До конца 2007 года с конвейера АВТОВАЗа сойдет порядка четырех тысяч автомобилей LADA KALINA с двигателем ВАЗ-11194 объемом 1,4 литра. Как мы уже писали, его производство началось в августе – тогда МСП выпустило первые 519 штук. А в ноябре уже вышло на месячную норму в 1108 двигателей. Новинка пришлась по вкусу потребителю – LADA KALINA с 16-клапанным двигателем 1,4 л пользуется устойчивым спросом на рынке. Автомобиль по достоинству оценили даже дотошные журналисты, побывавшие на тест-драйве в Карелии. Чем же он их покорил? О преимуществах нового двигателя нам подробно рассказал главный конструктор проекта модернизированных силовых агрегатов УПД НТЦ Владимир Золотухин.
ЭКОНОМИЧНОСТЬ
В первую очередь благодаря доводке рабочего процесса по фазам газораспределения, увеличению степени сжатия, а также снижению механических потерь, снижению потерь в системе выпуска показатели по мощности и крутящему моменту (Ne=66/5600, Мкр=130/4500) теперь находятся на уровне сегодняшних зарубежных моторов с аналогичным объемом 1,4 л или превышают их. По сравнению с двигателем 11183 (1,6 л, 8-кл.) показатели существенно выше на режимах после 3000 об/мин.
Экономичность автомобиля с двигателем 11194 улучшилась на 4–6%. Это явилось опять же результатом повышения степени сжатия, модернизированных фаз газораспределительного механизма и снижения механических потерь. Последние, в свою очередь, удалось существенно снизить за счёт применения шатунно-поршневого комплекта фирмы "Федерал Могул" со сниженной массой, а также за счёт применения металлической прокладки головки цилиндров той же фирмы, которая снизила деформацию цилиндров от сил затяжки болтов и позволила существенно уменьшить давление поршневых колец, от которых во многом и зависят механические потери.
ЭКОЛОГИЧНОСТЬ
Улучшились (по сравнению с 8-клапанным двигателем) показатели по токсичности. Сегодня выпускается модификация двигателя под стандарты Евро-3 и готовится производство модификации Евро-4. Заслуга в этом преимуществе опять-таки в конструкции поршневого комплекта, поршневых колец, которые снизили протечки масла в камеру сгорания, что прямо сказывается на снижении выбросов углеводородов (СН). Повышение степени сжатия до 10,8 также пошло на снижение токсичности по компонентам СО и СО2 на 10–15%. Не в последнюю очередь на токсичность оказал влияние новый каткол-лектор с оптимизированными по длине патрубками и новым овальным каталитическим блоком от поставщиков фирм "Делфай" и "РоскатАвто". Ресурс катколлектора равен ресурсу двигателя. Прокладка катколлектора – также металлическая (от фирмы "Федерал Могул") – обеспечивает полную герметичность соединения, т.е. снижает загрязнение окружающей среды.
СНИЖЕНИЕ РАСХОДА МАСЛА
Следующее существенное преимущество опять же проистекает из нового поршневого комплекта и заключается в существенном снижении расхода масла (0,1% от расхода топлива). Новый комплект колец вкупе с металлической прокладкой головки цилиндров (снижение деформации цилиндров) снизил почти в 2 раза прорыв картерных газов в картер и прорыв масла в камеру сгорания, в результате чего снизился угар масла и утечка его через систему вентиляции картера.
СНИЖЕНИЕ ТРУДОЁМКОСТИ
Вследствие снижения расхода картерных газов снизился риск "отравления" дроссельного патрубка и датчика расхода воздуха продуктами вентиляции картера. Таким образом, снижена трудоёмкость обслуживания системы вентиляции (при больших пробегах) и уменьшен риск отказа системы управления двигателем.
НЮАНСЫ КОНСТРУКЦИИ
Новый шатунно-поршневой комплект, как и сам двигатель, имеет ресурс 200 тыс. км, что подтверждено большим объёмом испытаний. И еще о нюансах конструкции. Компрессионная высота поршня, как и его вес, соответствует уровню спортивных аналогов. "Тонкий" комплект колец – от известного немецкого предприятия "Гётце", входящего в компанию "Федерал Могул". Шатун – с разломом нижней головки и болтами, затянутыми на предел текучести. Осевая фиксация – по бобышкам поршня. Вкладыш шатуна – от фирмы "Федерал Могул".
Кстати, недавно завершились стендовые испытания двигателя 11194 в объёме более 2000 часов. По заключению наших специалистов и специалистов от фирмы "Федерал Могул", состояние деталей – отличное.
Следующее новшество – привод распредвалов с новым зубчатым ремнём и автоматическим натяжителем и опорным роликом от фирмы "Гейтс" – обеспечивает постоянное оптимальное натяжение на всех режимах работы двигателя и самое главное – гарантирует ресурс 200 тыс. км и при этом не требует обслуживания. Шкивы с новым профилем зубьев также применены для обеспечения ресурса.
САМЫЙ ТИХИЙ…
Немаловажным достижением, вследствие применения нового шатунно-поршневого комплекта, является снижение уровня шума двигателя. По заключению специалистов АВТОВАЗа, по корпусной акустике это самый тихий двигатель в линейке вазовских моторов. Кроме того, не случайно здесь применён новый воздушный фильтр со сниженным сопротивлением и улучшенными акустическими характеристиками, который также внес вклад и в показатели, и в акустику автомобиля.
Таким образом, АВТОВАЗ имеет в производстве современный двигатель, ни в чём не уступающий зарубежным аналогам.
Новый двигатель был создан благодаря усилиям разработчиков и испытателей СИДТР. Среди них – Владимир Жмиевский, Александр Иванов, Владислав Ретнёв, Людмила Мельникова, Евгения Решетникова, Игорь Стрелков, Дмитрий Захаров, Василий Чёрный, Валерий Пономарёв, Сергей Тараненко, Агдас Нурмухаметов, Ирина Острикова, Сергей Юдинцев, Николай Батенин, Евгений Денисов, Александр Остриков, Ринат Саматов и Александр Шепелев.
Диана Стуканова
"Волжский автостроитель"