Если спросить тех, чья юность пришлась на конец 80-х – начало 90-х, о какой машине они мечтали, большинство ответит: о «девятке», «восьмерке» или ВАЗе-21099 цвета «мокрый асфальт». Ради получения без очереди сверхдефицитного тогда Спутника (так именовалось все переднеприводное семейство АвтоВАЗа) могли продать однокомнатную квартиру!
«Восьмерки» и «девятки» перестали быть дрим-карами, но в России их ценят и сейчас за надежную конструкцию, отсутствие проблем с запчастями и хорошие ездовые качества. На вторичном авторынке кроме машин, собранных для своих сограждан, до сих пор можно найти экспортные экземпляры, сделанные для жителей Германии, Франции, Румынии, а иногда – даже «праворульки», кабриолеты и Лады финской сборки. Если же очень повезет, то отыскать можно полноприводную версию «девятки» – Ладу-Виктори, начинка там от Фольксвагена Гольфа Синкро.
Разброс цен на различные «девятки» сегодня – от 30 тыс. за хлам до 250 тыс. за относительно «свежие» экземпляры без всякого тюнинга. К слову, первая волна переднего привода породила расцвет производства автоаксессуаров разной степени полезности. Девятки и сегодня превращают в квазиспортивные авто.
Еще секрет популярности – доступность запчастей, позволяющая восстанавливать и весьма потрепанные авто за скромные даже на фоне остальных бюджетников цены. К примеру, наружные панели боковины для девятки
магазин запчастей для ВАЗ может отдать за 2200 рублей, для Нексии – под 11 тысяч. Капот 99-й стоит менее двух тысяч, Дэу – в районе 8400. Новый карбюраторный двигатель для ВАЗ-21099 в сборе можно купить за 35 400 рублей! Правда, как раз моторами создателям девятки хвастаться не приходится. Дизельные варианты разрабатывались, но в серию не пошли. Для 99-й как были, так и остались бензиновые двигатели, в основном 1,3 и 1,5 л. Изредка встречается экспортный вариант 1,1 л. Изменения коснулись только системы питания (впрыск вместо карбюратора). Однообразие разбавляется машинами с роторно-поршневым мотором, найти которые можно, пожалуй, только в Тольятти. Зато сервисы накопили огромный опыт ремонта двигателей и обслуживания девяток, позволяющий чинить их от Улан-Удэ до Калининграда.
99-я неприхотлива в быту, имеет скромные аппетиты и не разоряет налогами на лошадиные силы. Ее ездовые качества и на фоне более современных иномарок на высоте, не зря в доводке участвовал Порше. Для тех, кому немного за сорок, девятка отлично снимает приступы легкой ностальгии, а молодые водители могут понять, почему 99-я означала «жизнь удалась» для поколения их родителей. Сегодняшний эквивалент девяток – навороченные планшетники или смартфоны.