Чуть более шестнадцати лет назад начался выпуск первой отечественной переднеприводной микролитражки ВАЗ-1111, которая в то время имела два собственных имени: "Ока" и "Кама". В автомагазинах новинка стала предлагаться всего за 3050 руб. в то время, когда морально устаревший заднемоторный ЗАЗ-968М "Запорожец" стоил тогда 3975 руб.! И до сих пор малютка "Ока" остается самым недорогим российским автомобилем, благодаря чему пользуется заслуженной популярностью и стабильным спросом. Кроме того, успеху этой машины у покупателей способствует и то обстоятельство, что конструкция и технология изготовления "Оки" постоянно совершенствуются. О славном прошлом, уверенном настоящем и перспективном будущем "Оки" наш сегодняшний разговор.
Прошлое
Еще до начала выпуска на Волжском автомобильном заводе знаменитых "Жигулей" ВАЗ-2101 классической компоновки, в конце 60-х гг. прошлого века в Отделе главного конструктора ВАЗа начались работы над перспективной переднеприводной моделью. А уже в декабре 1972 г. был готов первый опытный образец такого автомобиля - Э1101. В дальнейщем, правда, экспериментальные вазовские переднеприводники немного подросли и стали прототипами для запорожской "Таврии".
Однако колоссальный опыт, накопленный тогда тольяттинскими конструкторами, не пропал даром. В 1981 г. на ВАЗе была создана специальная творческая группа, целью которой стало создание переднеприводного автомобиля особо малого класса. Интересно, что годом спустя японская фирма Daihatsu начала серийный выпуск модели Cuore с трехдверным кузовом хэтчбек длиной 3200 мм и двухцилиндровым двигателем мощностью 28 л. с., крутящий момент от которого передавался на передние колеса. Для вазовцев это стало подтверждением правильности выбранного ими пути. Коллектив творческой группы потрудился на славу - уже в конце 1987 г. новые микролитражки ВАЗ-1111 начали сходить одновременно с конвейеров трех заводов: ВАЗа, КАМАЗа и СеАЗа. Причем тольяттинские и серпуховские машины получили тогда название "Ока", а выпускаемый в Набережных Челнах автомобильчик назывался "Кама". В 1994 году АВТОВАЗ снял "Оку" с производства, а все оборудование передал в Серпухов. С тех пор эта модель выпускается только на СеАЗе и на Заводе микролитражных автомобилей (ЗМА).
Первоначально на "Оке", имевшей обозначение ВАЗ-1111, устанавливался двухцилиндровый двигатель, представлявший собой как бы половинку мотора ВАЗ-2108. Однако динамические качества этих машин были довольно низкими. Поэтому в 1996 г. на смену ВАЗ-1111 пришел ВАЗ-11113, имевший двигатель увеличенного рабочего объема ("половину" нового тогда мотора ВАЗ-21083). Повышение мощности мотора на 4 л. с. позволило увеличить максимальную скорость обновленной "Оки" до 130 км/ч и уменьшить время разгона с места до 100 км/ч до 24 с. Примечательно, что расход топлива при этом не вырос.
Параллельно с базовыми моделями оба завода выпускают специальные модификации для инвалидов. Так, например, в Набережных Челнах это ВАЗ-11113-21 (для водителей, которые могут управлять автомобилем только с помощью рук), а также ВАЗ-11113-22 и -23 - для инвалидов, имеющих возможность управлять не только с помощью рук, но и одной ногой. Модификации для инвалидов производства СеАЗа несколько отличаются от камазовских. В частности, на серпуховской "Оке" система ручного управления аналогична применявшейся на "Запорожце".
Отрадно, что и ЗМА, и СеАЗ постоянно наращивают объемы производства машин. 21 ноября 2003 г. с конвейера ЗМА сошел уже 250-тысячный автомобиль "Ока". Всего же, с учетом сборки на ВАЗе и СеАЗе, на конец прошлого года около 400 тыс. популярных микролитражек. Причем в настоящее время проблем с увеличением выпуска машин ни в Набережных Челнах, ни в Серпухове нет. Проблема только одна - силовые агрегаты. Мощности АВТОВАЗа позволяют производить всего лишь 60 тыс. силовых агрегатов 11113, 40 тыс. из которых поступают на ЗМА и 20 тыс. - на СеАЗ. Именно поэтому производители "Оки" некоторое время назад начали интенсивные поиски альтернативных поставщиков силовых агрегатов.
Настоящее
За последние годы на "Оке" прошли испытания порядка десяти различных двигателей: японских, корейских, немецких, чешских, украинских. Наибольших успехов в данном направлении добилась компания "Астрокар" из Набережных Челнов, освоившая установку на "Оку" украинского четырехцилиндрового карбюраторного мотора МеМЗ-245.1 рабочим объемом 1,1 л и мощностью 49 л. с. Кроме того, автомобиль от этой фирмы, получивший оригинальное название "Астро-11301", комплектуется тринадцатидюймовыми колесами и обновленными элементами интерьера кузова. Два года эта интересная новинка собиралась исключительно стапельным методом в ООО "Астрокар", а с 30 сентября 2003 г. ее изготовление наконец-то началось и на конвейере ОАО "ЗМА".
Как известно, с 1 октября нынешнего года в России вводятся новые, более жесткие экологические нормы Евро 2. Тем самым столь привычные для многих поколений автомобилистов карбюраторные двигатели оказываются, так сказать, вне закона. В связи с этим конструкторы ЗМА подготовили несколько версий впрысковых двигателей для использования на "Оке". Первая - это тот же самый вазовский двухцилиндровый мотор 11113, но уже с системой распределенного впрыска топлива и электронным управлением. Благодаря применению впрыска мощность этого двигателя возросла только на 1 л. с., но при этом он теперь полностью обеспечивает нормы Евро 2 в отношении содержания вредных веществ в выхлопных газах. Уже к концу 2003 г. было выпущено около сотни инжекторных автомобилей "Ока" ВАЗ-11113-40 в Набережных Челнах и порядка пятидесяти - в Серпухове. Стоимость инжекторной "Оки" с двухцилиндровым мотором ВАЗ находится в пределах $3000.
К сожалению, на данный момент времени Мелитопольский моторный завод не выпускает моторы рабочим объемом 1,1 л с впрыском топлива, однако уже в течение нынешнего года они должны появиться. Ну а сейчас работы ведутся еще в одном, весьма перспективном направлении: использовании на "Оке" современнейшего трехцилиндрового двигателя от южнокорейского автомобиля Daewoo Matiz. Естественно, что этот мотор также полностью соответствует нормам Евро 2, однако его пятьдесят "лошадей" обеспечивают оснащенной им "Окушке" еще и очень впечатляющие динамические показатели. Внешне Oka-Daewoo отличается от своих серийных сестер легкосплавными тринадцатидюймовыми колесами, пластиковыми накладками на боковинах кузова и дугами для установки багажника на крыше. Ориентировочная стоимость этой модификации составляет около $5000, а главное ее предназначение - поставки на экспорт.
Ко всему прочему, автомобили "Ока" достаточно успешно участвуют в спортивных соревнованиях - шоссейно-кольцевых гонках и автокроссе. Правда, управляют ими в этом случае юные гонщики. А вот на последнем Московском международном автосалоне, прошедшем в прошлом году, на стенде спортивной команды "Лукойл - рейсинг" экспонировалось нечто, явно предназначенное вполне взрослым и обеспеченным мужчинам. Это был выполненный в рамках проекта "Танцующая с волками" спортивный прототип, базирующийся на платформе… "Оки"! Правда от стандартной версии так называемая Oka-Dancer позаимствовала лишь кузов, причем основательнейшим образом усиленный трубчатым каркасом безопасности. Ну а сердцем этого шустрого "волчонка" является расположенный поперечно в базе машины форсированный двигатель ВАЗ-2112, приводящий в движение колеса задней оси. Интересно, что создатели автомобиля предусмотрели две степени форсировки мотора: для версии Light" - до 108 л. с., а для версии Crazy - до 190 л. с.! Чтобы обеспечить такому динамичному автомобилю уверенное поведение на дороге, конструкторы предусмотрели использование в подвеске мощных газовых стоек "Мак-Ферсон", а также вентилируемые тормозные диски "по кругу" и легкосплавные колеса весьма впечатляющей размерности 17 дюймов. А за удовольствие покататься на такой, с позволения сказать, "Окушке" ее потенциальному владельцу придется выложить около $30 000.
Однако на том же VI Московском автосалоне была представлена машина, которая в перспективе может стать доступной гораздо большему количеству автомобилистов. Речь идет о концепткаре "Ока 2".
Будущее
Радикального обновления любимой "Оки" многие российские автомобилисты ждали уже достаточно давно. И вот, наконец-то, в конце прошлого лета некоторым из них удалось увидеть прототип будущей микролитражки наяву. Конечно же, прежде всего в глаза бросается достаточно оригинальный и современный дизайн экстерьера, практически ни в чем не напоминающий внешний вид предшественницы. Причем новый кузов не только красив, но и весьма рационален. Создатели вазовской новинки как бы раздвинули колеса по углам кузова, благодаря чему существенно возросли внутренние размеры салона и багажного отделения. Так, например, заднее сиденье из двухместного стало полноценно трехместным. Еще один плюс такой компоновки - возможность разместить под капотом новой "Оки" четырехцилиндровые двигатели от других вазовских моделей. Правда, в этом случае запасное колесо (кстати, колеса предусмотрены размерностью как 13, так и 14 дюймов!) пришлось вынести из подкапотного пространства в нижнюю часть багажного отделения.
То, что "Оку 2" планируют выпускать в двух версиях - "стандарт" и "люкс", вряд ли кого-нибудь удивит. Необычно другое. Эти два исполнения будут различаться между собой не только уровнем оснащения (кстати, достаточно высоким в обоих случаях), но и… механикой! Так, более дешевая версия "стандарт" под полностью новым кузовом сохранит проверенные временем силовой агрегат и ходовую часть нынешней "Оки". Естественно, в инжекторном варианте. А вот "люкс" получит двигатель, трансмиссию и подвеску от вазовской "восьмерки". Явно, что такая машина придется по душе даже самым лихим драйверам!
Конечно же, время нынче для отечественных автомобильных заводов наступило нелегкое. Однако хочется верить, что успешно реализуются не только все проекты по модернизации выпускаемой ныне "Оки", но и несколько лет спустя свет увидит долгожданная "Ока 2". Ведь эти юркие и недорогие автомобильчики так нужны многочисленным "неновым" русским…
Примечания: * - форсированный; ** - в эксплуатационных режимах; *** - в числителе значение с разложенными задними сиденьями, в знаменателе - со сложенными.
"АИМПресс", 2004-#1(32)
Раздел: МОДЕЛЬ НОМЕРА
Александр Костянов, к.т.н.