В прошлом номере наша газета (
Биржа плюс Авто) подробно рассказала о том, как на "АвтоВАЗе" идет подготовка к производству семейства "Калина", какие уникальные методы при этом используются и какие жесткие графики предусмотрены программой подготовки. Одним из пунктов этой программы значилась сборка на базе опытно-промышленного производства (ОПП) предпилотной партии в количестве 15 автомобилей. Именно из этих пятнадцати мы и взяли на небольшой тест-драйв седан ВАЗ-1118.
"Калинам" — любые моторы
На автомобиле был установлен двигатель объемом 1,6 литра, но не "родной" ВАЗ-11183 с пластмассовым регулируемым впускным коллектором, а ВАЗ-21114, который с лета планируется устанавливать серийно на "десятое" семейство. Он тоже 8-клапанный, у них совершенно одинаковые диаметр цилиндров (82 мм), ход поршня (75,6 мм) и межцилиндровое расстояние (89 мм), но у "сто четырнадцатого" мотора выше степень сжатия (9,8 против 9,6) и мощность (60 кВт против 56,8), а крутящий момент, наоборот, ниже (124,6 Н•м против 130,3), и достигается он на более высоких оборотах (3200 об/мин против 3000). Вообще же, как заверили нас вазовские конструкторы, на "Калину" можно установить любой мотор из тех, которыми оснащаются машины обширного переднеприводного семейства. При этом меняются только подушки крепления. Но технические характеристики автомобилей с другими моторами, кроме "родных" ВАЗ-11183 и -11193, "АвтоВАЗ" не предоставляет. Поэтому и мы дать вам такую информацию не можем, хотя большой разницы, я думаю, нет. Кстати, новые двигатели для "Калины" ожидаются только через год, так что большинство машин из первых партий будут сходить с конвейера именно в такой комплектации, как наша.
Немного о дизайне
Внешность "Калины", еще не успевшей встать на конвейер, была существенно переработана. Вазовские дизайнеры вовремя уловили веяние моды, когда автопроизводители стали переходить от "биодизайна" к стилю "техно". Теперь формы машины и особенно головная светотехника выглядят более строго, а узкая прорезь под капотом уступила место нормальной фальшрадиаторной решетке. Такой стиль нам нравится больше.
В салоне тоже произошли некоторые изменения, которые в первую очередь коснулись передней панели. Центральная консоль теперь выглядит как накладка, стала более округлой и зрительно выделяется. Это гораздо интересней, чем было на опытных образцах, где она соединялась с козырьком комбинации приборов. Комбинация, кстати, нам тоже понравилась. Ее приборы сделаны в виде секторов, а центральное место отдано спидометру и жидкокристаллическому дисплею под ним. В общем, по интерьеру "Калину" можно уже вполне сравнивать с такими одноклассниками, как Ford Fiesta, Volkswagen Polo, Opel Corsa, Peugeot 206, Renault Clio и другие. Вот только бы не подкачали материалы, судить о которых мы пока не можем, потому что на предпилотной партии все детали интерьера изготовлены из черной технологической пластмассы. Но зато мы можем оценить удобство посадки, эргономику салона и немного ходовые характеристики.
Об эргономике
Что касается багажника, то он у седана невелик, но, учитывая класс машины, его вполне можно назвать вместительным, тем более что по объему он может поспорить с "девяточным". Под полом здесь убрались полноразмерная "запаска" и весь набор инструмента, а крышка откидывается высоко вверх и поддерживается газовыми упорами.
Простор в салоне прямо-таки удивительный для таких небольших наружных габаритов. При более вертикальной посадке здесь хватает места для пятерых седоков. Конечно, третьему пассажиру на заднем сиденье будет тесновато в плечах, но пространства для ног и над головой вполне достаточно. А уж по посадке на водительском сиденье машина не идет ни в какое сравнение с той же "десяткой", на которой мы приехали в Тольятти. Здесь чувствуешь себя уютней, а само сиденье гораздо лучше распределяет нагрузку — с него уже не скатываешься вперед, и боковая поддерж-ка присутствует. Радует и расположение удобного четырехспицевого руля, педалей и рычага КПП. Да и клавиши с рукоятками управления оборудованием легко доступны.
А теперь вставим ключ зажигания со встроенными кнопками управления центральным замком и посмотрим, как она поедет.
На виражах
На дороги общего пользования, к сожалению, выехать мы не могли — была какая-то "заморочка" с документами, но к нашим услугам была большая асфальтовая площадка напротив ОПП, где можно было вдоволь "порезвиться", имитируя проезд крутых поворотов, объезд препятствия, покрутить "змейку" и почувствовать интенсивность разгона.
Поначалу пришлось, правда, привыкать к очень короткому ходу педали сцепления, она явно требовала регулировки, и к большим усилиям на рычаге коробки передач. Это можно списать на огрехи предпилотной сборки. Зато конструкторам удалось (наконец-то!) существенно уменьшить ходы рычага, а для включения задней передачи теперь нужно поднять специальное кольцо, что исключает возможность спутать ее с первой скоростью (сколько было разбито бамперов из-за этого!).
1,6-литрового мотора для такой небольшой машинки хватает с лихвой. Разгоняется она резво и с большой охотой, а под педалью газа всегда ощущается запас мощности. Информативность руля, снабженного электроусилителем, можно назвать вполне приемлемой, к тому же его не "закусывает" при быстром вращении. Но вот крены в поворотах слишком велики. Велики до такой степени, что внутреннее переднее колесо под постоянно нажатым газом начинает пробуксовывать. А при перекладывании руля машина пугающе шарахается в противоположную сторону и начинает раскачиваться с большой амплитудой. Да-а, вазовцам еще предстоит "поколдовать" над управляемостью "Калины" и ее подвеской, подбирая оптимальные характеристики амортизаторов и других узлов. Но в штатных режимах управляемость и реакции уже можно назвать удовлетворительными.
Александр АЛЕШИН
Фото Сергея ДУДКИНА
Биржа плюс Авто