Автозаки за время движения против фальсификаций на выборах, сопровождающегося массовыми задержаниями гражданского населения, стали называть общественным транспортом и «модным заведением» («кого ни спросишь – все сидят в каком-то Автозаке»). «Московские новости» узнали, из чего делают автозаки и где их можно купить (кстати, это доступно любому желающему, имеющему от 2,8 млн свободных рублей).
Автозаки бывают двух видов – специализированные для перевозки заключенных (выпускаются по заказу ФСИН) и использующиеся на улицах (по заказам МВД). У тех и других есть одиночные камеры, решетки, отсеки для заключенных и конвоиров. «Городские» автозаки являются автобусами облегченного типа с двумя разделенными железной перегородкой отсеками для заключенных и несколькими одиночными камерами – «стаканами», вместимостью до 38 человек. «Тюремные» автозаках отличаются одним «стаканом», вместимостью в 10-20 человек и двумя отделениями с перегородкой внутри. Автозаки производят многие заводы спецтехники – в Петербурге, Татарстане, Челябинске, Чувашии. МВД имеет и собственное производство в Дмитрове под Москвой.
Интерьер автозаков отличается особым аскетизмом. Правда, производителями предлагаются различные варианты декора: рифленая сталь, которой обшиваются стены, может быть в точку и полоску. Заключенные сидят на гладких скамейках без выступов и болтов, конвоиры – на мягких велюровых или тканевых сиденьях или на откидных жестких мини-нарах на цепях. Полы автозаков усилены стальными пластинами. Убранство могут оживлять занавески на решетках (по желанию заказчика).
Стекла, по словам производителей, сидят плотно, приоткрыть их нельзя (но края можно отогнуть расческой, говорят бывалые пассажиры). Кроме того, слабые окна автозаков на базе ПАЗиков иногда выдавливают. Если же ни выдавить, ни отогнуть не удалось, автозак может стать обычной «душегубкой», а жарким летом – раскаленной жаровней. На крышах иногда есть люки, но никто из ездивших в автозаке не помнит их открытыми. Завсегдатаи предпочитают не заходить первыми – у решеток легче дышать. Зимой автозаки прогреваются от мотора. Производители на сайтах предлагают опционные утеплители и тосольные печки, но ни того, ни другого также никто не припомнит. Туалетов, конечно, тоже нет, хотя пассажиры проводят в автозаках по несколько часов.
Производители предлагают мелкие различия: съемные двери, их фиксаторы в открытом положении, видеонаблюдение, GPS, с помощью которого можно вести
спутниковый мониторинг транспорта.
Автозаки предлагаются на сайтах производителей. Купить их может любой желающий (в базовой комплектации – от 2 млн 800 тыс. рублей): это не военная техника. Вот оформление автозака в ГИБДД может стать проблемой.
Есть и «личные» автозаки. Так, Эдуарда Лимонова доставляют в отделения в одном и том же мини-автозаке, который он сам прозвал «лимономобилем». Это легкий бронированный джип со стулом и металлической обшивкой. Почему его доставляют личным автозаком, Лимонов «не имеет ни малейшего понятия». Известен также автозак-броневик, на котором возили Михаила Ходорковского. Главным образом ценой – завод запросил $50 тысяч. В этом чуде бронетехники – 3 камеры-одиночки и столько же мест для конвойных в кузове, а кабину отделяет от салона бронестенка с бойницей и окном.