Во время Великой Отечественной войны Советский Союз получил по ленд-лизу 49 250 американских джипов.
Давно замечено, что перед войной рождается больше мальчиков — будущих солдат. Простое и надежное многоцелевое транспортное средство, названное впоследствии джипом, тоже могло появиться только в преддверии или в ходе войны.
На этот раз это была наша машина: маленький, тесный, как колыбель, “виллис” с открытым верхом.
Л. Пантелеев. “Первый подвиг”
Невозможно себе представить фильм о Второй мировой войне без юркого открытого автомобиля с запоминающейся облицовкой радиатора в виде вертикальных прорезей (на первых образцах — металлических ребер). Звали и до сих пор зовут у нас эти маневренные вездеходы “Виллисами”, несмотря на то что почти половина этих машин были “Фордами”, а небольшая часть и “Бэнтамами”.
Схожесть всех американских джипов военных лет объясняется тем, что в ходе конкурса по созданию компактного полноприводного автомобиля, объявленного в 1940 году командованием американской армии, в котором приняли участие фирмы Willys-Overland с прототипом Quad, American Bantam Car Co’s с Blitz Buggy и Ford Motor Company со своим GP, победу одержала Willys-Overland. Ее последнюю разработку (с небольшими поправками, заимствованными у Ford и Bantam), которая отличалась простотой конструкции, надежностью и ремонтопригодностью, что очень важно в полевых условиях, и было решено взять в качестве эталонной.
В июле 1941 года Willys-Overland выиграла контракт на поставку американской армии 16 000 джипов. Через несколько месяцев, чтобы увеличить объем производства столь необходимой военной продукции, армейское командование подключило к сборке автомобиля фирмы Willys-Overland еще и Ford Motor Company. Кстати, на то, что фордовский внедорожник был почти копией “Виллиса”, указывает и его более поздний индекс GPW — General Purpose Willys.
По иронии судьбы ставшее нарицательным имя “джип” компактные армейские вездеходы получили не от “Виллисов”, а от “Фордов” — от аббревиатуры GP, которая расшифровывалась как General Purpose — “общего назначения”. Правда, есть мнение, что своим названием они обязаны Eugene the Jeep — популярному газетному карикатурному персонажу.
Война сразу же внесла свои коррективы в профессию автомобиля, который задумывался всего лишь как надежное и неприхотливое транспортное средство для передачи приказов в частях американской армии. Willys MB благодаря 60-сильному двигателю, отключаемому полному приводу, 16-дюймовым колесам с “военным” (military) профилем и большому дорожному просвету мог не только быстро доставить по пересеченной местности на передовую четырех человек (в нашей армии — штабистов, в американской — еще и обычную пехоту), но и эвакуировать раненых, а также подвозить снаряды и мины и при необходимости буксировать минометы и артиллерийские орудия.
Этот небольшой автомобиль мог преодолевать полуметровый брод, а со специальным оборудованием — глубиной до 1,4 м! Правда, в течение всего восьми минут, но этого времени было вполне достаточно, чтобы пересечь горный ручей или небольшую реку. Конструкторы подумали даже о том, как избавляться от накопившейся в коробчатом кузове воды, предусмотрев в днище машины сливную пробку, а для того, чтобы застрявший джип было легче выталкивать силами экипажа из грязи, на его бортах были приделаны ручки. Ну а если автомобиль застревал основательно, экипаж мог воспользоваться лопатой и топором — этот инструмент, прикрепленный к левому борту, всегда был под рукой.
Во время Второй мировой войны Willys-Overland и Ford Motor Company выпустили более 600 тысяч джипов. Лишь малая часть этих автомобилей осталось на родине, в США, основная же масса была отправлена на различные театры военных действий, главным образом европейские. Больше всего джипов по ленд-лизу получила Великобритания — 104 430 шт., СССР — вдвое меньше, но тоже огромное количество (49 250 шт.), Франция — 9736 шт., Китай — 6944 шт.
После Второй мировой войны Willys MB выпускался по лицензии в нескольких странах. Во Франции — под маркой Hotchkiss (“Готчкисс”), в Испании — Ebro (“Эбро”), в Индии — Mahindra (“Махиндра”). Его сборка была налажена даже в поверженной Японии.
Производство джипов во время Второй мировой войны
Марка | Годы выпуска | Количество, шт. |
Willys MА | 1940-1941 | 1500 |
Ford GP | 1940-1941 | 3650 |
Bantam 40 BRC | 1940-1941 | 2675 |
Willys MB | 1941-1945 | 361 349 |
Ford GPW | 1942-1945 | 277 896 |
Технические характеристики
Кузов | Открытый, установлен на лонжеронной раме |
Длина/ширина/высота (по рулю) | 3,37/1,56/1,32 м |
Колесная база | 2,04 м |
Колея | 1,24 м |
Дорожный просвет | 0,22 м |
Радиус поворота | 5,3 м |
Снаряженная масса | 1054 кг |
Полезная нагрузка | 360 кг |
Допустимая масса буксируемого прицепа | 450 кг |
Число мест | 4 |
Двигатель | 441 или 442 "Go Devil", карбюраторный, с жидкостным охлаждением |
Расположение | Спереди, продольно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд |
Рабочий объем | 2199 куб. см |
Диаметр цилиндра/ход поршня | 79,375/111,125 мм |
Степень сжатия | 6,48 |
Макс. мощность | 60 л. с. (при 4000 об/мин) |
Макс. крутящий момент | 14,5 кгс*м (при 1800 об/мин) |
Коробка передач | Warner T34J, механическая, 3-ступенчатая |
Привод | На задние колеса (полный - при подключении переднего моста) |
Тормоза | Барабанные |
Шины | 6,00-16 |
Макс. скорость | 105 км/ч |
Емкость топливного бака | 56,8 л |
Александр ЕЛЬЧИЩЕВ, "Биржа плюс Авто"