ШИЛА В МЕШКЕ НЕ ОКАЗАЛОСЬ
Самый лучший автомобиль – это новый автомобиль.
Генри Форд
Типичная ситуация в "курилке" – джентльмены оживленно дискутируют на тему, где бы им купить нужную запчасть… ну, скажем, для вазовской "десятки". Выбор-то огромный, а какого производителя предпочесть? Или нужно выбирать не производителя, а магазин? Впрочем, мало ли что там продавец скажет, да и "к мандатам почтения нету". Короче – куда пойти?
Фирменная "зарулевская" рубрика "Экспертиза" уже много лет высказывается по этому поводу: вот, мол, мы купили все, что было на прилавке, и проверили – извольте ознакомиться с результатами. Любопытно, что так называемые "заводские" детали при этом, как правило, не блещут – и это вполне понятно. Надпись на упаковке типа "Официальный поставщик ВАЗ" еще ни о чем не говорит, а заверения продавца насчет "конвейерного" происхождения его товара обычно относятся к безымянным деталюшкам, грудой валяющимся в ящике под прилавком. Тогда из каких же деталей собирают автомобиль? Проверим?
Поклянчить что-то на автозаводе – желание понятное, но наивное: и в согласованиях потонешь, и получишь в итоге неизвестно что. Где уверенность, что тебе выдали именно ту деталь, родная сестра которой ползет вдоль конвейера? Не секрет, что многие производители любят снабжать журналистов изделиями, скажем так, "тройной очистки" – пусть, мол, испытывают, сколько хотят… Поэтому мы решили пойти другим путем.
Где находится источник заведомо заводских деталей? Правильно – на новеньких автомобилях! Если "раздеть" свеженькую "десятку" в каком-нибудь автосалоне, да еще официальном дилере АвтоВАЗа, то игра будет честной. А взамен снятых деталей отдадим суперновые – самые-самые "крутые", какие только сможем купить. Машина пройдет эдакий "тюнинг", а мы наконец-то проверим, из чего же сделана… ну, пусть будет "десятка", раз уж о ней заговорили. Точнее – ВАЗ-21102 образца 2004 года, VIN XTA 21102040730185.
Обмен состоялся – к вящему удовольствию обеих сторон. "Десятку", возможно, продадут теперь подороже (селективная сборка как-никак!), а эксперты из НАМИ и НИИАЭ по нашей просьбе приступили к изучению добытого "добра". Оглашаем весь список: воздушный фильтр, лампочки, тормозные диски, барабаны, передние и задние колодки, передние тормозные цилиндры со шлангами, шаровые пальцы, наконечники рулевых тяг и приводы передних колес (в просторечии – ШРУСы).
Эксперты, ваш выход! Итак, из чего же сделана "десятка"?
ФИЛЬТР
Изготовлен ЗАО "Мотор-Супер" в Тольятти. Фильтрующим материалом служит итальянская фильтровальная бумага Ahlstrom.
По заключению экспертов, фильтр соответствует требованиям РД, даже продолжительность работы точь-в-точь уложилась в регламентируемые минуты. Без запаса, но уложилась же…
ЛАМПЫ
"Лампы качественные, это сразу было видно", – отрезал испытатель.
Экспертам, конечно, виднее – у них особенный нюх. Лампы накаливания категории Н1 изготовлены немецкой компанией Philips – проверка шла при напряжении 13,2 В.
"Немцы" оказались на высоте: по всем показателям они соответствуют требованиям Правил ЕЭК ООН № 37.
<>br
ТОРМОЗНЫЕ ДИСКИ И БАРАБАНЫ
Выглядели и те, и другие прескверно – как с помойки. Диски были покрыты ржавчиной, а на внутренней (благо не на рабочей) поверхности одного из тормозных барабанов притаились раковины. Да и следов балансировки обнаружить не удалось. В общем, провал был вполне предсказуем, но…
Но нет – уважаемые эксперты все так же непреклонны: диски и барабаны автомобиля ВАЗ-21102 полностью соответствуют технической документации АвтоВАЗа. А внешний вид – дело второе…
Кстати, еще до испытаний профессионалы предположили, что балансируют-то как раз некачественные детали, а раковина – так, ерунда…
ШАРОВЫЕ И НАКОНЕЧНИКИ
Шаровые пальцы произвел белебеевский завод "Автокомплект", а рулевые тяги оказались анонимными, без товарного знака. Вазовские? Возможно. Итоги проверки – ниже.
При испытаниях шарового пальца передней подвески выявилось несоответствие моментов сопротивления при вращении и качании. Эксперты объяснили: норма установлена для абсолютно новых изделий, а наши все же прошли некоторую приработку на автомобиле.
У наконечников рулевых тяг также нашлось-таки небольшое несоответствие требованиям КД и ОСТ 37.001.613-2002 по углу качания пальца в продольном направлении, остальные параметры в норме. Правда, сила выдавливания пальца из корпуса уложилась в норму без особого запаса… Но по сути и те, и другие можно назвать качественными деталями. Жаль, что заставить их работать после испытаний уже невозможно…
ПРИВОДЫ ПЕРЕДНИХ КОЛЕС
Приводы, которые почти все упорно называют ШРУСами, показали следующие результаты.
Изделия успешно прошли испытания на прочность, кроме того, количество и качество смазки во внутренних полостях шарниров также соответствуют технической документации ОАО "АвтоВАЗ". В лаборатории заметили, что вазовские ШРУСы (те, что с завода, а не из магазина!) испытания на прочность, как правило, выдерживают.
ТОРМОЗНЫЕ ЦИЛИНДРЫ И ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ШЛАНГИ
Методика экспертизы следующая: один цилиндр со шлангом в сборе испытывают на циклическую выносливость, а второй комплект – на статическую прочность.
Цилиндры и шланги, подвергнутые испытаниям на циклическую выносливость, после 250 000 циклов нагружения остались герметичными. Удались и статические испытания (повышение давления до 350 кгс/см2): механических повреждений цилиндров, вырыва наконечников шлангов и течи тормозной жидкости не наблюдалось. Резюме: тормозные цилиндры и шланги отвечают требованиям ГОСТ 23181 и АвтоВАЗа.
КОЛОДКИ ДИСКОВОГО И БАРАБАННОГО ТОРМОЗОВ
Производитель колодок – ТИИР установлен по шифру маркировки.
Испытания показали: износостойкость фрикционного материала у обоих комплектов дисковых и барабанных колодок чуть-чуть не уложилась в норматив. Зато коэффициент трения и прочность клеевого соединения на высоте. Качество колодок подтверждает также отсутствие следов значительного износа на поверхности тормозных дисков и барабанов.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Невероятно, но практически все детали автомобиля ВАЗ-21102, выбранного нами для испытания, соответствуют стандартам и обещают служить долго. Можно гордиться? Пессимист пожмет плечами: просто повезло… Оптимист воскликнет: слава ВАЗу!
Но факт остается фактом: узлы и агрегаты с заводского конвейера оказались качественными. Хотя кто не знает, что те же шаровые на новенькой машине почему-то служат куда дольше, чем детали из магазина. С другой стороны, у многих из нас имеется неудачный опыт покупки российского автомобиля, который требовал гарантийного ремонта буквально на следующий день. Это как рулетка: повезет – не повезет. Нам повезло! Результат проведенной экспертизы обнадеживает: хочется бежать в автосалон, купить такую же безупречную "десятку". По крайней мере, до плановой замены деталей проблем с ней не будет уж точно. А что дальше, ведь когда-то заменить их все-таки придется?
А как обстоят дела с иномарками? К примеру, владелец какого-нибудь немецкого автомобиля вынужден заменить ту или иную деталь – бывает и такое! У него есть выбор: купить оригинальную запчасть, предположительно с конвейера, или, сэкономив, – ей подобную, произведенную в другой стране – Китае, Тайване и т. п. Не поскупившись, то есть остановив свой выбор на первом варианте, человек может быть на сто процентов уверен, что не получит за свои деньги брак. Так почему же это возможно в случае с российскими автомобилями? Вопрос риторический…
Высшей оценкой фирмы – производителя запчастей служит ее допуск на конвейеры автомобильных заводов: каждый такой допуск сродни олимпийской медали. А что происходит с фирмами, которые "не пустили"? Правильно – они работают на вторичный рынок. И, увы, не всегда добросовестно. Именно поэтому в подавляющем большинстве "зарулевских" экспертиз присуствуют детали, не соответствующие никаким стандартам. Они и приучили нас к мысли о том, что из десятка запчастей хоть одна да окажется бракованной...
Но в магазин все равно придется идти: средний срок службы наиболее важных элементов – 30–45 тыс. км, то есть около года – как раз таков обычный срок гарантии отечественного авто. Следовательно, покупая новый ВАЗ, мы получаем (если повезет!) только год спокойной жизни, а дальше – в сервисный центр или в магазин за запчастями. Выходит, прав был вредный Форд…
Михаил Васильев, За рулем, декабрь 2004