Россияне переплачивают за автозапчасти, а честный автодилер – изгой на российском рынке, уверен начальник управления контроля соцсферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев.
Он не знает не одного человека, который был бы удовлетворён ценами гарантийного ремонта у официальных дилеров. «Даже люди, которые владеют очень дорогими машинами, возмущены качеством обслуживания и стоимостью ремонта», – утверждает чиновник.
По оценке представителя ФАС, дело в ослаблении в России конкурентной среды. «Конкуренции между дилерскими центрами практически не происходит, – утверждает чиновник. – Формально вы видите много дилерских центров с разными названиями, но зачастую они принадлежат одной группе лиц. И в досягаемости вы не можете найти дилерского независимого центра, который конкурирует в качестве бизнеса и в цене. Так устроен этот бизнес в России. Вот и цена высокая, а качество – не очень». Поддерживают такое положение вещей и официальные автодистрибьюторы, которые, как и дилеры, заинтересованы в отсутствии конкуренции: это максимизирует прибыль при не очень больших издержках. «Автодистрибьютор держит в полной зависимости дилерские центры и может осуществлять регулирование их деятельности на основе полного произвола. В этом смысле это история с двусторонним движением, потому что платит за всё потребитель», – считает Тимофей Нижегородцев.
Исторически, изначально на эти вопросы обращали очень мало внимания, считая, что рынок сам всё исправит. Но при отсутствии регулирования игроки начинают создавать монополии.
«Сервис всегда получает запчасти от одного дистрибьютора, одного производителя, – пояснил представитель ФАС. – Наши проверки показывают, что 100% запчастей поступают через границу. А в нашей стране – национальное исчерпание прав, и соответственно параллельный импорт у нас затруднен. Ни один из участников рынка не может ввести легально
автозапчасти БМВ из Германии в Россию. Это делает только один дистрибьютор БМВ в России. Это влияет на цены. Паритет может быть очень высокий. В проверках, которые мы проводили, мы обнаруживали, что наценка при дистрибьюции запчастей по этой линии может достигать 100 и более процентов. И это общее правило».
В ФАС приходит очень много жалоб от дилерских центров, готовых конкурировать по качеству и по цене. Они жалуются на расторжение соглашений без объяснения причин, предоставление машин неходовой комплектации, дискриминацию по условиям финансовой деятельности. «В общем и целом у нас много заявлений, которые касаются создания невыносимых условий, чтобы они ушли. А когда этого недостаточно, с ними просто прекращают отношения. Конкурентную борьбу на рынке осуществляет не потребитель, а дистрибьютор. И нам необходимо эту ситуацию поменять», – заявил чиновник. «Часть усилий и часть работы безусловно будет связана с тем, чтобы менять законодательную базу – то, что касается вопросов параллельного импорта. Часть усилий должна быть связана с антимонопольным контролем. Мы должны создать давление на эти сектора и вынудить эти сектора развернуться в сторону конкуренции. В рамках рассмотрения этих дел могут быть приняты решения, которые могут повлечь за собой оборотные штрафы в отношении тех дистрибьюторов, которые наиболее упорствуют в самых недобросовестных практиках». При этом «авторами этих практик являются не сами компании, а менеджмент, который может манипулировать действиями компаний». Но штрафы и расследования, которые влекут за собой, помимо финансовых рисков и репутационные риски, могут заставить глобальное руководство по-новому взглянуть на действия московских офисов. И глобальные офисы всегда обращают внимание на такие штрафы и расследования.
РБК ТВ