"Дорожный мастер", "Лотас" и "Тарзан" заменили на дорогах области КДМ-ки и бульдозеры
Более 2-х лет назад в соответствии с новой концепцией эксплуатации автомобильных дорог в области стартовала губернаторская программа разработки, внедрения, производства и эксплуатации специализированной дорожной техники. Для ее реализации была создана управляющая компания "Сатол". Используя промышленный потенциал Самарской области (ОАО "АвтоВАЗ", "Авиакор", СНТК Кузнецова, завод "Металлист" и др.), а также технологические разработки швейцарской фирмы "Марсель Бошунг АГ" (один из ведущих мировых производителей дорожно-эксплуатационного оборудования), удалось организовать региональное производство целого комплекса новых машин, рабочих агрегатов и механизмов. В процессе участвуют более 20 предприятий Самарской области, благодаря осуществлению программы, создано около 500 рабочих мест. В результате замены импортных комплектующих комплектующими местного лицензионного производства удалось значительно удешевить изделия. Конечная сборка производится на предприятиях ЗАО "Сатол".
На базе модифицированного вазовского автомобиля создано универсальное транспортное средство
(УТС) ВАЗ 210934 "Тарзан" - рамной конфигурации с приводом 4х4, независимой подвеской, четырьмя быстросъемными "рабочими органами": прицеп – пескосолеразбрасыватель с экономичным и качественным методом разбрасывания песка, соли или пескосолевой смеси; передненавесной поворотный снеговой отвал с механизмом автоматического опрокидывания от излишней нагрузки; передненавесная подметальная вальцовая щетка с возможностью поворота на 30 градусов и смачивания рабочей поверхности; передненавесная поливомоечная установка высокого давления с выносным струйным пистолетом; прицепная емкость для воды на 1000 литров.
Автомобиль оснащен дизельным двигателем Peuhgeot X4D-9SD (экономичный, соответствующий европейским экологическим стандартам), гидроусилителем рулевого управления, механизмом подъема – опускания рабочих органов, специальной гидравлической системой для обеспечения работы дополнительного уборочного оборудования.
Общая снаряженная масса УТС – 1700 кг, скорость при работе с оборудованием – 30-60 км/час, без оборудования – до 120 км/час.
Полный комплект оборудования, быстрая смена рабочих органов позволяет использовать УТС круглый год без простоев, в отличие от аналогов, сезонно простаивающих из-за их узкой специализации, оперативно отзываться на любые изменения погоды.
Использование УТС при механизированной очистке от свежевыпавшего снега в 3 раза производительнее "классического" трактора МТЗ-82 по площади обслуживаемой территории, себестоимость уборки снижается в 2 раза – при значительном улучшении условий труда механиков-водителей, снижении затрат на ГСМ. Одновременно со снегоочисткой УТС производит и разбрасывание противогололедных материалов.
К сегодняшнему дню создан более совершенный образец аналогичной малогабаритной техники с кузовом типа "пикап" на базе полноприводного автомобиля ВАЗ-210834 "Тарзан", который удобно использовать на внутриквартальных проездах и придомовых территориях: у него повышенная маневренность благодаря отказу от использования задних прицепных устройств и размещение их аналогов непосредственно в кузове автомобиля. Применены легкозаменяемые, загружаемые в кузов одним водителем при помощи подъемной грузовой платформы:
- модернизированный пескосолеразбрасыватель со смачиванием смеси солевым раствором в момент разбрасывания.
- емкость для воды объемом 600 литров, используемая с поливомоечной установкой и вальцовой щеткой.
Пескосолеразбрасыватель специально разработан для экономичного расхода разбрасываемых материалов (это позволяет не только значительно снизить расходы, но и улучшить экологическую обстановку). Пескосолевая смесь с составом пескосолевой смеси регулируется в зависимости от температуры окружающей среды.
Концепция создания УТС предполагает новый подход к уборке территорий – приход в эту сферу малого и частного бизнеса.
С 2001 года осуществляется сборка многоцелевого транспортного средства ЛОТАС – грузовой уборочной машины среднего класса на базе грузовиков фирмы "MAN". Специальное оборудование разработано фирмой "Марсель Бошунг АГ". Кузов и отдельные комплектующие детали изготавливаются на предприятиях Самарской области. Эти машины имеют более высокую производительность по сравнению с УТС, сохраняя при этом полную универсальность, и обеспечивают максимально эффективную уборку широких и протяженных участков дорожного покрытия.
Заканчивается разработка новых транспортных средств ЛОТАС-2 на базе "MAN". ЛОТАС-2 – транспортное средство среднего класса, колесная формула 4х4, скорость – до 100 км/час. ЛОТАС-3 относится к классу тяжелой техники, снаряженная масса 33 т, колесная формула 6/6, скорость до 85 км/час.
В эксплуатации находятся специализированное транспортное средство производства фирмы "Марсель Бошунг АГ"-SNOWBOOSTER (с его помощью можно в зимний период быстро очищать сильнозаснеженные (глубиной до 2,5 м) участки автодорог, откидывая снег на расстоянии до 50 м с производительностью 2500-2800 тонн в час.), уборочные машины JETBROOM (при скорости 80 км очищает дорожное полотно шириной до 7 м).
Эта техника имеет специальную производительность и всесезонную универсальность, позволяет выполнить большие объемы работ в самые короткие сроки.
Изготовлена специальная машина "Дорожный мастер" с комплектом необходимого оборудования для обслуживания дорожных работ, оперативного ремонта. По функциональности, ассортименту оборудования, эксплуатационным качествам не имеет аналогов в России.
Закончен проект типовой станции для приготовления солевого раствора и хранения противогололедных материалов. Впервые в дорожном хозяйстве России создана и эксплуатируется автоматическая установка для приготовления солевых растворов (обеспечивает точность дозировки и, как следствие, качественное срабатывание смеси на дороге. Создана комплексная система гарантийного и постгарантийного обслуживания новой техники. Открыты 2 головных технических центра в Самаре и Тольятти. В 2003 г. закончится формирование системы технических центров при всех кустовых ДЭУ и технических постов при линейных ДЭУ. Четкий регламент определяет, на каком "уровне" этой системы должны выполняться те или иные ремонтные работы. Все основные виды работ сосредоточены в двух головных центрах, это обеспечивает достойный уровень ремонта (исключает, в частности, проблему бракованных, "левых" запчастей), оптимизирует его стоимость.
Проводится обучение специалистов ДЭУ, которым предстоит эксплуатировать новую технику – за 2 года более 300 человек получили подготовку на специализированных курсах.
Ежегодно "САТОЛ" может производить 200 единиц техники с комплектами оборудования типа УТС "Тарзан" (2 модификации), 100 единиц спецмашины "Дорожный мастер" (2 модификации), 80 единиц МТС "ЛОТАС" (легкий, средний и тяжелый варианты).
Создание отечественной специализированной дорожной техники – задача общегосударственного значения. Опыт и достижения ЗАО "Сатол" в этой сфере дают его руководству право предложить на рассмотрение федеральной дорожной службы следующую концепцию: возможно, следует на федеральном уровне определить наиболее перспективную дорожно-эксплуатационную технику, создать ее единый общероссийский реестр.
На базе нескольких предприятий, работающих наиболее интересно, целесообразно создать центры по производству эксплуатационной техники – со специализацией, разделением труда по ее видам. Таким образом, при относительно скромной бюджетной поддержке можно осуществить настоящий технологический прорыв.
Газета "Волжская Коммуна" №59 (03.04.2003)