающих автомобили BMW.
Сегодня с конвейера “Автотора” сходят следующие модели BMW: 318i с механической и автоматической КПП, 320iA с автоматической коробкой передач, 525i “комфорт” с механикой и автоматом, 530i “люкс” с АКПП.
В Нижнем Новгороде наиболее популярной моделью из тех, что произведены на “Автоторе”, стала Kia Rio — доступная по цене и добротно изготовленная машина, способная конкурировать с лучшими мировыми аналогами. Имея нижний ценовой предел в $9950, Rio стал одним из самых быстроликвидных товаров, и приобрести его, особенно в пик рыночной активности, совсем не просто.
Что касается марки BMW, то автомобили, собранные в Калининграде, ни по качеству, ни по цене не отличаются от тех, что выпущены в Германии. Если нужной модели нет в автосалоне, то ее доставят в Нижний Новгород в течение двух недель.
ОАО “ТагАЗ”. Финансово-промышленная группа “Донинвест”, осуществившая финансирование строительства Таганрогского автозавода, первоначально сделала ставку на автомобили корейской марки Daewoo. Но зарубежный партнер не смог обеспечить стабильную поставку комплектующих, и руководство компании начало вести переговоры с другими зарубежными фирмами. В результате был подписан контракт с французским автогигантом Citroёn и в 2000 году под маркой “Орион-М” начато производство русской версии грузопассажирской модели Berlingo.
В начале 2001 года аналогичный контракт заключен с крупнейшей автомобилестроительной фирмой Южной Кореи — Hyundai.
Сегодня на ТагАЗе собирают малолитражные автомобили Hyundai Accent, ставшие весьма популярными в разных районах страны. Мощности завода таковы, что импорт машин этой модели из Кореи полностью прекращен.
Как и многие другие доступные иномарки, Hyundai Accent стал весьма дефицитным товаром. Корейцы, не рассчитывавшие на такой спрос, не всегда справляются с все возрастающими объемами поставок. Это приводит к тому, что во многих городах, в число которых входит и Нижний Новгород, приобрести Accent стоимостью $9700—$11 000 не так просто. Ждать иногда приходится около месяца.
Андрей ЧУДАКОВ
БИРЖА ПЛЮС АВТО