Сергей Удалов,
газета "Семь Верст" №18 14-20 мая 2007г.
Рекомендованная цена на автомобиль LADA Priora нам стала известна задолго до проведения тест-драйва машины в Сочи. Во всяком случае, времени с избытком хватило для того, чтобы в редакции не один раз успели вспыхнуть жаркие споры о том, стоит ли новая модель запрашиваемых за нее денег. Способна ли заявленная тысяча изменений вывести автомобиль на действительно новый уровень? На чьи вкусы и пристрастия рассчитана модернизация и сможет ли она удовлетворить потенциальных владельцев? Два дня за рулем автомобиля должны были расставить точки над "i".
Место встречи
Сочи в качестве места для тест-драйва "Приоры" был выбран не случайно. Черноморское побережье Кавказа радовало весенней зеленью, а курортная архитектура настраивала на непредвзятое общение с автомобилем без суеты и спешки. Кроме того, Большой Сочи – самый протяженный город в стране (145 км) - позволяет оценить машину в самых разнообразных условиях эксплуатации: от движения по скоростным шоссе с отличным покрытием до разбитых горных серпантинов и каменистых грунтов и даже стояния в пробках. Автомобили нас ждут прямо в аэропорту. Валерий Козенков, главный конструктор проекта LADA Priora, и Сергей Кукель, начальник отдела специальных испытаний ВАЗа, несколько напряжены (это первый потребительский экзамен для автомобиля), но без колебаний передают нам ключи от машин и отвечают на уточняющие вопросы.
На первый взгляд
О дизайне автомобиля не вижу смысла говорить хотя бы потому, что мнений о нем найдется столько, сколько людей его будут обсуждать. Тем не менее нельзя не отметить, что в некоторых ракурсах "Приора" выглядит автомобилем даже более высокого класса, чем есть на самом деле. На мой взгляд, гораздо больше ей идут темные тона окраски, особенно черный. Бесспорно еще и то, что зазоры между кузовными панелями теперь ровные и одинаковые благодаря тому, что подготовка к производству была проведена современными методами с помощью компьютерного моделирования.
Добрые внутри
Салон автомобиля – место, где многие из нас проводят существенную часть времени. Поэтому требования к дизайну интерьера и его удобству предъявляются более высокие, чем к внешнему виду машины. В "Приоре" дизайнеры с задачей "освежить интерьер" справились вполне. Если вдруг вам случится попасть в салон с завязанными глазами, то, открыв их, вы не сразу поймете, что находитесь в салоне российского автомобиля, – все выглядит вполне по-европейски. Да и на самом деле интерьер разрабатывали дизайнеры из итальянской студии Carcerano. Спокойные, без вычурностей линии, приятные цвета, мягкий пластик. Я бы не согласился, пожалуй, с недорогой серебристой накладкой консоли да с сожалением отметил несовпадение по фактуре накладки подушки безопасности с фактурой панели приборов. Но это уже по большому счету придирки, о которых раньше не стоило даже и думать.
Единственное, что не понравилось в салоне безоговорочно, – это подлокотник. Для меня он оказался слишком высоким и откровенно мешал переключению передач. Откинутый назад, он частенько попадался мне под локоть. Я бы предпочел, чтобы этот не столь важный, на мой взгляд, аксессуар остался в сфере деятельности тюнингистов. Изменившийся механизм запирания "бардачка" порадовал четкостью и легкостью открывания-закрывания. Не удержался от того, чтобы похлопать крышкой, но в склонности к перекосу или заеданию уличить ее не смог.
В Сочи тоже случаются пробки. Сцепление, газ, тормоз. Эта троица педалей на вазовских автомобилях отличается обычно фирменным "тяжелым" характером. Усилия, которые требовалось к ним прикладывать, – велики, вследствие чего точность управления рабочими органами, то есть собственно сцеплением, тормозами и подачей топлива, оставляла желать лучшего. Именно на "Приоре" стало заметно, что работа в этом направлении на АВТОВАЗе идет и приносит некоторые плоды.
По субъективным ощущениям, усилия на педалях несколько уменьшились, что нашло подтверждение и в спецификации на автомобиль: "Приора" получила вакуумный усилитель тормозов увеличенного диаметра, что позволяет легче и точнее дозировать замедление.
Сочи - тоже Россия
Что больше всего порадовало во время тест-драйва, так это езда по горному серпантину. Наши затянувшиеся экскурсии в самые глухие точки в окрестностях Сочи, желание увидеть как можно больше привели к жуткому отставанию от графика. На обратную дорогу времени практически не оставалось, а значит, у нас была прекрасная возможность опробовать автомобиль в условиях, максимально приближенным к "боевым". Подвеска сглаживает мелкие неровности, проглатывает ямы и даже позволяет прыгать через изрядной ширины трещины в асфальте, не допуская пробоев. При этом автомобиль отлично "рулится". Правда, рулем крутить приходится по полной программе, поскольку передаточное отношение рулевой рейки осталось прежним. При этом электроусилитель руля настроен весьма органично. Позволяя на парковке крутить руль одним пальцем, в движении на высоких скоростях он не мешает ощущать четкую, одно-значную связь.
За работу над шасси вазовские инженеры, на мой взгляд, заслужили отличной оценки. Собранная упругость и комфортная мягкость. Очень мало сочетаемые качества оказались в этом автомобиле соединены наилучшим образом. Пожалуй, это наиболее приятное свойство "Приоры", и я так думаю, что именно оно окажется довольно значимым при выборе автомобиля для активной эксплуатации. Безусловно, комфортно ведет себя автомобиль и на шоссе. На скорости 140 км/час, до которой у нас пару раз была возможность его разогнать, он стоит на дороге как влитой и не требует подруливаний.
О чем говорит мой коллега? Вибрации на рычаге включения передач? Действительно, я просто не обратил на них особого внимания. Меня они не сильно раздражают. Нечеткое включение? Соглашусь, но так получилось, что еще с автошколы был научен инструктором работать с такими механизмами переключения передач. Простой совет: нужно постараться легко направлять рычаг туда, где находится требуемая передача. Аккуратно, без усилий и без нервов. Нужно просто почувствовать. Не пытаюсь оправдать этот недостаток, но лично для меня он не будет определяющим.
За чистый воздух
Первая оценка потребительских свойств нового двигателя повышенной мощности произошла еще при первом же трогании. Автомобиль трогается легко, крутящего момента на низких оборотах вполне достаточно для того, чтобы не подгазовывать, а движение было уверенным и динамичным.
Выезд на трассу предоставил возможность оценить мотор и в других рабочих режимах. Динамики разгона более чем достаточно, а эластичность двигателя позволяет спокойно разгоняться на пятой передаче со скорости 70 км/час.
Следует отметить, что, кроме повышенной в сравнении с "десяточным" мотором мощности, вазовские конструкторы обещают и повышение экономичности благодаря снижению массы шатунно-поршневой группы и потерь на трение. Напомним, что "Приора" благодаря новому двигателю удовлетворяет требованиям по токсичности Евро-3, а впоследствии, при изменении комплектации, и Евро-4.
Безопасность
Говоря о "Приоре", нельзя не упомянуть о нескольких незаметных, но очень важных новшествах. Здесь впервые появилась серийно устанавливаемая подушка безопасности, в передние и задние двери встроены брусья безопасности и энергопоглощающие вставки. Добавлен и ряд элементов безопасности в панель приборов. В целом это также позволило существенно повысить и пассивную безопасность самой "десятки", причем часть элементов устанавливается теперь и на базовую модель.
Цена вопроса
Все внесенные изменения оценены заводскими маркетологами примерно в 30 тыс. рублей по отношению к стоимости аналогичной базовой "десятки". Много это или мало? Примерно столько же стоит установить на "десятку" кондиционер. На мой взгляд, внесенные в автомобиль изменения и те потребительские свойства, которые он получил, стоят гораздо большего.
Вполне справедливым будет сравнивать "Приору" с импортными аналогами, потому что выбор у многих потенциальных покупателей будет лежать именно между "Ладой" и бюджетными иномарками. Не покривлю душой, если скажу, что по отдельным показателям она им не уступает или даже превосходит. Дополнительным плюсом "Лады" является и пока еще гораздо более разветвленная сервисная сеть. "Приора" вполне может стать успешным и востребованным массовым автомобилем и конкурировать в своем ценовом сегменте с иномарками, если АВТОВАЗ сможет обеспечить безусловное качество комплектующих и сборки автомобиля. Все предпосылки для этого есть.
"Белые скалы"
Так называлась одна из точек нашего маршрута, рекомендованная для посещения во время тест-драйва. Нас сразу предупредили, что везде побывать мы не успеем, а "Белые скалы" были одной из самых удаленных точек. Но добрые ассоциации с фильмом "Бриллиантовая рука" не оставили нам другого выбора. Впоследствии, правда, выяснилось, что это совсем другие скалы. Поиск дороги, узенькие серпантины с провалами асфальта, каменистая грунтовка. Оказалось, что из всех десяти экипажей в это красивейшее место добрались мы одни, за что и были вознаграждены созерцанием красивейшего каньона "Белые скалы". Трехсотметровая глубина, водопады, горная речка, заросли железного дерева – самшита и общение с хозяином здешних мест Леонидом Волковым. К сожалению, от экскурсии мы были вынуждены отказаться, но пообещали когда-нибудь обязательно вернуться. Благо теперь мы абсолютно уверены, что доехать в эти места совершенно спокойно можно не только на "Ниве", но и на "Приоре".
Обратная связь
В первый же день официального начала продаж модели появилась случайная возможность на парковке задать пару коротких вопросов свежеиспеченному владельцу "Приоры":
- Поздравляю с приобретением!
- Спасибо!
- На каком автомобиле ездили до "Приоры"?
- Opel Vectra…
- ???
- "Приору" приобрел жене.
- Наверное, вы могли приобрести в кредит иномарку?
- А зачем переплачивать за кредит?
- Удачи!
01.12.2008 09:26:02