Главная рабочая часть шины, контактирующая с дорогой, ее своеобразная подошва – это протектор. Его рисунок определяет назначение покрышки. Именно по рисунку шины можно разделить, правда, весьма условно на дорожные летние, всесезонные или универсальные и зимние. Существуют еще шины повышенной проходимости, но мы на них останавливаться не будем.
Летние, как правило, отличаются крупными шашками и глубокими продольными и мелкими поперечными канавками. Предназначены для сухого и мокрого асфальта, непригодны для грунтовых дорог и для зимы.
Всесезонные (на боковине надпись "All season") и универсальные шины сегодня разделить между собой трудно. У них более мелкий рисунок и более разветвленные канавки, чем у летних. Они предназначены для круглогодичной эксплуатации и допустимы на грунтовых дорогах. Однако в силу своей универсальности имеют средние "летние" и "зимние" показатели.
К зимним относятся шины с рисунком типа "M+S" ("mud + snow", что в переводе на русский означает "грязь + снег"). Их отличают развитые подвижные шашки, изрезанные мелкими прорезями, называемые ламелями. Исходя из названия, ясно, для каких условий они применяются. Однако зимние шины делают из более мягкой резины, и на чистом асфальте они более подвержены износу. Многие модели таких шин выпускаются с шипами противоскольжения.
Любые типы рисунков могут быть направленными и ненаправленными. У первых обычно красивый стреловидный рисунок, позволяющий активно самоочищаться от грязи и снега и мгновенно выдавливать воду из зоны контакта шины с дорогой. Направление вращения обычно указывается стрелочкой на боковине покрышки. Недостаток такого рисунка – запаска будет правильно работать только с одной стороны автомобиля.
Конструктивно шины различаются на диагональные и радиальные.
У первых нити корда в смежных слоях расположены под углом друг к другу так, что образуют ромб. Конструкция устаревшая, но дешевая в производстве. Такие шины сегодня уже не обеспечивают должной управляемости и устойчивости для современных автомобилей. Единственное их достоинство – они не так боятся разбитых дорог, как радиальные.
Эти конструктивно выполнены по иному. Нити корда каркаса расположены аналогично диагональной конструкции, а нити корда брекера (своеобразной внутренней подложкой между каркасом и протектором) лежат в радиальной плоскости. Такие шины имеют отличительный значок "R". Радиальные шины более долговечны и эластичны, имеют меньшее сопротивление качению.
Размерность шины рассмотрим на примере маркировки "175/70R13". 175 – это ширина покрышки в миллиметрах, 70 – процентное отношение высоты профиля шины к его ширине (в данном случае 0,70х175=122,5 мм), буква R подсказывает о радиальной конструкции шины, а цифра 13 означает посадочный диаметр колеса в дюймах. Высоту профиля часто называют серией. Шины 80-ой серии максимально поглощают небольшие неровности дороги, обеспечивая высокую плавность хода. Серия 65 и ниже – низкопрофильные, их задача обеспечить высокую управляемость. Обычно при этом ухудшается плавность хода. И еще один факт, – чем ниже серия, тем выше вероятность повреждения (пробоя боковины) на наших дорогах с ямами и ухабами. Шины серии ниже 65 применять не стоит.
На некоторых шинах можно в маркировке встретить дополнительную букву "С", например, 175/80R16C. Эта шина, несмотря на полное соответствие в размерности, не годится для "Нивы", так как она "грузовая" (Cargo). Она рассчитана на большую нагрузку и меньшую скорость.
Для уточнения обратите внимание на еще одну надпись, обычно состоящую из двух цифр и английской буквы, например, "75 S". Число представляет собой индекс грузоподъемности шины (или коэффициент нагрузки), а буква – ее скоростной индекс. Это означает предельно допустимую нагрузку 387 кг и максимальную скорость, которую допустимо развивать на этой шине – 180 км/час.
Некоторые индексы грузоподъемности55 – 218 кг | 80 – 450 кг |
60 – 250 кг | 85 – 515 кг | |
65 – 290 кг | 90 – 600 кг |
70 – 335 кг | 95 – 690 кг |
75 – 387 кг | 100 – 800 кг |
Некоторые скоростные индексыP – 150 км/ч |
Q – 160 км/ч |
R – 170 км/ч |
S – 180 км/ч |
T – 190 км/ч |
H – 210 км/ч |
Кроме этих обозначений на боковине шины можно встретить надпись "tubeless". Так обозначаются бескамерные шины. Без подобной надписи покрышку обязательно используйте с камерой.
Иногда шина бывает сконструирована таким образом, что на ее боковине есть "поясок", защищающий от повреждений при контактах с бордюрами. Такая защита бывает только с одной стороны, ее надо монтировать на "лицевую" сторону.
Сергей Мишин