Если не придираться по мелочам и отставить в сторону ненужные вопросы, можно смело утверждать, что для российского автомобилестроения Lada Revolution - настоящий прорыв. Как известно, нам не довелось пройти долгий путь соседних цивилизаций: климат Родины не позволял и не позволяет строить дороги и вместе с ними - автомобили. Поэтому вполне естественно, что мы разбираемся в этих вещах много лучше тех, кто их делает. Вместе с нами так же хорошо и тонко чувствуют проблемы мирового авто- и шоссестроения конголезцы, парагвайцы и многие другие народы. Как пели ныне пожилые - "мы вместе". Вот не так давно в нашу страну среди прочих колониальных товаров завезли Opel Speedster. Несмотря на то, что через пять лет эксплуатации в России любая немецкая машина превращается в "Опель", все, включая "Автопилот", бросились тестировать данный шедевр. В этот самый момент мой товарищ, Алексей Васильев, предложил сравнить этого условного немца с настоящей русской. Все логично. Зачем "Опелю" Speedster? Чтобы сломать сложившиеся стереотипы о марке. Тем же самым может стать для "ВАЗа" Lada Revolution.
Революция... Кто-кто, а мы про нее знаем все. Опасна для жизни, никогда не бывает хорошо подготовлена, и, наконец, последствия ее необратимы. По крайней мере, для ближайших пяти-шести поколений. Именно с этими тревожными думами я вез свое тело в Тушино, на взлетную полосу. "Красная пуля" ждала меня на растрескавшемся от жары и времени асфальте. Без вопросов. Чудо рождалось в недрах компании "ТоргМаш" (г. Тольятти) при финансовой помощи самого "АвтоВАЗа". Ни одной заграничной детали, за исключением тормозов и деталей подвески - все отечественное. И практически все - handmade. Нельзя сказать, что до этого мне не доводилось видеть Revolution, но шанс познакомиться поближе представился впервые.
С расстояния трех-пяти метров болид выглядит очень симпатично. Приближение разочаровывает, но не особенно. Сразу становится понятно, что авторы торопились. Куда и зачем - не ясно. Но это и не важно. Вопросы "для чего?", "с какой целью?" и "в чем смысл?" задавать ни в коем случае не нужно, так как иначе воздушный замок сразу рухнет, а этого, в общем, не хочется. Результат работы - появление национальной гоночной серии Lada Revolution. Вы хотите почувствовать себя русским гонщиком? Покупайте эту машину и участвуйте в соревнованиях несколько раз в году. Конструкция автомобиля не проходит по стандартам международных соревнований, но ведь у нас и железнодорожная колея шире - чтобы враг не проехал.
По аэродрому... Для теста - пятьсот метров рулежной дорожки и два поворота: левый и правый. В поворотах Revolution ведет себя вполне достойно, в рамках того, что вообще можно требовать от этой машины. На прямой все не так хорошо. 170-сильный мотор очень эластичен и вкупе с секвентальной коробкой с растянутыми передачами обеспечивает 640-килограммовой "Ладе" небыстрый, но уверенный разгон. Здесь есть над чем поработать. Даже такой условно спортивный автомобиль в корне отличается от гражданского тем, что имеет огромное количество регулировок. Изменение настройки системы впрыска, угла развала колес, характеристик пружин и амортизаторов, передаточных чисел в коробке - все это может в корне поменять поведение болида. Машину мало построить, надо научить ее ездить. Но и в нынешнем виде она неплоха. Все дело в том, для каких целей ее использовать. На мой взгляд, сейчас Revolution - почти идеальная учебная машина для российских любителей автоспорта. А профессионалов у нас почти и нет. И при том, что нынешний мотор слабоват, я не уверен, что "Революции" нужен двигатель мощнее. Кто знает, что произойдет, если в этот болид запихнуть мотор, скажем, от "Формулы Nissan", и выпустить его в Доннингтоне, Спа или - страшно подумать - в Ле Мане?
На наших коротких медленных трассах Revolution не достигает максимальной скорости даже с этим мотором, и ряд вопросов отпадает сам собой. А если двигатель станет мощнее и прямая будет длинной - что случится? Может, Revolution с его аэродинамикой просто взлетит?! Но штука в том, что Revolution хорош именно здесь, в России, и именно сейчас. Он дает возможность для рент-драйверов, любителей спорта, арендующих болид на гонку или на сезон, создать иллюзию гонок, дать ощущение основ. Хотя спортсменов международного уровня на нем не вырастить - их надо учить за рубежом. Это как с джинсами - проще сразу купить американские, чем учиться шить самому.
Приговор. Revolution - автомобиль для клубного любительского спорта. Это честная машина в том смысле, что она сделана в России, российскими руками и практически полностью из российских частей. Если смотреть на "Революцию" так - это настоящий прорыв. Причем я думаю, что Revolution, вылизанный и доделанный, должен появиться в качестве двухместного родстера со съемной крышей и все той же секвентальной коробкой передач на улицах наших городов.
Это красивая, азартная машина для среднего класса. Она прививает вкус к автомобилям в целом. Она дарит радость общения. Если делать такие автомобили, то, может, и у нас через двести лет появится что-нибудь? Короче. Революция - это не только плохо, но и хорошо!
Как делают революции На самом деле ничего революционного в конструкции LADA Revolution нет. Компоновочная схема вполне привычна не только для гоночных, но и для серийных спортивных автомобилей: двигатель размещен перед задней осью, которая является ведущей. Такая компоновка обеспечивает не только оптимальное распределение веса по осям, но и уменьшает момент инерции автомобиля, что делает его более отзывчивым на действия водителя. Конструкция пространственной рамы из труб прямоугольного сечения, на которой закреплены агрегаты и стеклопластиковые детали кузова, характерна для мелкосерийных автомобилей. Право на свое имя Revolution заслужила тем, что стала первым гоночным автомобилем, сделанным практически полностью на российских комплектующих. Первые эскизы появились в конце 2001 года, а уже менее чем через два года появился первый образец. Изготовлена машина тольяттинской компанией "ТоргМаш мотор-спорт", которая имеет обширный опыт в создании тюнинговых и гоночных версий "вазовских" машин. Разработкой руководили главный дизайнер Андрей Рузанов и технический руководитель Владимир Бузланов. "АвтоВАЗ" является спонсором проекта и, в частности, предоставлял для доводки аэродинамическую трубу.
Основное назначение LADA Revolution - создание собственного монокласса прототипов, которого до сих пор у нас не было. "ТоргМаш" и "АвтоВАЗ" считают, что пустота в этом сегменте рано или поздно была бы заполнена зарубежными производителями. Revolution не только укрепляет имидж марки "Лада", но и снижает цену "входного билета" для желающих заняться кольцевыми гонками. Revolution стала одним из моноклассов Национальной гоночной серии LADA, в которые входят также "Формула LADA" (машины со 170-сильным двигателем на основе ВАЗ-21083) и Кубок LADA (хзтчбек модели 112). На данный момент сделано 10 автомобилей LADA Revolution. Они продаются за 51 тысячу евро. Можно получить скидку за обязательство участвовать во всех гонках серии.
Текст Николай Фоменко
Фото Александр Антонов
Автомобиль предоставлен на тест компанией active-pro, (095) 107-4607.
01.12.2008 09:25:46