Совсем другая
Довольно часто автомобили семейства LADA 110 оценивают, вспоминая самые первые ее экземпляры образца девяностых годов. Между тем, и это отмечают те владельцы автомобилей "десятого" семейства, которые были обладателями ранних версий, и ставшие ими недавно, современная "десятка" стала совершенно другой. Нет, кардинально внешность не изменилась, хотя и здесь не обошлось без легкой модернизации – все изменения в основном скрыты от глаз ее обладателей, нередко о них не подозревающих. Попробуем восполнить этот пробел, ведь улучшений, касающихся таких параметров автомобиля, как безопасность, экологичность, мощность, коррозионная стойкость, качество… произошло немало.
С шильдиком "1,6"
Самое "громкое" новшество последнего периода, произошедшее в комплектации автомобилей LADA 110, – это появление под капотом новых восьми- и шестнадцатиклапанных двигателей объемом 1,6 литра, придающих автомобилям новые черты характера. Прежде всего, это увеличение значений максимальной мощности и, самое главное, крутящего момента, чей максимум сместился в зону более низких оборотов двигателя. Для водителя это отражается в большей тяговитости двигателя, а соответственно даже такой обычный маневр, как старт с места, выполнять легче. Разгон происходит интенсивней, переключаться надо реже – управление таким автомобилей приятней и комфортней.
Конечно же, увеличение рабочего объема двигателей произошло не просто так. За этим процессом стоят десятки изменений в конструкции мотора и его систем. Самое визуально заметное изменение – единый модуль впуска из полиамида, имеющий меньшую массу. Он заменил собой систему впуска, ранее состоявшую из 20 (!) деталей. Правда, он скрывается за пластиковым экраном, который появился и у восьмиклапанного мотора, а у шестнадцатиклапанника он крепится не на гайках, как раньше, а с помощью заглушек, что снижает трудоемкость его монтажа-демонтажа.
Серьезные изменения в системе подачи топлива и системе питания. Это рампа форсунок из нержавеющей стали (ранее была из алюминия), сами форсунки – более простые и компактные. Ликвидирована "обратная" топливная магистраль, а регулятор давления топлива с рампы переместился поближе к бензонасосу.
Система зажигания шестнадцатиклапанника лишена высоковольтных проводов и модуля зажигания. Теперь у каждой свечи своя собственная катушка зажигания фирмы Bosch, которая устанавливается прямо на свечу и к которой идет уже низковольтный провод (коммутатор встроен в новый контроллер). Это значительно повышает надежность работы и снижает стоимость потенциального ремонта. Например, если ранее выходил из строя модуль зажигания, его приходилось менять целиком, то теперь достаточно заменить одну из катушек. Место, занимаемое ранее модулем зажигания, конструкторы двигателя использовали для совершенствования вентиляции картера масляной системы, соответственно крышка головки блока цилиндров тоже видоизменилась. У восьмиклапанного мотора модуль зажигания остался, но имеет теперь весьма компактные размеры.
В системе выпуска новых двигателей появился так называемый "катколлектор" (приемная труба глушителя с встроенным в нее каталитическим нейтрализатором) – важный экологический компонент. С ним машины легко укладываются в жесткие нормы Евро 3, а с доработкой даже в Евро 4! Кстати, еще в 2003 году автомобили 21101 и 21104 прошли омологацию во Франции на соответствие нормам токсичности Евро 3.
Заведовать новыми и старыми комплектующими теперь будет новый и по архитектуре, и по принципам электронный блок управления – контроллер М 7.9.7 – более компактный, имеющий современные надежные разъемы соединений. Самая свежая "прошивка" М7.9.7 исключает все недостатки старой программы, позволяет беспроблемно заводить исправный двигатель при низких температурах и т.д.
Есть и скрытые от глаза изменения, повышающие общую надежность двигателей. Речь идет о всевозможных более качественных прокладках, сальниках, уплотнениях… и еще десятках мелочей, делающих жизнь владельца более спокойной.
Еще один немаловажный факт: обрыв ремня ГРМ у шестнадцатиклапанного мотора 1,6 уже не так страшен – встреча поршня с клапаном исключена конструкцией.
Безопасность
Кадры "Дорожного патруля"… Внешние повреждения передней части LADA 110 выглядят чрезмерными, и кажется, что тому, кто был за рулем, сейчас должны оказывать медицинскую помощь в стоящей рядом "скорой". Но нет, вот он, владелец "десятки", – живой и невредимый… И этот факт тоже подметили внимательные люди: деформируясь, кузовные детали "десятки" поглощают часть энергии удара, сохраняя человеку самое дорогое, что у него есть, – жизнь и здоровье.
Сегодня "десятка" стала еще безопасней, и это подтверждают результаты омологационных испытаний на соответствие европейским требованиям безопасности на боковой и фронтальный удары R94-01 и R95-01 соответственно, которые автомобили успешно прошли без всяких подушек безопасности. Этому предшествовала работа по внесению солидного объема изменений в конструкции "черного кузова", в котором появилось 10 совершенно новых деталей и еще у порядка 30 деталей были доработаны геометрические формы.
Из самых последних новшеств в этой области, продиктованных программой повышения уровня пассивной и активной безопасности выпускаемых моделей и законодательными требованиями, – внедрение трехточечного ремня безопасности для среднего пассажира заднего сиденья.
А на ближайшее будущее запланировано внедрение ряда конструктивных изменений для выполнения требований по удержанию груза в багажнике при ударе сзади. Кроме того, в планах значится модернизация автомобилей в соответствии с нормами по защите пешеходов. Таковы, например, элементы экстерьера идущей на смену "десятому" семейству LADA PRIORA, изначально выполненные в соответствии с перспективными нормами по защите пешеходов.
Коррозионная стойкость
С момента начала выпуска автомобилей "десятого" семейства LADA скоро пройдет десятилетие, а между тем на городских улицах ржавых "десяток" не видно. Это свидетельствует о том, что их кузова неплохо противостоят коррозии. А за счет чего достигается столь высокий уровень коррозионной стойкости?
Прежде всего, это обусловлено долей применения предварительно покрытых (оцинкованных) сталей. У кузова "десятки" доля покрытых сталей составляет 52%, или 132,9 кг по массе деталей. Причем 46% – это стали с односторонним электроцинковым покрытием и 6% – с двухсторонним горячецинковым покрытием. Если же смотреть по площади, то 29% поверхности кузова "десятки" защищено цинковым покрытием. Назовем лишь некоторые детали. С одной стороны, оцинкованы наружные и внутренние панели всех дверей, капота, багажника, передние и задние крылья, боковины, брызговики, арки заднего колеса и т.д., то есть детали, наиболее подверженные коррозионному воздействию. Для кузовных деталей, выходящих на лицевую поверхность, таких как панели дверей, капота, крылья, боковины, применяются односторонне оцинкованные стали с покрытием, обращенным внутрь кузова.
Во-вторых, антикоррозионная защищенность кузова зависит от качества покрытия первичной грунтовкой перед окраской. Если сравнивать с "копейкой", где применялось анафорезное нанесение грунтовки, на "десятке" применяют катафорезное грунтование, увеличивающее стойкость покрытия к коррозии многократно. Мало того, с 2003 года для грунтования кузовов "десяток" применяется двухкомпонентный катафорезный грунт фирмы PPG-Helios на основе эпоксидных смол, дающий выдающийся результат с точки зрения коррозионной стойкости. Можно уверенно говорить, что катафорез на АВТОВАЗе самого последнего поколения, который применяют ведущие мировые автопроизводители. Только это решение позволило более чем в два раза поднять коррозионную устойчивость кузова – сегодня в солевом тумане кузов выдерживает 1500 часов против 700 ранее.
Кроме того, в технологию изготовления внедрена наружная и внутренняя защитная обработка отдельных мест кузова: сварных швов, кронштейнов капота, петель лючка бензобака и других. Из выполненных антикоррозионных мероприятий – освоение литых обтекателей порогов новой конструкции. Новая более прогрессивная конструкция с уплотнителем по контуру обеспечивает не только сохранность защитного покрытия порогов, но и улучшает внешний вид автомобиля.
И вообще, качество изготовления кузова постоянно повышается. Например, согласно математическим моделям настроено сварочное оборудование, что положительно сказалось на геометрии кузова. Качество сварки кузова постоянно контролируется современной измерительной техникой.
Надежность
Ряд последних изменений, внесенных АВТОВАЗом, направлен на повышение надежности тех или иных узлов. Так, в конструкцию автомобилей семейства LADA 110 внедрены подшипники ступиц колес с повышенным на 30% ресурсом, на очереди – подшипники с двойным (!) ресурсом, освоены новые тормозные диски, устанавливаемые на 16-клапанные модификации, герметичные разъемы и колодки жгутов проводов нового поколения, усовершенствованы крепления задней подушки опоры двигателя, модернизирован замок зажигания, внедрен новый ремень газораспределительного механизма увеличенного ресурса… Также изменена технология установки на конвейере троса сцепления, что повысило его надежность. Для повышения четкости работы педали акселератора изменена форма отверстия в обивке щитка передка.
Ряд конструктивных нововведений, внедренных в 2004 году в процесс производства автомобилей семейства LADA 110, направлен на улучшение внешнего вида. Например, внедрена новая окантовка ветрового стекла, что повысило коррозионную стойкость крыши в районе уплотнителя стекла. Повышено качество изготовления задней двери автомобилей LADA 112: изменена конструкция уплотнителя проема багажника, внедрено нанесение мастики по периметру петель. Доработана методика крепления переднего бампера – благодаря этому улучшилось сопряжение бампера с крыльями в районе арки колеса. Модернизированы задние сиденья универсала и хэтчбека семейства LADA 110, благодаря чему повысилась надежность механизма складывания сидений… Внедрен отопитель повышенной производительности… Перечислять все пункты изменений можно еще долго – только в прошедшем году было внедрено 85 нововведений в конструкцию LADA 110.
Но работа не прекращается. На год текущий в планах завода еще более внушительная цифра – свыше 150 соответствующих мероприятий. Что это будут за изменения? Об этом мы обязательно расскажем на страницах газеты по мере их появления в конструкции LADA 110.
Виктор Петров,
Газета "7 ВЕРСТ"