Новые потребительские свойства автомобиля как средство борьбы за покупателя
С 26 по 28 сентября в Республике Карелии прошел
тест-драйв новых модификаций
Lada Kalina, в котором принял участие и автор этой статьи. Машины были опробованы не только на дорогах с различным покрытием, но и в разных упражнениях, предлагавшихся в “активной” части
тест-драйва (езда по песчаному карьеру, ориентирование по городу, фигурное вождение на взлетной полосе аэродрома и так далее), а также на участке раллийной трассы (в том числе и в качестве пассажира “боевой” Lada Kalina Rally, за рулем которой сидел штатный пилот команды Lada sport Rally Андрей Васильев).
Отрадно отметить, что вместе с Сергеем Удаловым из тольяттинской газеты “Семь Верст” по итогам всех упражнений “активной” части
тест-драйва мы заняли общее второе место, а в номинации “Самый сориентированный экипаж” были лучшими. Но речь пойдет не об этом, а об автомобилях, на которых мы ездили.
Что новенького?
Поводов для организации
тест-драйва у “Группы “АвтоВАЗ” было несколько. Во-первых, в июле 2007 года завод начал производство автомобилей Lada Kalina с двигателем объемом 1,4 литра. Во-вторых, тогда же к единственной комплектации “Норма” добавились две новые: упрощенная “Стандарт” и улучшенная “Норма+” с элементами комплектации “люкс”. Наконец, в-третьих, с сентября в серию запущены товарные автомобили, оснащенные антиблокировочной системой тормозов.
К сожалению, машин в упрощенной комплектации “Стандарт” на тесте не было, а присутствовали седаны и хэтчбеки в комплектации “Норма+” как со старыми 1,6-литровыми двигателями ВАЗ-21114, так и с новыми 1,4-литровыми ВАЗ-11194. Так что можно было на деле почувствовать разницу в поведении той и другой модификации. Причем 1,6-литровые версии были оснащены еще и антиблокировочной системой тормозов.
Почему только они? Да потому, что “АвтоВАЗ” начал совместные работы с германской фирмой Bosch по адаптации АБС в феврале 2005 года, когда 1,4-литровый мотор еще не был готов к производству. А так как блок управления АБС конструктивно объединен с блоком управления двигателем, то и адаптация к машине со старым силовым агрегатом была закончена раньше. Однако на пресс-конференции нам сказали, что работы по
1,4-литровой модификации с АБС уже находятся в стадии завершения и вскоре данная система будет устанавливаться и на такие машины.
Итак, внешних отличий всего три. Это легкосплавные колесные диски диаметром 14 дюймов, молдинги на дверях и черные рамки боковых стекол.
Внутри первое, что бросается в глаза, — это новая отделка сидений и обивки дверей из бархатной ткани с рисунком “в ягодку”. Кроме того, надписи “Airbag” на руле и передней панели перед пассажиром недвусмысленно говорят об установленных здесь двух фронтальных подушках безопасности. Из невидимых глазу изменений отметим еще установку передних ремней безопасности с преднатяжителями и ограничителями усилия.
В моторном отсеке можно заметить разницу в оформлении пластиковых крышек на двигателях разного объема (у 1,4-литрового она с надписью “16 valve”), а у автомобилей с АБС еще, соответственно, и установленный на передней панели рядом с воздушным фильтром гидроагрегат, в котором электромагнитные клапаны управляют давлением в рабочих цилиндрах тормозов. В комплект АБС также входят электронный блок управления (контроллер), насос с электроприводом и четыре датчика скорости — по одному на каждое колесо.
Кроме того, АБС потребовала и других конструктивных доработок. Для установки датчика скорости изменены поворотный кулак и стойка передней подвески. На приводы передних колес напрессованы зубчатые роторы, по которым считывается скорость вращения колес. Задние тормоза лишились регулятора давления (его роль теперь выполняет АБС), получили измененные щит и колодки. Внесены соответствующие изменения в передний и задний жгуты проводов и в проводку панели приборов. Модернизация коснулась и кузова, где потребовались новые отверстия для проводов и кронштейнов. Также Kalina с АБС получила оригинальные трубопроводы тормозной системы.
Что касается 1,4-литрового мотора, то давайте поговорим о нем отдельно.
Конструктивные отличия двигателя ВАЗ-11194 от ВАЗ-21124
Снижение рабочего объема при создании двигателя ВАЗ-11194 было достигнуто за счет уменьшения диаметра цилиндров с 82 до 76,5 мм. В процессе работы над мотором была спроектирована оригинальная камера сгорания, оптимизированы фазы газораспределения. У силового агрегата улучшились виброакустические характеристики. За счет уменьшения диаметра цилиндров блок двигателя стал более прочным, что должно положительно сказаться на долговечности агрегата. Повышению надежности служат также более жесткие металлические прокладки между головкой и блоком цилиндров, между головкой блока и выпускным коллектором. Кроме того, в новом моторе применен газораспределительный механизм фирмы Gates, ресурс которого (включая ремень ГРМ) составляет 200 тысяч километров. Внедрение 1,4-литрового двигателя повлекло несколько конструктивных изменений и в самом автомобиле. Например, были внесены улучшения в трансмиссию.
От рабочего объема двигателя напрямую зависит и такая его характеристика, как экономичность. В смешанном цикле Lada Kalina c новым мотором расходует всего 6,7 л бензина на 100 км — намного меньше, чем прежде (7,8 л/100 км с 1,6-литровым)! Но это не единственное преимущество нового силового агрегата. “Шестнадцатиклапанник” отличается облегченной шатунно-поршневой группой и увеличенной длиной шатуна. Благодаря этому уменьшаются механические потери. К тому же мощность двигателя ВАЗ-11194 за счет всех упомянутых конструктивных изменений, несмотря на меньший объем, увеличилась до 90 л. с. при 5600 об/мин, а крутящий момент возрос до 130 Н•м при 4500 об/мин.
При этом изначально новый мотор идет только в исполнении “Евро-3” и уже сегодня легко укладывается в нормы ”Евро-4”. А в будущем возможна его доводка и под “Евро-5”. Вот теперь и посмотрим, как все эти переделки отразились на поведении автомобиля.
Разница в ощущениях
Нам удалось поездить практически на всех представленных модификациях, и надо сказать, что на самых разнообразных дорогах Карелии, большая часть которых не отличалась хорошим качеством, Lada Kalina проявила себя очень достойно, подтвердив тезис о том, что российские машины созданы именно для наших дорог.
Нам не раз пришлось помянуть добрым словом высокий клиренс, длинноходную, энергоемкую и достаточно комфортную подвеску, удачно спрофилированные сиденья, просторный на фоне внешних габаритов салон, удобные в пользовании багажники, хорошо работающие тормоза и довольно
динамичные двигатели.
Вместе с тем нельзя не отметить и весьма посредственную управляемость в поворотах из-за большого передаточного числа рулевого механизма и кренов кузова (вот она, плата за комфорт!), пустой в околонулевой зоне и не возвращающийся в первоначальное положение руль, большие усилия на рычаге управления коробкой передач, который, правда, стал гораздо избирательнее по сравнению с другими переднеприводниками Lada, отсутствие на рукоятке распределения потоков климатической установки режима “в лицо и ноги”.
К тому же, пересаживаясь с одного автомобиля на другой, мы не переставали удивляться тому, как совершенно по-разному они все настроены. На одном педаль газа тугая, на другом легкая, на одном рычаг коробки сопротивляется больше, на другом меньше, на одном руль совсем “пустой”, на другом — с неким намеком на информативность. Ну, и так далее, и тому подобное. Мы даже не удивились, когда вентилятор “печки” отказался работать на первых трех скоростях, а “завелся” только на четвертой. Тот факт, что качество комплектующих, поставляемых на Волжский автозавод, все еще нестабильно, как говорится, налицо.
Уж даже AБС от известного германского поставщика — фирмы Bosch, и та оказалась настроена по-разному. Один автомобиль на “миксте” (покрытие с разным коэффициентом сцепления под колесами правой и левой сторон) держал прямолинейную траекторию, не допуская даже малейших отклонений и рысканий, а другой позволял себе немного повилять “хвостом”.
На редких же прямых участках шоссе с новым покрытием нами было замечено и такое явление, как недостаточная курсовая устойчивость по достижении скорости 150 км/ч и более. Машина словно начинает “плавать” по дороге, сцепление колес с асфальтом “тает на глазах”, а совсем “бесчувственным” рулем приходится буквально нащупывать правильную траекторию движения. Становится просто страшно, и газ сбрасываешь поневоле. Так что не для высоких скоростей эта машина. Оно и понятно — либо высокая проходимость, комфорт и “неубиваемость” подвески, либо маленький клиренс и жесткость для скоростной езды. Компромисс здесь практически невозможен. Что же касается электроусилителя руля, то на пресс-конференции нас заверили, что вскоре на
“Калину” начнут устанавливать агрегаты калужского и корейского производства, которые должны избавить машину от тех самых недостатков, о которых мы упомянули выше.
А еще “Группа “АвтоВАЗ” этим тестом наглядно показала, что “гонка вооружений”, когда “с возрастом” на одну и ту же модель ставились двигатели все большего объема, теперь закончена. Высокой мощности при отличной экономичности можно добиться совсем иными средствами. Это я о том, что разница в динамике и управлении тягой на двух двигателях разного объема заметна лишь в нюансах. Просто 1,4-литровый шестнадцатиклапанный мотор любит высокие обороты. Его нужно постоянно “крутить” и почаще переключаться при активной езде, но в штатных режимах недостатка тяги на “низах” почти не заметно. К тому же вибрации на кузов и органы управления приходят с ним гораздо меньше, а на средних оборотах при езде на повышенных передачах по трассе он еще и заметно тише.
В отношении безопасности и комфорта тоже был продемонстрирован несомненный прогресс, который будет еще больше закреплен в марте-апреле 2008 года, когда на рынок выйдет комплектация “Люкс”, в которую будут входить не только все означенные выше опции, но еще и кондиционер, и подогрев сидений, и задние электростеклоподъемники, и противотуманные фары.
Не перестанут совершенствовать и настройки самого шасси. Тем более что у завода уже есть богатый опыт участия автомобилей Kalina в самых разнообразных автомобильных соревнованиях. Нам, например, наглядно продемонстрировали раллийные возможности машины с минимальными переделками 1,4-литрового мотора. Другие распредвалы, выпускные коллекторы и системы выхлопа, а также настройки блока управления позволили поднять мощность до 115—118 л. с., и этого оказалось вполне достаточно (вкупе, конечно, со специальными шинами и агрегатами подвески), чтобы “Калина” буквально летала над дорогой и на большой скорости “прописывала” в управляемом заносе крутые виражи.
Так что пока этому семейству мы скажем “до свидания” и “до новых встреч”, которых мы будем ждать с нетерпением. Тем более что в следующем году еще и универсал подтянется.
Редакция выражает благодарность “Группе “АвтоВАЗ” за приглашение на тест-драйв.
Александр Алешин,
"Биржа плюс авто", №41, 2007г.