Рынок подержанных автомобилей "десятого" семейства растет прямо на глазах. Количество предложений увеличивается достаточно быстрыми темпами. И этому есть свои основополагающие причины.
Статистика и тенденции
Выпуск машин "десятого" семейства шел по нарастающей в течение 5 лет. C момента запуска, в 1997 году по конец 1998 года было выпущено чуть более 100 тысяч "десяток", в 1999-м вазовские автостроители произвели 116,8 тысяч машин, в 2000-м уже 162 тысячи, а 2001-м "десятое" семейство вышло на проектную мощность в 220 тысяч автомобилей. В этом году на ВАЗе собираются на 5 тысяч перекрыть и эти показатели. Это стало возможным за счет организации 9-ти часового рабочего графика на 3-й нитке главного конвейера, по которой идут "десятки".
После памятного кризиса в 1998 году "десятка" была для многих людей пределом мечтаний, а цена опустившаяся с "докризисных" 8-9 тысяч долларов практически в два раза, позволила тем, кто остался "на плаву", после великих экономических потрясений в России, спокойно выбирать флагмана отечественного автопрома. Спрос на иномарки тогда резко сократился. Произошло это практически в 3-4 раза, и покупать иномарку казалось верхом "неосторожности". Время то - нестабильное. Это и стало лучшим моментом для расцвета "десятого" семейства. Машина новая, интересная, на уровень выше предыдущего "восьмого" семейства, смотрится вроде неплохо, да и в ремонте дешевле иномарки... К весенниему сезону 2000-го года подоспели все типы кузовов: помимо классически любимого в России "седана", можно было фактически за теже деньги взять практичный "универсал" или более спортивный "хетчбек". В общем доводов в пользу новых "десяток" было много. Для многих покупателей она была и остается пределом мечтаний.
Что-же происходит на вторичном рынке? Если посмотреть предложения базы данных LADAONLINE по годам выпуска, то получится, что первые два года "десятка" теряет по 8-9 процентов стоимости. Далее в зависимости от года выпуска ее стомость уменьшается на 7-8 процентов. Более существенные потери при продаже происходят на стоимости доп.оборудования, среди которого на цену машины при продаже существенным образом влияет только импортная резина и литые диски. Остальное- магнитола, сигнализация, электоростеклоподьемники, гарант, и т.д. на цену практически не влияет. Также никто не вернет продавцу всего того, что было вложено в ремонт и доводку "до ума" "десятки".
О предложениях и ценах
Больше всего на вторичном рынке среди "десятого" семейства сейчас представлено моделей ВАЗ-2110 и ВАЗ-21102. Это и не мудрено, их было выпушено около 116 и 320 тысяч соответственно, причем карбюраторный ВАЗ-2110 производился раньше других, поэтому и представлен в достаточных количествах более старыми годами выпуска. Автомобилей ВАЗ моделей 2111, 2112, 21103 выпушено на текущий момент почти равное количество, примерно по сто тысяч. Только вот год освоения 2111 и 21103 раньше чем 2112, поэтому и предложений этих моделей на вторичном рынке побольше.
Стомость подержанной машины "десятого" семейства от типа кузова и двигателя зависит совсем незначительно. Разброс цен при этом находится в пределах 2-4 тысяч. Средние стоимости автомобилей "десятого" семейства на вторичном рынке Тольятти находятся сейчас на таких уровнях:
1997 год - 110 тысяч рублей
1998 год - 120 тысяч рублей
1999 год - 130 тысяч рублей
2000 год - 142 тысяч рублей
2001 год - 155 тысяч рублей
В Москве цены на подержанные, также как и на новые ВАЗы, на 6-8 тысяч выше, а вот в центральных регионах России эта разница с Тольятти не такая значительная (3-6 тысяч).
По годам выпуска наибольшее количество предложений составляют автомобили 1999-го и 2000-го года. То есть владельцы автомобилей ВАЗ начинают избавляться от своих машин в 2-3-летнем возрасте. Это подтверждается и
опросом, проведенным на LADAONLINE этим летом. Более 30% опрошенных ответили, что меняют, или собираются менять автомобиль каждые 2-3 года. Еще около 25% опрошенных ответили, что намерены менять машину каждые 4-5 лет. А около 10% процентов респондентов сказали, что меняют автомобиль каждый год. Напомним, что аудитория LADAONLINE на 90 процентов состоит из владельцев автомобилей ВАЗ, причем основная их масса, ездит на новых переднеприводных машинах. Кстати, в следующем году, когда на вторичный рынок в массовом порядке хлынут "десятки" 2001 года выпуска цены на них могут снизиться, по причине того, что именно 2001-й стал годом выхода ВАЗа на проектную мощность, и было выпушено около 220 тысяч автомобилей "десятого" семейства.
Мотивация и отношение потребителей
Стоит отметить, что особой привязанности к автомобилям "десятого" семейства автомобилисты не испытывают. Как только у них появляются деньги на что-то лучшее, они с огромным удовольствием пересаживаются например на Форд-Фокус, Рено Клио Симбол/Меган, Шкоду Фабию/Октавию либо на подержанную иномарку подобного класса или класса выше "десятки". Учитывая, что "десятка" в модельном ряду ВАЗа сейчас является "топ-моделью", и что-либо лучшего и более дорого завод в массовом обьеме не предлагает, получается что он теряет клиента навсегда. Вернуть назад к себе автолюбителя попробовшего в эксплуатации иномарку, по нынешним реалиям жизни. ВАЗу удасться навряд-ли. Еще можно отметить тенденцию буквально последних двух лет - автомобилисты перестали бояться правый руль. Статистика ГИБДД показала что японские праворульные машины более безопасны чем наши, а уровень надежности и комформта несравним с нашми машинами. Ко всему этому добавляется и цена, которая для праворульных "японок" в идеальном состоянии сравнима с ВАЗами. Результат- планомерная "японизация" российских дорог начиная с Дальнего Востока, и с каждым годом все дальше за запад.
На основании
опроса проводенного на LADAONLINE 24,8% владельцев автомобилей ВАЗ не довольны своей машиной, еще 38,8% не совсем довольны, и лишь 28,1% полностью довольны своим автомобилем ВАЗ. А основными недостатками автомибилей ВАЗ их владельцы считают низкое качество(31,9%), ненадежность(19,7%), недостаточный комфорт(15,1%), высокую цену (13,5%), плохой сервис(10,5%), внешний вид(7,8%). И лишь 1,6% считают, что недостатков нет. В самом автомобиле больше всего нареканий по качеству у потребителей вызывает: салон (22,8%), электроника (21,6%), кузов (19,1%), ходовая, двигатель и КПП (по 11,1%), совсем незначительно, рулевое 1,9% и чуть более 1% ответили что нареканий нет. А покупают автомобиль ВАЗ потому что для них это низкая цена (27,0%), дешевые запчасти (27,0%), дешевое обслуживание (16,0%). 13% сказали что они патриоты и при любом раскладе выберут ВАЗ, а 10% сделали это "по привычке". Мотивировали покупку "приемлемым качеством" только 7,0% опрошенных. Кстати, около 70 процентов опрошенных считают что в России недорогой и качественный автомобиль появится очень не скоро, или не появится никогда...
Аналитический отдел LADAONLINE