Журнал "Автомобильная промышленность",2004год,№5
Р.К. МОСКВИН
Нередко приходится слышать, что отечественные автозаводы "десятилетиями выпускают единственную модель". Однако, если разобраться по существу, для большинства предприятий это неверно. Например, ЗИЛ помимо своей "визитной карточки", автомобиля ЗИЛ- 130, одновременно изготовлял не только его же модификации с четырьмя вариантами базы, шасси для специализированных кузовов-надстроек, седельные тягачи, газобаллонные комплектации и различные климатические исполнения, но и еще две принципиально иные модели - ЗИЛ-131 (6х6) и ЗИЛ-133 (6х4) со своими модификациями и комплектациями. Поэтому в 1990-е годы он смог, опираясь на накопленный опыт, расширить гамму выпускаемой техники в несколько раз. В его модельном ряду появились АТС колесной формулы 4х4, грузовые автомобили малой и большой грузоподъемности, цельнометаллические фургоны, автобусы, магистральные тягачи, множество специальных и специализированных модификаций. Все эти конструкции были предложены потребителю, но, как это часто случается в условиях рынка, далеко не все выдержали конкуренцию с продукцией других отечественных автозаводов и зарубежных фирм.
Доскональное изучение рынка, трезвая оценка собственных возможностей и возможностей своих партнеров-поставщиков заставили АМО "ЗИЛ" вновь пересмотреть свой модельный ряд, оставив в нем лишь наиболее востребованные на сегодняшний день модели и модификации. В активе ЗИЛа насчитывается 74 модификации, восемь базовых моделей автомобилей и шесть базовых шасси грузоподъемностью от 3 до 10 т. Однако практически предприятие сосредоточено на производстве автомобилей лишь двух семейств: малотоннажных и среднетоннажных (грузоподъемностью до 8 т).
Малотоннажное семейство (базовая модель ЗИЛ-5301 "Бычок") включает автомобили (табл. 1) со "стандартной" и удлиненной базой, однорядной, двухрядной и "спальной" кабинами, с бортовыми платформами длиной 3,75—4,385 м, модульными фургонами различного назначения (и разных производителей) и шасси под комплектацию. Кроме того, в семействе есть полноприводная модель (4х4) повышенной проходимости ЗИЛ-432720 и цельнометаллический (панельный) фургон ЗИЛ-5301, на базе которого небольшими партиями изготовляются автобусы (ЗИЛ-3250 и др.).
Семейство среднетоннажных автомобилей (табл. 2) представляет собой, по существу, дальнейшее развитие конструкций популярных прежде моделей ЗИЛ-4331, ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. Оно включает четыре бортовых автомобиля и шесть различных шасси. Базовые бортовые автомобили - ЗИЛ-433360, ЗИЛ-433110 (длиннобазный) и ЗИЛ-433440 (6х6) — комплектуются бензиновым двигателем ЗИЛ-508.10. С этим же двигателем изготовляют седельный тягач, "стандартное", длиннобазное и "самосвальное" (с укороченным задним свесом) шасси. (Пока двигатель ЗИЛ-508 выпускается только в карбюраторном варианте, но в ближайшее время будет оснащаться системой центрального впрыскивания топлива.) Еще один бортовой среднетоннажный автомобиль оснащен дизелем Д-245.9 Минского моторного завода, а длиннобазное шасси ЗИЛ-433102 — дизелем ЗИЛ-645.
Как видим, в гамме основной продукции АМО "ЗИЛ" нет теперь АТС колесной формулы 6х4 грузоподъемностью до 10 т, а также автомобилей с дизелями ЯМЗ. Однако по заказу потребителей завод может изготовить такие транспортные средства. Например, в ассортименте специальной техники, производимой непосредственно на ЗИЛе, есть пожарный автомобиль колесной формулы 6х4 с цистерной на 5 т воды.
Автомобили обоих семейств в ближайшее время планируется существенно модернизировать. Так, на среднетоннажных найдет применение дизель Д-260 ("Евро-2") мощностью 132 кВт (180 л. с.) Минского моторного завода, устанавливаемый сейчас только на пожарную модификацию ЗИЛ-4331. Для семейства "Бычок" базовым двигателем должен стать новый турбонаддувный с промежуточным охлаждением дизель ММЗ мощностью 100 кВт (136 л. с.). Уже модернизировано серийное сцепление, а в дальнейшем на автомобилях ЗИЛ будут использоваться сцепления новой конструкции — диафрагменные диаметром 350—400 мм. Затронет модернизация и коробку передач, изготовляемую на Смоленском автоагрегатном заводе: внедряется ряд усовершенствований для повышения надежности агрегата; созданы опытные образцы новой шестиступенчатой коробки, рассчитанной на крутящий момент 715 Н-м (73 кг-м); ведется работа над новой раздаточной коробкой и механизмами отбора мощности. Для семейства "Бычок" разработана усиленная передняя ось, рассчитанная на нагрузку 3 т. Совместно с Рославльским автоагрегатным заводом разработан модернизированный рулевой механизм с гидроусилителем. Претерпит изменения внешний вид малотоннажных автомобилей: будут внедрены новые капот, облицовка радиатора, бампер, светотехнические приборы.
Таблица 1
Модель Тип База, Габаритные Двигатель Грузоподъ Размер
мм размеры,мм емность, платформы,
т мм
ЗИЛ-5301АО Бортовой 3650 6195х2319х2885 Д-245.12С 3,0 3750х2254х450
ЗИЛ-5301БО Шасси 3650 6165х2210х2365 Д-245.12С 3,75 —
ЗИЛ-5301ДО Бортовой,
кабина со
спальным
местом 4250 6795х2319х2885 Д-245.12С 3,0 4385х2254х450
ЗИЛ-5301ЕО Шасси 4250 6765х2210х2365 Д-245.12С 3,7 —
ЗИЛ-5301ЯО Бортовой,
кабина со
спальным
местом 4250 6795х2319х2885 Д-245.12С 2,9 375х2254х450
ЗИЛ-5301100 Шасси,
кабина со
спальным
местом 4250 6765х2210х2365 Д-245.12С 3,6 —
ЗИЛ-5310ТО Бортовой,
двухрядная
кабина 4250 7185х2319х2885 Д-245.12С 2,3 3750х2215х450
ЗИЛ-532С1ГА Шасси,
двухрядная
кабина 4250 7165х2210х2365 Д-245.12С 3,0 —
ЗИЛ-432720 Бортовой, 3,0-
4х4 3340 5530х2475х2810 Д-245.12-90 3,4 2400х2254х450
ЗИЛ-432722 Шасси,
4х4 3340 5400х2475х2810 Д-245.12-90 3,75 —
ЗИЛ-5301СС Цельнометал-
лический
фургон 3650 6600х2210х2800 Д-245.12С 2,7 4000х1946х1949
Большое внимание уделяется на заводе проблеме обеспечения качества. В частности, качества заднего моста, рулевого управления, колесно-ступичного узла, системы охлаждения, тормозов. Причем в этой работе участвуют все филиалы ЗИЛа: на заводе в Москве сегодня выполняются лишь штамповка, окраска и сборка автомобилей, а большинство агрегатов изготовляется на входяших в АМО "ЗИЛ" предприятиях в Пензе, Петровске, Рославле, Рязани, Сердобске, Смоленске и др.
Помимо грузовых автомобилей ЗИЛ изготовляет компоненты для других заводов отрасли — ЗМЗ, ПАЗа, КамАЗа, МАЗа, АЗ "Урал" и др., а также запасные части к своим автомобилям. В последнее время возобновлена также работа над новыми легковыми моделями.
В течение 2003 г. в структуре АМО "ЗИЛ" произошли весьма существенные изменения, которые не замедлили сказаться: по итогам года впервые за последние пять лет получена прибыль; производство автомобилей выросло на 11 %, реализация на 8 %; на рекордную сумму, 480 млн руб., реализовано запасных частей. Нынешнее руководство предприятия не строит чрезмерно амбициозных планов и весьма реалистично оценивает потенциал ЗИЛа, его возможности и нынешнее место на рынке. Выражается это и в политике формирования модельного ряда: делать только те модели, которые могут быть качественно изготовлены и успешно реализованы.
Таблица 2
Модель Тип База,мм Габаритные Двигатель Грузоподъ Размеры
размеры, мм емность,т платформы,
мм
ЗИЛ-433360 Бортовой 3800 6755х2500х2660 ЗИЛ-508.10 6,0 3752х2326х575
ЗИЛ-433362 Шасси 3800 6620х2422х2700 ЗИЛ-508.10 6,83 —
ЗИЛ-432930 Бортовой 3800 6755х2500х2660 ММЗ-Д-245.9 6,0 3752х2326х575
ЗИЛ-494560 Шасси
самосвальное 3800 6275х2422х2700 ЗИЛ-508.10 7,06 —
ЗИЛ-442160 Седельный
тягач 3300 5355х2490х2700 ЗИЛ-508.10 6,4 —
ЗИЛ-433110 Бортовой 4500 7610х2500х2660 ЗИЛ-508.10 6,0 —
ЗИЛ-433112 Шасси 4500 7575х2422х2700 ЗИЛ-508.10 7,5 —
ЗИЛ-433102 Шасси 4500 7550х2422х2700 ЗИЛ-645 6,95 —
ЗИЛ-433440 Бортовой
(6х6) 3350+1250 7195х2500х2975 ЗИЛ-508.10 3,75 3600х2322х346
ЗИЛ-433442 Шасси
(6х6) 3350+1250 7186х2420х2760 ЗИЛ-508.10 4,45 —
01.12.2008 09:25:46