Все-таки большие хитрецы вазовские маркетологи. Назвав машину именем "Калина", они навсегда обрекли журналистов, пишущих на автомобильную тему, вольно или невольно сбиваться на "ягодные" ассоциации. Не знаю почему, но хоть калина и не самая вкусная и популярная в народе ягода, ее упоминание вызывает обычно лишь положительные эмоции. Поскольку на вкус и цвет товарищей нет, то не устраивая дискуссий, перейдем от "калины"-ягоды к "калине"-автомобилю. И уже с этой "калиной" постараемся разобраться поподробнее, чтобы выяснить, какова она сегодня на вкус и "с чем ее едят".
Есть повод
Как говорит журналистский, а наверное и читательский опыт, было бы желание, а уж найти повод для того чтобы протестировать практически любой автомобиль - совсем нетрудно. В нашем случае с Калиной повод долго искать не пришлось. Более того, поводов нашлась целая гроздь, каждый из которых сам по себе интересен. Назову только главные. Во-первых, машина обзавелась новым мотором, во-вторых - антиблокировочной системой тормозов, в –третьих - двумя подушками безопасности и, наконец, целый ряд появившихся на машине элементов комфорта позволил предложить потенциальным владельцам автомобиля комплектацию "люкс". Чтобы усложнить испытания и проверить машину на прочность в условиях максимально приближенных к боевым, местом тест-драйва для журналистов АВТОВАЗ определил Карелию. Знатоки автоспорта хорошо знают, что именно там и в соседней Финляндии проходят одни из самых интересных раллийных гонок.
От печки
Прежде чем отправиться в Карелию, стоит сказать, что за последний год очень много моих знакомых и знакомых знакомых пересели с "десяток" на Калину. Причем эти люди совершенно разного возраста, пола и профессий. Я долго не мог понять, что же их объединяет. Понятно, что многие из них приобрели машину, потому что это новая модель, а они любят все новое. Другие объяснили мне, что им больше нравится дизайн именно этой машины, а поводом для смены десятки на Калину для девушек стало наличие на ней электроусилителя руля и меньшие габариты автомобиля. Кроме того было отмечено, что она моднее. Любопытно, что один зрелый мужчина ответил мне, что ему нужна машина для частых поездок по городу и Калина его вполне устраивает. Приводя эти мнения к общему знаменателю, я понял, что в калине каждый находит что-то свое. Как, наверное, и в любом другом автомобиле. То есть автомобиль, чтобы быть купленным, в первую очередь должен чем-то понравиться, а большинством других параметров устраивать или просто не раздражать будущего владельца. Скажу сразу, что я, наблюдая за машиной со стороны, настроен к ней был скептически. Не помогали развеять это отношение к автомобилю и редкие поездки на нем во время тест-драйвов. Несмотря на объективные плюсы, такими как большой диапазон регулировки сидений, удобная городская посадка, вполне устраивающая меня в городе динамика разгона и управляемость, высокий клиренс и энергоемкая подвеска, я регулярно сталкивался с раздражавшими меня мелочами: тугой и недостаточно информативной педалью газа, тяжелыми, на мой взгляд, для такой машины, тормозами, и неинформативным рулем, не желавшим самостоятельно возвращаться в "нулевое положение". Причем эти минусы были характерны для всех машин, на которых мне случалось ездить, а владельцами автомобилей названные мной недостатки начисто отрицались либо воспринимались как должное.
Поэтому в Карелию я отправился с большим удовольствием с тем, чтобы по полной программе протестировать автомобиль во всех мыслимых для него условиях и обсудить результаты с коллегами, заводскими конструкторами и испытателями.
Стоит попробовать
Дороги Карелии – идеальное место для тест-драйва российского автомобиля. Совсем недавно построены и продолжают строиться прямые как стрела и идеально ровные дороги, при езде по которым даже на максимальной скорости кажется, что машина стоит на месте. Как и во всякой глубинке здесь хватает дорог замысловато украшенных ямами и ухабами, на которых сохранились лишь редкие островки асфальта. И, наконец, главная достопримечательность Карелии – узкие гравийные лесные дорожки, изобилующие крутыми и очень крутыми поворотами, спусками и подъемами, которые при быстрой езде неожиданно становятся трамплинами. Забегая вперед скажу, что если бы каждому из потенциальных владельцев автомобиля дать возможность проехать по этим дорогам на "Калине", вопрос о покупке решался бы, пожалуй, однозначно и сам собой.
По тормозам!
Главным предметом изучения на том автомобиле, что нам достался на тест первым, стала антиблокировочная система тормозов. Дождавшись, пока наш маршрут уйдет с оживленной пригородной трассы на безлюдную дорогу с остатками асфальта, засыпанного гравием, я решил, что лучшего участка для испытания АБС не придумать. Первая попытка: скорость 70 км/час, тормоз – в пол. Результат – ровное равномерное торможение при абсолютно прямолинейном движении. Усложняем ситуацию: под правыми колесами асфальт, под левыми гравий. Торможу! Удивительно, но все такое же ровное торможение с ощущением, что мы едем по рельсам. Напоследок еще раз торможу и одновременно объезжаю неожиданно нарисовавшуюся в опасной близости яму. Все получается отменно.
Следует отметить, что пока АБС устанавливается на автомобили с двигателем рабочим объемом 1,6 литра. Плюсы этого двигателя давно и хорошо всем знакомы: высокий крутящий момент "на низах" позволяющий легко трогаться практически на холостых оборотах, и эластичность, допускающая легко совершать обгоны в горку, не переключаясь на пониженную передачу. Также известен и вновь был отмечен во время теста один из самых заметных его недостатков: вибронагруженность, передающаяся водителю через мелкое дрожание рычага переключения передач. Хотя справедливости ради стоит отметить, что на одном из двух автомобилей она была практически не ощутима.
Василий Батищев, главный конструктор проекта:
Адаптация антиблокировочной системы к автомобилю LADA Kalina началась в феврале 2005 года, когда АВТОВАЗ заключил соответствующий контракт с фирмой BOSCH. Сначала тестовая LADA Kalina отправилась в Германию, где немецкие инженеры работали с ней на фирменном полигоне BOSCH, где есть участки, имитирующие разнообразные типы дорог. Затем Kalina поехала в Швецию, где тесты проходили уже на льду замерзших озер. После того, как адаптация была завершена, Kalina была еще раз тщательно испытана – теперь уже в условиях России. Работа АБС оценивалась на нескольких автомобилях: замерялся тормозной путь на разных типах покрытия, скорость выполнения маневра "переставка", машины тестировались на стойкость к грязи, морозам, проводилось сравнение с аналогами. Оценивалась даже устойчивость к перепадам давления и электромагнитным волнам. Параллельно с испытаниями была отработана технология диагностики АБС на станциях техобслуживания.
АБС.Технические подробности
АБС LADA Kalina включает в себя гидроагрегат (основное исполнительное устройство, в котором электромагнитные клапана управляют давлением в рабочих тормозах), электронный блок управления (контроллер), насос с электроприводом, и четыре датчика скорости – по одному на каждое колесо. Датчики скорости определяют скорость каждого колеса, информация передается в контроллер, он ее обрабатывает с учетом скорости автомобиля. В зависимости от того, как ведет себя колесо – опережает ли скорость его вращения скорость движения автомобиля, или наоборот стремится к нулю (блокировке), давление в рабочих тормозах повышается или понижается. В результате колеса автомобиля не блокируются, и машина сохраняет управляемость, а значит у водителя появляется шанс объехать препятствие
С внедрением АБС LADA Kalina получила несколько конструктивных изменений. Для установки датчика скорости изменен поворотный кулак, стойка передней подвески. На приводы передних колес напрессованы зубчатые роторы, по которым считывается скорость вращения колес. Задние тормоза лишились регулятора давления (его роль теперь выполняет АБС), получили измененный щит и колодки. Внесены соответствующие изменения в передний и задний жгут проводов, и в проводку панели приборов. Модернизация коснулась и кузова, где потребовались новые отверстия для проводов и кронштейнов. Кроме того, Kalina с АБС получила оригинальные трубопроводы тормозной системы. При внедрении АБС были внесены также коррективы в технологию сборки LADA Kalina. Изменены программы работы установки заправки тормозной жидкостью и роликового стенда, на котором проверяется каждая сошедшая с конвейера машина.
Меньше да лучше
Самыми же популярными автомобилями во время теста стали Калины с двигателем рабочим объемом 1,4 литра. Как в последствии выяснилось, меньший на целых 200 кубиков мотор может ненамного меньше, чем его визави по тесту. Приятное отличие от мотора 1,6л заметным становится сразу же после запуска двигателя – практическое отсутствие вибраций. Разница в динамике разгона оказалась практически незаметна. Наиболее существенная различия между моторами выявились при совершении обгонов во время преодоления подъемов на высших передачах. Меньший мотор любит чтобы его "крутили". Передачу вниз – и все вопросы решены, поскольку запаса мошности вполне достаточно. Поэтому для любителей крутить моторы новый двигатель будет в радость. Тем же водителям, кто предпочитает обходиться без экстрима, спокойная езда с этим двигателем позволит существенно экономить топливо.
Сергей Мединец, главный испытатель проекта Калина:
В смешанном цикле LADA Kalina c новым мотором расходует 6,7 л бензина на 100 км. Но это не единственное преимущество нового силового агрегата. Шестнадцатиклапанный мотор объемом 1,4 литра, разработанный в научно-техническом центре АВТОВАЗа, отличается облегченной шатунно-поршневой группой и увеличенной длиной шатуна. Благодаря этому уменьшаются механические потери, а мощность двигателя увеличивается до 66 кВт (90 л.с.) при 5600 оборотах в минуту, крутящий момент возрастает – до 130 Нм при 4500 оборотах в минуту.
Снижение рабочего объема при создании двигателя ВАЗ-11194 было достигнуто за счет уменьшения диаметра цилиндров с 82 мм до 76,5 мм. В процессе работы над двигателем была спроектирована оригинальная камера сгорания, оптимизированы фазы газораспределения. У силового агрегата улучшились виброакустические характеристики. За счет уменьшения диаметра цилиндров блок двигателя стал более прочным, что должно положительно сказаться на долговечности агрегата. Повышению надежности служат также более жесткие металлические прокладки между головкой и блоком цилиндров, между головкой блока и выпускным коллектором. Кроме того, в новом моторе применен газораспределительный механизм фирмы Gates, ресурс которого (включая ремень ГРМ) составляет 200 тысяч километров. Внедрение 1,4-литрового двигателя повлекло несколько конструктивных изменений и в самом автомобиле. Например, были внесены улучшения в трансмиссию.
Чего лучше не пробовать
К счастью, протестировать подушки безопасности ни мне, ни кому либо из моих коллег во время этого тест-драйва не довелось. Однако само их наличие для меня лично теперь становится весомым аргументом в пользу автомобиля. Учитывая же то, что подушки устанавливаются не как отдельно взятый элемент, а с проведением большого комплекса работ по повышению безопасности, уверенность в классе автомобиля значительно повышается.
Комфорта много не бывает
К хорошему привыкаешь быстро. Поэтому то, что на всех четырех машинах из десяти участвовавших в тесте, на которых мне и моему коллеге пришлось проехать, все нормально открывалось и закрывалось, крутилось и нажималось был быстро воспринят как должное и захотелось большего. Подумалось о том, что очень неплохо было бы иметь электрорегулировку зеркал, противотуманные фары, электростеклоподъемники на всех дверях, а летом очень бы не помешал кондиционер. Как выяснилось позже, часть из желаемого списка будет устанавливаться на конвейере уже в январе, а к весне пойдет в производство и продажу и автомобиль с установленным на заводе кондиционером. При этом большая часть испытаний автомобилей с кондиционером Panasonic уже проведена.
Калина отборная
С комфортом мы разобрались, но для многих владельцев более важным моментом являются скоростные характеристики автомобиля в условиях близких к экстремальным. Лучшей демонстрацией максимальных возможностей Калины стало прохождение участка раллийной трассы на штурманском месте спортивного автомобиля. Пилотировали предложенные журналистом автомобили Дмитрий Брагин и Андрей Васильев. Честно скажу, я какое-то время колебался, стоит ли садиться в раллийный автомобиль, даже на штурманское место. Наблюдение за машиной со стороны создавало впечатление, что во время поездки из тебя вытрясет всю душу. Но упускать уникальный шанс было невозможно. Описать увиденное и прочувстванное словами очень сложно. Я не ожидал, что Калина может ехать с такой скоростью, что на такой скорости автомобилем можно управлять и что при этом чувствовать себя в салоне этого почти непрерывно скользящего, прыгающего и летящего автомобиля можно вполне комфортно. Спасибо Андрею Васильеву за совершенно новые ощущения.
Ключевой момент
В заключение из разговоров специалистами выявился еще целый ряд существенных лично для меня фактов. Порадовало то, что работа по повышению качества и доводке конструкции продолжается, несмотря на то, что это влечет за собой изменения в технологиях и в производстве. В частности в ответ на мои придирки к ранее выпущенным машинам было отмечено, что теперь изменена трасса прокладки троса газа, что ведется подготовка к производству модернизированного механизма переключения передач совместно с немецкой фирмой WOCO, что приведет к уменьшению вибраций, уже подобраны и прошли испытания электроусилители руля производства корейской фирмы "Mando" и калужского завода "Автоприбор" и много чего делается еще. Вывод из трех дней проведенных за рулем Калины я бы сделал следующий: по своим характеристикам и оснащению этот автомобиль, весьма достойно может конкурировать с иномарками- одноклассниками. Самая же важная на мой взгляд для АВТОВАЗА задача - удержать качество автомобилей на требуемом уровне. При ее решении Калина вполне может стать той моделью, которая реально начнет менять мнение об АВТОВАЗЕ в лучшую сторону.
Любители Калины
По информации аналитического агентства "АВТОСТАТ" наибольшее число Калин на 1 июля текущего года было зарегистрировано в Самарской области – 13845 штук. На втором месте - Москва и Московская область – 8817, затем следуют Татарстан (5796 шт) и Башкортостан (4770 шт). Самый большой прирост Калины за первое полугодие произошел в Пермском крае. Количество автомобилей там увеличилось в 2,11 раза до 2311шт.
До конца 2007 года АВТОВАЗ планирует выпустить около трех с половиной тысяч машин с новым мотором. Впоследствии программу выпуска 1,4-литровых моторов планируется наращивать – до 50 тысяч ежегодно.
Сергей Удалов, "Семь Верст", №40, 2007