Эти отличаются от всех прочих ажурным рисунком протектора и надписью "M+S" на боковине. При этом делятся на две группы – с шипами и без них. Последние в Финляндии называют фрикционными, то есть шинами трения.
Серьезные производители обычно выпускают и те, и другие. Шипованные предназначены для северных районов, для заснеженных и обледенелых дорог. А вот более теплые районы, где дороги хорошего качества, постоянно и быстро чистятся, на которых водитель сталкивается только со снегом, падающим с неба, в крайнем случае, со свежевыпавшим, тем, что еще не успели убрать – это "место действия" шин трения.
Шипованные шины сегодня представляют нечто вроде комплекса из состава резиновой смеси, рисунка протектора и мест расположения шипов. Все это работает на льду или укатанном снегу вместе, помогая друг другу. Именно поэтому такие шины как "GISLAVED Nord Frost II" - на сегодня безусловный лидер среди шипованных шин, "GOODYEAR Ultra Grip 400", "NOKIAN Hakkapeliitta 1" и им подобные, позволяют уверенно ездить по любым зимним дорогам. Недостатки шипованных шин – повышенный шум и разрушающее действие на дорогу.
Последние достижения в конструкции зимних шин трения – смеси из мягких синтетических незамерзающих материалов и наличие специальных разрезов на шашках протектора, – ламелей, значительно улучшающих сцепные свойства покрышки на укатанном снегу и льду. Такие шины очень комфортны (мягкие и тихие), а по расходам топлива укладываются в летние мерки. На сегодня лучшая шина из этой категории - "NOKIAN Hakkapeliitta Q". Очень близко к ней подходят только покрышки "BRIDGESTONE BLIZZAK". Кстати, нешипованные зимние шины можно с успехом использовать летом в грязи (буквы "M+S" означают "грязь + снег"), когда необходимо пробраться по грязной грунтовой дороге за грибами, ягодами или в лес на прогулку.
Уже известны попытки скрестить технологии шипованных шин и шин трения. Характерные примеры – "GISLAVED Nord Frost III" и "NOKIAN Hakkapeliitta 2". Похоже, что это супер-зимние покрышки. После проведения испытаний по приходу зимы эта информация будет уточнена.
Недостаток всех импортных шин сегодня – очень высокая стоимость – заставляет пристальнее рассмотреть отечественные. К сожалению, с ними не все так просто. Многие изделия одной марки выпускаются как с шипами, так и без них. Поэтому не может быть и речи о комплексном взаимодействии резины, рисунка протектора и шипов. Иногда в продаже можно встретить даже ошипованные шины, не предназначенные для шиповки.
Среди российских зимних шин в лучшую сторону выделяется продукция НИИШПа (научно-исследовательский институт шинной промышленности). У его последних разработок, шипованной модели "И-508" и нешипованной "РАЛЛИ-2000" достаточно высокие сцепные свойства. Особенность этих шин – высокая защищенность от повреждений при контактах с бордюрами и при проезде выбоин в асфальте. Недостатки – низкий уровень комфорта (сильный шум, высокая жесткость), повышенный расход топлива, большой вес.
Некоторые сталкиваются с еще одной проблемой выбора. Какие покрышки предпочесть – с направленным рисунком или ненаправленным? "Направленные" шины лучше самоочищаются от снега (грязи). Особенно полезны эти шины для "классики" - с такими ее будет меньше заносить на снежной дороге. Бояться того, что не ясно, как монтировать запаску, не стоит. Во-первых, большинство покупает только четыре зимних колеса, во-вторых, если и придется поставить ее "наоборот", страшного ничего не будет, так как требуется доехать до ближайшей "шиномонтажки". Советую "обуть" запаску как правое колесо – ведь шансов проколоть или пробить больше у того, что ближе к обочине или тротуару.
В общем, у любых шин – шипованных или нет, импортных или отечественных, – есть свои достоинства и недостатки. И нет однозначных рекомендаций, какие из них лучше. Что выбрать, каждый решает сам. А выбор зависит от условий эксплуатации, качества и состояния дорог, по которым приходится ездить, и даже от водительского опыта. Все же для частника "средней руки" я бы порекомендовал на зиму шипованные шины. Даже если они уберегут вас от беды один раз в зиму – этого достаточно, чтобы терпеть шум шипов несколько месяцев!
В заключение хочу предостеречь от часто встречающейся ошибки. Не ставьте только два шипованных или просто зимних колеса. Это решение не годится ни для "классики" (задняя ось), ни для переднего привода (передняя ось).
Шины должны быть – "все одинаковые"!
Сергей Мишин
01.12.2008 09:24:40