Леди Х
Таинственная машина. Есть те, кто ее видел. Говорят, видели и тех, кто на ней ездил. Это - новая Chevy Niva FAM1 с 1,8-литровым двигателем Opel. Мы отправились с Тольятти, чтобы познакомить вас с загадочной загадочной дамой.
Четвертая – она ускоряется, как на второй. Пятая, темп разгона почти не снизился… Это – Нива? Да, черт возьми, да! Мы летим по одной из линеек Тольяттинских шоссе, наплевав на ограничения скорости, следы жизнедеятельности дорожников и мелких недоприводных разной степени клапанности. Хотите на Chevy Niva уделать соседа с его новенькой 2113 – копите деньги, берите FAM1. Это, почти как: "Поезжайте в Киев и спросите…", - обязано стать классикой на устах каждого "шевиниста". "Поезжайте в Тольятти и спросите" - бормочу я, не сбрасывая 140, вписываясь в поворот пятидесятиметрового радиуса. Чувствуется акцентированная на нос развесовка – попа кренится чуть больше. Радуйтесь производители ярко-красных стабилизаторов для "нивского" заднего моста, трепещите чиптюнеры: "Шнива" обрела силу (правда теперь ей требуется дрессура, а владельцу здравый смысл).
Провокация
Вопрос номер один: выпускается ли Chevrolet Niva FAM1 серийно? Затрудняюсь ответить да. Я был на конвейере, там попадаются машины с Иксом на конце индекса, но их не то, чтобы совсем мало, а четыре-пять на 240 ежедневных экземпляров есть. Силовой агрегат, состыкованный в единый блок с раздаточной коробкой на участке marriage (где соединяют "верх" - кузов, с "низом" силовым агрегатом и ходовой), тоже видел. Один такой, против пяти классических "нивских" стоял на специальном помосте. Это все значит, что Niva с двигателем Opel Z18XE все же собирают серийно, но это также означает, что сборка эта едва ли не штучная. Но все же собирают. Теперь вам понятна моя нерешительность? И поэтому у дилеров пухнет стопка заказов, что все слышали, некоторые видели, кое-кто даже пробовал. На заводе нервно пожимают плечами, а мне не хватит денег на эту машину, а уже хочется. Это потом дотошные владельцы и эксперты легковых изданий найдут в этой миловидной даме ("Нива", кажется, все же женского рода) какую-то толику изъянов, а пока мне хочется не вылезать из-за руля, хочется в степь, да газу, в тверской лес и по колее, в Карелию хочется, по камушкам поскакать. И чтоб не дрожать над каждой поцарапанной железкой, и чтоб спина на полпути не ныла. Провокаторша, эта ваша FAM!
Главное – пары
Двигатель Opel Z18XE не самый мощный в мире и не самый тяговитый, да и не очень-то новый. Это по сравнению с экс-фиатовским агрегатом тысяча девятьсот мохнатого года, он – шедевр инженерной мысли, а так, нормальный середняк, без кулацких замашек, но и не голытьба. Его конек в отличной сбалансированности параметров, ровной тяге на всем диапазоне оборотов с тысячидвухсот, примерно, и достаточной для легкой Niva мощности, пик которой приходится на 5 тысяч. Крутить до отзвона, впрочем, нет никакой необходимости, потому, что 140 – уверенно на 4 000, а не как раньше: 130 – это уже 4 с половиной и шум в ушах на полдня. С нижним сектором спидометра надо быть более осторожным. Стартуя в горку на второй, готовьтесь услышать душераздирающее клацанье детонации. Мотор переваривает 92 бензин, но от дизельных замашек владельца не спасет и 95. Хорошая тяга немного расхолаживает, согласен, поэтому не забывайте о существовании низкого ряда в обоих коробках. Передаточные числа раздаточной, к слову, изменились, прямая теперь 1:146, а понижающая 1:2,228, то есть стали длиннее. Главные пары остались прежними - 3,9. Они конструктивно стандартные, так что никто не мешает поставить хоть тюнинговые 5,28. А вот шестерни в РК поменять на старые не получится, они там другие, равно как и валы, и механизм переключения. Вообще, из нового в старую Niva просто так перенести не получится почти ничего.
Трудности переноса
Мое любимое место в статье о той или иной новой модели – это список нововведений. Ну-с, начнем-с! Двигатель 1,8-литровый Opel, 5-ступенчатая механическая коробка передач Aisin, новая раздаточная коробка в едином блоке с коробкой передач. "Электронная" педаль газа. Система ABS, для которой пришлось переделать конструкцию заднего моста и ступиц передних колес, установить 10-дюймовый вакуумный усилитель тормозов и найти место для управляющего электронно-гидравлического блока. Опережая вопросы, доложу, что, нет, на обычную Niva все это хозяйство перенести практически невозможно. Блоки не продаются, мосты тоже, мозги классических моторов под ABS не рассчитывались. В споры о нужности этой системы вдаваться тем более не буду, а желающим подискутировать, рекомендую сходить на кладбище почитать эпитафии…
Менее значительным для завода, но очень важным для потребителя изменением комплектации следует считать применение карданных валов турецкого производства со ШРУСами в сочленениях, которые на порядок качественнее лучших отечественных или белорусских. Кроме того, в результате переноса РК вперед, задний вал стал длиннее и он менее вибронагружен, а пыльник ШРУСа вала не рвет при артикуляции. Для повышения пассивной безопасности установлены подушки имени ее, две фронтальные в стандарте, преднатяжители ремней, новые сиденья, изменена конфигурация лонжеронов. Говорят, автомобиль готов выполнить нормы NCAP на четыре с половиной звезды. Ползвезды отберет теснота в ногах водителя, от которой, увы, не избавишься никак. Да, новые кресла можно поставить в Chevy Niva, так сказать, Classic, но только вместе с переходниками и, желательно, с преднатяжителями ремней. Дороговато выйдет… Вообще, новые кресла отличаются от старых, на мой взгляд только в двух местах: регулировкой по высоте и чуть больше жесткостью. Если у вас был Opel или Volks, вы это оцените, а мне по душе больше мягкость. Ну, или еще по какому месту… Кондиционер, который в городе летом в пробке необходим в каждой машине, есть. Шумит немного, но холодит, будь здоров! На скорость не влияет, проверено. Забор воздуха выведен под самый срез капота, сантиметров на пятнадцать выше прежнего положения. Что еще… У запаски новый кронштейн, который сложнее снять без спроса и который поворачивает колесо к народу передом, то есть лицевой стороной диска. Сапуны всех агрегатов трансмиссии и переднего редуктора выведены на моторный щит, а сапун заднего поднят до поперечины пола кузова. Шикарные сумочки для автомобильного ПДД минимума – аптечка, "треугольник судьбы" и двухлитровый огнетушитель, можно купить у дилера. Трос из них выкинуть сразу, купить рывковый от WARN и хорошее настроение будет сопровождать вас бесплатно!
Короткий асфальт
Асфальт, когда едешь на Chevy Niva FAM1, кончается быстрее на 30 процентов, это проверенный факт! Впрочем, Тольятти, к счастью, не Москва, и шикарный берег Волги от офиса в пятнадцати минутах езды. Извините, теперь в десяти… По городу на Chevy Niva, как я ее называю Classic ездить тоже не сложно, только чаще переключаться приходится. На новой Niva набор передач смещается на одну вверх почти на всем диапазоне скоростей: там, где раньше нужна была уже третья, тут хватает еще четвертой, вместо второй - третьей, вместо… и так далее. За городом можно обгонять дачников на пятой. Владельцы Gr.Cherokee и Tahoe меня не поймут, владельцы Нива и Niva могут даже слегка надуться. Не грустите, четвертая тоже хорошая передача. И третья ничего так. Зато не скучно. Да и денег таких жалко... Кому я вру! Нет, черт возьми, обгон с разгоном со 100 до 130 не переключаясь – это кайф! Запас тяги на самой большой скорости – это то, что нужно! Идти по трассе вровень с пышущей здоровьем "соткой", легко обойти со старта обнаглевший Patriot и догнать уже погромыхивающий Cherokee – это стоит тех денег! Тем более не шумно, не тряско. Мотор рокочет, легкий посвист шестерен раздаточной коробки ласкает слух, отвлекая от посвистывания ветра. На 130 км/ч я отлично слышу собеседника, откинувшегося на заднем сиденье, вполголоса рассказывающего мне какую-то историю из жизни замечательных людей. Вообще, впечатления о Chevy Niva, в частности о прежней модели очень сильно разняться у тех, кто пересел не нее с УАЗа или с Лада Нива в сравнении с теми, кто раньше ездил на легковушке, особенно приличной. Первые будут по-хорошему удивлены отличной управляемостью, отсутствием шумов и вибрации, удобной посадкой и просторным салоном. Потом они пожалеют поцарапанный бампер и оторванный задний номер, а может и примятый порожек. Вторые посетуют на некоторую валкость и раскачку на проселке, какие постукивания снизу и шипение из-под пола, удивятся, что в десятку на сотню никак не уложиться, а средняя скорость все таки ниже. Они же чуть позже будут потрясены возможностью проехать вот здесь, и вот тут, и сюда, а там… Там такое начнется, что о поцарапанных бамперах забудут все. Времена, когда GM-Avtovaz провозглашал Chevrolet Niva полноприводным легковым автомобилем и только, прошли. Теперь Niva – официально внедорожник. Возрадуемся!
Радуемся и ошибаемся
На бездорожье Niva FAM1 ведет себя практически так же, как и классическая ее версия с мотором 1,7. Разве что из-за лучшей тяги сперва можно заглохнуть, потеряв бдительность. Такой вот парадокс… Освоившись, начинаешь естественным образом хулиганить. "Езжай!" - Перехватывает мой вопросительный взгляд Вадим Классен, главный по НЛО и перспективным разработкам GM-Avtovaz: "Мы ж на Ниве!" Легко сказать, езжай, там яма! В прошлый раз я так "съездил", что крышку РПМ пополам… Нет, ничего, проскочили, крышечку-то усилили давно. Хотя опытные шевинисты махают рукой, мол, это вопрос времени, насчет крышечки. Бухают от критической артикуляции амортизаторы и ограничители отбоя. Пробоев нет совсем. Подвеску-то перенастроили совсем чуть, поставив новые амортизаторы марки Delfi, более энергоемкие, а работает прекрасно. Сместившийся на нос акцент развесовки облегчил прохождение диагонального вывешивания. Колеса цепляются лучше, главное не забывать про блокировку. Включается и выключается она также как всегда. В смысле, сразу не всегда. А вот выросшая тяга полезна в любом случае, особенно на волжском песочке, который хоть и плотный, но узко колесную Niva (колеса на FAM стали шире 215/65R16) готов принять у зазевавшегося пилота с радостью. Передачи переключаются легко, только с первой-третьей надо быть осторожно, они близки и я дважды промахнулся, но вовремя поправился. Вообще же на заводе теперь именно FAM позиционируют как легковой полноприводной автомобиль, а о классической "Шниве" говорят, уже как о легком внедорожнике, грозе "Патриота" в стандарте... Поводом для такого деления, полагаю, является не только улучшившееся поведение на асфальте, но и то, что к уязвимым местам Chevy, как-то, резинки ШРУСов и пластик бамперов добавляются и открытые датчики ABS, чехлы шарниров карданных валов и защита моторного отсека.
О больном
Много ли $20 000 за новую Niva или нет? Честно говоря, само по себе сочетание слов "двадцать тысяч долларов" и "Нива" для меня пока представляются отрывком из фантастической книжки. В то же время, обычная Niva в самой простой комплектации уже перескочила за 13 тысяч, что как-то еще объясняется большим количеством усовершенствований, а в самой дорогой близка к 16, что объяснить труднее… Вот уже и не звучит сумма в 538 000 рублей так уж фантастично… Но все равно много! Однако, хуже то, что с учетом тенденций последних лет, это много, быстро может стать еще больше… А машина-то очень хороша! Открыть вам один секрет? Знаете, где калибровали мотор для нее? В лабораториях Lotus. То-то, я думаю, откуда у этой дамочки с немецким сердцем такой напористый, прямо-таки британский характер!
Игорь Губарь, Клуб 4х4 №6 2007
Опубликовано на сайте ЗАО "Джи Эм-АВТОВАЗ"