Представьте себе картину: из миленькой иномарки высовывается ножка в изящной туфельке на бесконечном тоненьком каблучке. Эффектно? Конечно, эффектно. Есть же такие счастливицы, которым безразлично в чем ездить, лишь бы было красиво и элегантно.
А может, и мне попробовать?
Эту поездку на работу я не забуду никогда: гладкая подошва модельных туфелек то и дело предательски скользила по поверхности педалей, каблуки подворачивались, ерзали по коврику, а несколько раз вообще порывались заклинить педали как раз в тот момент, когда необходимо было энергично нажать на тормоз. Эффектный выход из машины с треском провалился — ноги дрожали так, как будто я пробежала кросс на лыжах. А девушка, которой я позавидовала, услышав о моих злоключениях, невежливо покрутила пальцем у виска и рассмеялась. После чего открыла мне страшную тайну: "Помнишь, в детстве в школу носили мешочки со сменной обувью? Так вот, у меня под сидением спрятан как раз такой мешочек, а в нем любимые "автомобильные" ботинки; я в них на дороге — как дома в тапочках".
Получив столь наглядный урок, я задалась целью узнать, в какой же обуви следует водить машину прекрасной половине человечества и существуют ли на этот счет какие-либо правила. Известно, что в некоторых странах вождение автомобиля в обуви на каблуках запрещено законодательно. Правда, до специальных "каблучных" исследований дело дошло только у дотошных японцев. В Стране восходящего солнца женщины, сидящие за рулем в обуви на высокой платформе, похоже, создают реальную угрозу безопасности на дорогах. Закон "о шпильке" там пока не ввели, но уже сейчас за удовольствие прокатиться в неподобающих туфельках даме придется выложить 7000 иен.
У нас же "запугиванием" женского населения занимаются пока в основном врачи-ортопеды, не устающие твердить, что ношение каблуков выше 4 см вредно для здоровья. Ну и пусть твердят, а если хочется носить шпильки или ездить в них — кто может это запретить?
Оказывается, элементарная анатомия. За работу с педалями отвечает голеностопный сустав. Именно ему приходится работать, когда мы нажимаем на газ или тормоз, выжимаем сцепление. Чтобы как следует нажать на педаль, нужна вся амплитуда движения голеностопа. Если каблучок достаточно толстый и не выше 4 см, все движения производятся без усилий, а мышцы не получают чрезмерной и вовсе не полезной для них нагрузки. Со шпилькой же на педаль приходится нажимать только носком, причем разгибая его до предела, пятка при этом остается на весу, нога находится в постоянном напряжении и очень быстро устает. Возникает постоянный дискомфорт, который может привести к довольно-таки противным последствиям. Начиная от проблем с мышцами, которые то и дело сводит судорогой, и заканчивая неприятностями с венами (мало того, что это некрасиво, но еще и небезопасно для здоровья). А представьте себе, что каблучок, который пришлось-таки поставить на коврик (не вечно же его держать на весу) поехал и заклинил педаль. Комментарии, я думаю, излишни. Тем дамам, которые не относятся к поклонницам "автоматов", приходится, неестественно вывернув ногу в обуви на каблуке, то и дело быстро и резко выжимать сцепление — непростая задача, особенно если учесть, что при езде на шпильках оказываются задействованы не только голеностоп, но и коленный сустав, и даже бедренные мышцы.
Современные технологии, впрочем, предлагают милым дамам возможность пойти на компромисс, до известных, конечно же, пределов. Модный нынче тюнинг включает и толстые накладки на педали с резиновыми и пластмассовыми вставками, с которыми педали становятся заметно выше, что облегчает жизнь любительницам водить машину на высоких каблуках. И все же речь в данном случае идет именно об устойчивых каблучках выше 4 см, но никак не о шпильках.
Любой опытный инструктор скажет вам, что водить автомобиль, особенно новичкам, лучше всего в мокасинах, у которых рифленая подошва заходит на задник. В любом случае подошва "автообуви" не должна быть чрезмерно жесткой, в противном случае, вы будете плохо чувствовать педали. Модные нынче туфли с узкими носами тоже не способствуют повышению качества и безопасности вашей езды. Стопа, закованная в узенькую остроносую туфельку, быстрее затекает и теряет чувствительность. Не годится для вождения и обувь на широкой подошве — нога может попросту застрять между педалями. Идеальный вариант — плоская рифленая подошва или если каблучок, то устойчивый и не выше 4 сантиметров. Подошва должна быть достаточно гибкой, а сама обувка иметь максимально мягкий подьем, чтобы нога чувствовала себя в ней "как дома". Многое, безусловно, зависит и от качества обуви. Туфли с ортопедическими вставками, в которых можно, не утомляясь, пройти не один километр, скорее всего окажутся незаменимы и для тех, кто преодолевает эти километры за рулем автомобиля. Многие вообще предпочитают водить машину в кроссовках — что ж, возражений у специалистов это обычно не вызывает. В развитых странах, где женщины уже давно водят автомобиль наравне с мужчинами, пользуются спросом специальные автомокасины, выпускаемые, в частности, ведущими итальянскими производителями обуви. Модели предлагаются самые разнообразные: на мягкой кожаной подошве с резиновыми накладками, заходящими на пятку или на гибкой резиновой подошве, позволяющей идеально чувствовать педали. Есть автообувь "в дырочку"— для лучшей вентиляции. Но стоит такая экипировка недешево и, увы, очень быстро снашивается.
Правда, справедливости ради тут можно вспомнить об уродливых морщинах и трещинах, появляющихся на передней части туфелек от постоянного нажатия на педаль. А еще — об ободранных и деформированных каблуках, а заодно и о том, сколько пришлось выложить за полюбившиеся лодочки. И, еще раз взвесив все "за и против", сделать логичный выбор в пользу мешочка со сменной обувью.
Auto&Women, №3, 2004