Накануне старта продаж в Сочи был организован тест-драйв долгожданной отечественной новинки, в котором принял участие наш специальный корреспондент.
За два дня журналисты накрутили на спидометры десяти тестовых автомобилей сотни километров. Ездили не только по весеннему Сочи. Преодолевали горные серпантины в окрестностях главного курортного центра страны. Забрались в популярную нынче Красную Поляну, совершили автовосхождение на гору Ахун (880 метров над уровнем моря), где оказались в плотном слое облаков. Погода не баловала, но зато удалось опробовать Priora и на “суше”, и под “душем”...
В Priora около тысячи новых деталей и узлов. Так гласил пресс-релиз, который нам раздали перед тестом автомобиля. Хотя ранее озвучивалась совсем другая цифра — 350. Ее распространили практически все СМИ, предваряя продажи, которые начались 21 апреля. Рекомендуемая же цена единственной пока комплектации “норма” не изменилась — 282 480 рублей, или почти $11 000. Посмотрим, насколько Priora ее оправдывает.
Есть ли отличия от “десятки”?
Этот вопрос мне задавали после теста, интересуясь ходовыми качествами, а не внешностью или комплектацией. Действительно, то и другое уже не раз описано и сфотографировано. Люди в большинстве своем уже знают и про другие крылья, бамперы, капот и крышку багажника, и про иную, более эффективную светотехнику, и про новую переднюю панель в салоне, а также обивку дверей, подлокотники с подстаканниками, всякие электроприводы и электроусилитель руля...
Однако они не знают того, что конструкция электроусилителя совсем иная и выпускает его другой завод, поэтому проблем с надежностью, как обещают конструкторы, будет меньше, чем на “Калине”. Многие не догадываются, что впервые на отечественном автомобиле серийно устанавливается мультиплексная проводка, которая не только сокращает количество проводов и время передачи сигналов, но и лучше защищена от пыли, воды и грязи. Также интересно и то, что 6-летняя гарантия от сквозной коррозии обеспечивается применением деталей колесных арок и днища кузова с двухсторонним горячецинковым покрытием и наружных панелей с односторонней оцинковкой, а модернизированная линия окраски кузова позволила повысить качество катафорезной обработки и лакокрасочного покрытия.
Priora без всяких натяжек получила 4 звезды в тесте на фронтальный удар по требованиям EuroNCAP. И не только благодаря подушке безопасности, встроенной в новый руль. Так, например, двери и стойки получили дополнительные усилители, введен новый силовой элемент под передней панелью, переработана передняя часть кузова в плане энергоемкости и травмобезопасности (например, колени передних седоков защищены специальными пластиковыми накладками на травмоопасных элементах). А в комплектации “люкс” будут устанавливаться преднатяжители передних ремней и еще одна подушка для пассажира.
И это далеко не все нововведения. Однако большинство из них сделаны по законам жанра “глубокого” тюнинга: по сути Priora и является продуктом заводского тюнинга, а потому и по ходовым свойствам тоже соответствует некоторым с умом переделанным вариантам “десятки”. И если вы постоянно читаете соответствующую рубрику в нашей газете, то найдете там немало подобных примеров.
По “рецептам” тюнинга
Чему в первую очередь уделяют внимание настоящие “тюнингеры”? Правильно, повышению мощности двигателя. И здесь применены те же самые способы: облегчение движущихся деталей (пара “шатун–поршень” “похудела” на 400 граммов), переработка впускной и выпускной систем, введение нового программного обеспечения и комплектующих в ЭСУД. Однако производителю, в отличие от “частников”, нельзя забывать об экономичности, экологии (о нормах Euro 3 и Euro 4), беспроблемном запуске в морозы и даже налоговом законодательстве. Так что прибавка в мощности получилась не столь значительной, а бензин тем не менее надо заливать теперь не ниже “девяносто пятого”.
Повышение эффективности тормозов свелось к установке нового усилителя большего диаметра, а улучшение управляемости было достигнуто за счет новых амортизаторов, передних пружин той же формы, что и у “Калины”, с измененными характеристиками, увеличением диаметра переднего стабилизатора до 22 мм и “внедрением” оного в балку задней подвески. Ну чем не тюнинг?
Разные ощущения
А вот чего не коснулась рука конструкторов, так это сиденья, поэтому особой разницы в посадке что впереди, что сзади вы не заметите. Правда, регулировать передние кресла в продольном направлении за счет перенесенной к центральному тоннелю рукоятки стало легче. Однако сами салазки остались “половинчатыми” и, как и раньше, подушка при перемещении по ним меняет и угол наклона. Также не хватает поддержки плеч, которые фактически “висят в воздухе”.
Длинные ходы рычага управления коробкой передач тоже никуда не исчезли, и поэтому подлокотник в городе водителю только мешает. Хорошо, что его сделали полностью откидывающимся. А пассажиры еще могут посетовать на отсутствие поперечных рукояток дверей, за которые было удобно держаться в поворотах (на потолке рукоятки остались, но не для всех они удобны). Бесполезным оказался и подстаканник на центральном тоннеле, в котором сделан вырез под рычаг стояночного тормоза: пол-литровая бутылка с водой вылетела из него при первом же торможении.
Эффективность тормозов стала действительно на голову выше и в экстренных случаях может здорово выручить, а вот в штатных режимах управлять замедлением не очень удобно: первую треть хода педаль тормоза “пролетает” без всяких усилий, а потом словно упирается в ограничитель, и машина сразу же “клюет носом”, поэтому дозировать усилие приходится очень осторожно.
Руль, без сомнения, стал удобнее и легче в несколько раз, но ни о какой обратной связи нет и речи. Хорошо еще, что сам возвращается в “нулевое” положение и не “закусывается” при быстром вращении.
Кстати, от упора до упора руль делает 3,7 оборота, поэтому в упражнениях по маневрированию, которые предложили нам пройти автовазовцы, и на горных серпантинах, которыми изобиловали окрестности Сочи, руками приходилось работать очень много и очень быстро. Однако усталости особой при этом не чувствовалось.
Скорее усталость накапливалась от тех нешуточных боковых ускорений, с которыми теперь позволяет проходить повороты Priora. Надежность ее поведения в таких режимах стала явно выше, но крены кузова все еще велики. Ведь узкая колея никуда не делась, и машина больше настраивалась под комфортную езду, что гораздо актуальнее для семейного автомобиля, в качестве которого “десятку” (а теперь и Priora) в основном и выбирают. Так что к энергоемкости и плавности хода по ухабистым дорожкам в автомобиле претензий меньше всего.
А на прямой, да еще на хорошем шоссе, машина и вовсе вела себя образцово-показательно, вообще не требуя никаких подруливаний и напряжения в управлении. Вот здесь и подлокотник уже пригодился, и мощности двигателя при спокойной езде на пятой передаче было достаточно начиная с 60 км/ч.
Но для активного вождения этому мотору по-прежнему не хватает резвости. Даже до 4000 об/мин, когда достигается максимальное значение крутящего момента, он раскручивается неохотно, а уж “крутить” его свыше 5000 и вовсе бесполезно — кроме громкого и не очень приятного звука он уже ничего выдающегося выдавить из себя не может. На обгонах приходилось часто переходить на третью, а то и на вторую передачу.
Конечно, стоит сделать скидку на то, что машины нам достались совсем необкатанные, прямо с железнодорожных платформ. Со временем и детали двигателя притрутся, и подшипники шасси немного “раскатятся”... И все же держаться в “кильватере” местных, вполне стандартных “двенадцатых” и “десяток”, которые предпочитают здесь ездить довольно быстро, было тяжеловато.
Правда, конструкторы говорят о том, что выпускная система будет еще дорабатываться, что в семейство Priora внесут еще ряд улучшений... Однако уже сейчас можно сказать, что для отечественного автопрома Priora должна стать заметным шагом к прорыву в век новых технологий, которые раньше для него не были доступны. Она уже сейчас готовит платформу для следующей, гораздо более высокой ступени, которой должен стать “Проект “С”.
Кстати, полностью с конвейера “десятка” будет вытеснена уже в июле этого года, а с начала следующего должны появиться хэтчбек и “люксовые” комплектации. Окончательный же переход к новому семейству намечен на июль 2008 года.
В добрый путь, как говорится!
Редакция выражает благодарность дирекции по массовым коммуникациям
группы “АвтоВАЗ” за возможность принять участие в тест-драйве.
Александр Алешин
"Биржа плюс Авто",3 мая 2007г., г. Н.Новгород