поиск по сайту
поиск по форуму >>>
НАШИ ПРОЕКТЫ:
Форум Автолада Авто справочник Новости автопрома
Обсуждение

7.Иммобилизатор АПС-4 (вопросы-ответы)

Ответы на вопросы по иммобилизатору модели АПС-4(ВАЗ). Эти материалы любезно предоставлены Виталием Пружанским и дополнены мной.


Вопрос: Почему при постановке на сигнализацию моего автомобиля оборудованного иммобилизаторм АПС-4, сигнализация срабатывает?

Ответ: Иммобилизатор АПС-4 имеет функцию подстветки салона после закрывания двери, таким образом плафон плавно гаснет примерно через 20 секунд после закрытия двери. К сожалению старые модели охранных сигнализаций не поддерживают функцию плавного гашения плафона. Какой может быть выход:
При установке охранной сигнализации на новый автомобиль выбирайте модели поддерживающие функцию плавного гашения плафона, т.е. имеющие программируемую задержку при постановке на охрану.
Если уже установленная охранная сигнализация не поддерживает данную функцию, ставьте ее на охрану только после погасания плафона.
Наконец разрушающий способ для продвинутых пользователей, не боящихся потерять гарантию: плафон освещения салона и концевой выключатель двери подключены к выводу 10 иммобилизатора (зелено-черный провод), если аккуратно выпаять драйвер управления лампой освещения салона соединенный с выводом 10, то вы лишитесь как функции плавного гашения, так и получите возможность устанавливать охранную сигнализацию сразу после закрытия двери.
Примечание: в последнее время участились случаи когда установщики старых моделей сигнализаций сознательно отрезают провод идущий к выводу 10 иммобилизатора, что приводит не только к отключению функции плавного гашения плафона подсветки салона, но и потере части функций иммобилизатора как то: невозможность автоматически переходить в режим чтения кодовых ключей после открытия двери водителя и невозможность быстрой постановки на охрану после выключения зажигания и закрытия двери водителя.


Вопрос: Почему при подаче +бортсети на один из выводов иммобилизатора иммобилизатор снимается с охраны?

Ответ: При постоянной подаче +бортсети на вывод иммобилизатора идущий к клемме 15 (зажигание) иммобилизатор НИКОГДА НЕ ВСТАЕТ на охрану, а НЕ СНИМАЕТСЯ.. Это очевидно, в противном случае, автомобиль может превратиться в "русскую рулетку". Если иммобилизатор обучен и стоит на охране, он не снимится с охраны без кодового черного ключа, простой подачей напряжения. Соответственно, если отдаете автомобиль в чужие руки (например СТО), после ремонта обязательно проверяйте функционирование системы согласно инструкции и проводите переобучение системы (т.е. перевод иммобилизатора в режим технического обслуживания с последующим выходом и переобучением ключей, см. пп 5.7 и 5.8 инструкции). Это позволит вам распознать несанкционированные действия "кулибиных".


Вопрос: Блок управления и иммобилизатор обучены. Почему если разорвать связь между блоком управления и иммобилизатором, то двигатель заводится?
или
Вопрос: Почему мой иммобилизатор устанавливается на охрану и снимается с нее, но двигатель заводится в любом состоянии?

Ответ: Это возможно только в одном случае, когда НЕ ОБУЧЕН блок управления двигателем. Проверено многократно. Проведите процедуру переобучения, которая описана в инструкции(см. пп 5.7 и 5.8). После проведения процедуры обучения обратите внимание на поведение светодиода считывателя кодовых ключей. По его поведению можно распознать состояние как иммобилизатора так и блока управления . Соответственно, если отдаете автомобиль в чужие руки (например СТО), после ремонта обязательно проверяйте функционирование системы согласно инструкции и проводите переобучение системы. Это позволит вам распознать несанкционированные действия "кулибиных".


Вопрос: Иммобилизатор обучен, стоит на охране, с охраны черыми ключами не снимается и двигатель не заводится?

Ответ:
  1. Надо пытаться снимать с охраны только когда мигает светодиод 2 раза в секунду (режим чтения). А чтобы перевести иммобилизатор в режим чтения надо открыть дверь или включить зажигание.
  2. Если не снимается и в режиме чтения, то либо при обучении не были обучены ключи, либо были обучены ключи, ранее использованные на другом иммобилизаторе. В этом случае надо провести процедуру переобучения со своими или чистыми рабочими ключами.



Вопрос: У нас в гараже произошла следующая ситуация: автослесари обучили систему на одном автомобиле, а затем провели обучение этим же красным ключом другого автомобиля в гараже. Теперь первый автомобиль не воспринимает красный кодовый ключ, почему?

Ответ: Красный кодовый ключ является переобучаемым, именно это его свойство позволяет сменить коды доступа в системе после того как автомобиль побывал в чужих руках (например на СТО). В результате любой красный кодовый ключ может стать мастер-ключом для ЛЮБОГО НЕОБУЧЕННОГО иммобилизатора, вне зависимости от того, использовался ли этот красный ключ ранее. Но в этом случае, он всегда становится принадлежностью ТОЛЬКО последней обученной системы и не может быть использован в других обученных системах. Черные же ключи обучаются однократно, и после обучения не могут быть использованы в другой необученной системе. Вообще необходимо соблюдать следующие правила: НИКОГДА не отдавайте красный кодовый ключ в чужие руки, НИКОГДА не храните красный кодовый ключ в автомобиле, НИКОГДА не используйте красный кодовый ключ на нескольких автомобилях. После того как автомобиль побывал в чужих руках, ВСЕГДА выполняйте процедуру переобучения. После проведения процедуры обучения обратите внимание на поведение светодиода считывателя кодовых ключей. По его поведению можно распознать состояние как иммобилизатора так и блока управления . Проверяйте функционирование системы согласно инструкции. Это позволит вам распознать несанкционированные действия "кулибиных" и быть уверенным в том, что система охраны вашего автомобиля функционирует правильно и надежно.


Вопрос: При покупке машины отсутствовал один рабочий ключ иммобилизатора. Можно ли активировать иммобилизатор двумя ключами: обучающим и только одним рабочим (по инструкции необходимо два рабочих ключа)?

Ответ: Можно. Выполняете процедуру обучения как обычно, но вместо второго черного ключа (по инструкции), подносите красный. Таким образом у вас получится красный кодовый ключ и один рабочий черный. Когда купите новый чистый кодовый ключ, проведите процедуру переобучения и у вас снова будет 2 черных рабочих ключа. При процедуре переобучения можно использовать как свои старые черные ключи, так и новые чистые. Всего можно обучить до 2-х рабочих ключей.


Вопрос: Как работает система?

Ответ: Система состоит из иммобилизатора АПС-4, рабочих (черных) кодовых ключей, обучающего (красного) ключа и иммобилизаторной части программы контроллера системы управления двигателем (СУД) BOSCH MP7.0, M1.5.4 или “Январь-5”(ВАЗ).
Иммобилизатор и контроллер СУД могут находится в одном из двух состояний - чистом и обученным. При поставке с завода оба этих блока находятся в чистом состоянии и не представляют собой единую систему. Это означает, что иммобилизатор не влияет на работу контроллера и двигатель может запускаться безо всякого участия иммобилизатора.
Перевод этих блоков в обученное состояние происходит после выполнения специальной процедуры, которая выполняется при помощи обучающего ключа. Эта процедура называется "Обучение чистого иммобилизатора" и описана в инструкции по работе с иммобилизатором П. 5.3. На этом этапе в качестве обучающего ключа можно использовать любой красный ключ, который до этого не использовался для работы с другими блоками, т.е. в нем не записано никакого кода. Именно в таком состоянии поставляются все красные ключи с завода.
Во время выполнения процедуры перевода системы в обученное состояние контроллер СУД генерирует пароль для системы и передает его иммобилизатору. Иммобилизатор сохраняет в своей энергонезависимой памяти этот пароль и, кроме того, записывает его в обучающий ключ. Если вся процедура выполнена правильно, то оба блока переходят в обученное состояние и обучающий кодовый ключ, которым выполнялась процедура становится уникальным для данной системы. Это означает, что данный ключ будет подходить только к этой паре иммобилизатор-контроллер (замечания по моногократному использованию красного ключа вы найдете выше).
Красный ключ хранит пароль системы и не может использоваться для обычных операций снятия системы с охраны. Красный ключ используется ТОЛЬКО для выполнения специальных обучающих процедур, к которым относятся:
  • перевод системы в обученное состояние обучение и переобучение рабочих кодовых ключей вход в режим технического обслуживания и выход из него;
  • восстановление работы системы при замене одного из блоков в случае неисправности программирование процедуры аварийного обхода иммобилизации ("альтернативный выход") При выполнении любой из обучающих процедур в системе генерируется новый пароль, который сохраняется в контроллере СУД и иммобилизаторе. Этот новый пароль также переписывается в обучающий ключ. Такая система позволяет обеспечить защиту от считывания пароля из обучающего ключа и создания дубликата. Если у владельца возникло сомнение, что пароль из его обучающего ключа был считан, ему достаточно выполнить одну или несколько обучающих процедур (например, вход в режим технического обслуживания и выход из него) и старый пароль системы станет недействительным.


Обучающий ключ, в котором хранится пароль системы, НЕЛЬЗЯ использовать для перевода других иммобилизаторов в обученное состояние, т.к. при этом в него будет записан пароль для новой системы и старый пароль будет утерян. Это не позволит в дальнейшем воспользоваться ни одной из обучающих процедур.
Таким образом, после перевода системы в обученное состояние, обучающий ключ лучше всего промаркировать, приделав к нему бирку с номером автомобиля, и хранить в недоступном для посторонних месте.
После перевода системы в обученное состояние, вернуть оба блока в чистое состояние невозможно. Это означает, что при утере всех ключей, включая красный, придется заменять оба блока (контроллер СУД и иммобилизатор) на новые.
Во время процедуры перевода системы в обученное состояние, одновременно обучаются и рабочие черные ключи. Во время обучения черных ключей в них записывается код. Всего можно обучить до двух рабочих ключей. Рабочие ключи используются для снятия системы с охраны при эксплуатации автомобиля.
Рабочие ключи также защищены от считывания кода и создания дубликата, т.к. они содержат специальный криптографический блок. При поднесении рабочего ключа к считывателю, иммобилизатор посылает в ключ случайное число. Ключ это число шифрует при помощи кода, записанного в этот ключ во время обучения, и полученный ответ посылает обратно иммобилизатору. Иммобилизатор, в свою очередь, тоже шифрует посланное число и сравнивает ответ с полученным от ключа. При совпадении ответов иммобилизатор снимается с охраны.
Таким образом, сам код ключа никогда не передается, а значит и не может быть считан.
Рабочий ключ, обученный с каким-либо иммобилизатором, НЕВОЗМОЖНО использовать с другим иммобилизатором. Однако, при утере рабочих ключей, имеется возможность обучить для работы в системе новые ЧИСТЫЕ рабочие ключи (если не утерян обучающий “красный” ключ от данной системы).
Обученный иммобилизатор может находиться "на охране" и "снятым с охраны". При установленном на охрану иммобилизаторе, контроллер СУД не получает разрешения на запуск двигателя и прекращает топливоподачу и зажигание. При снятом с охраны иммобилизаторе, контроллер СУД разрешает работу двигателя в нормальном режиме.
Иммобилизатор устанавливается на охрану автоматически без участия водителя, а снимается с охраны - путем поднесения одного из обученных рабочих ключей к считывателю. Более подробно установка и снятие с охраны описаны в инструкции по работе с иммобилизатором.


Вопрос: Как связаны контроллер СУД и иммобилизатор?

Ответ: Иммобилизатор подключается к контроллеру СУД по диагностической линии контроллера. Иммобилизатор имеет встроенное реле, которое может подключать или отключать диагностическую колодку автомобиля к контроллеру СУД. Если к диагностической колодке не подключен диагностический тестер, то реле размыкает диагностическую цепь контроллера и линия используется только для связи контроллера СУД и иммобилизатора. При подключении диагностического тестера к колодке, реле замыкает диагностическую цепь, что позволяет производить обмен информацией тестера с контроллером СУД. Однако, если при работе тестера, у контроллера СУД возникла необходимость запросить у иммобилизатора разрешение на работу двигателя, тестер отключается и происходит обмен информацией между иммобилизатором и контроллером СУД. Иначе говоря, иммобилизатор имеет приоритет перед тестером при работе с контроллером СУД.
Каждый раз при включении зажигания, контроллер СУД посылает на иммобилизатор запрос на получение пароля на разрешение запуска двигателя. В ответ иммобилизатор посылает либо отказ, если он находится на охране, либо правильный пароль, если он снят с охраны. Таким образом, двигатель автомобиля заведется только если иммобилизатор снят с охраны.
При обмене секретной информацией между иммобилизатором и контроллером СУД используется процедура шифрования пароля. Это означает, что информация, передаваемая по линии каждый раз разная и пароль в открытом виде не передается. Это позволяет избежать возможности запуска двигателя путем считывания информации с линии обмена и воспроизведения ее злоумышленником.


Вопрос: Возможно ли заменить только один из блоков при его неисправности?

Ответ: Да, это возможно, если не утерян обучающий “красный” кодовый ключ для данной системы.
Так как пароль системы хранится в трех разных устройствах - в контроллере СУД, в иммобилизаторе и в обучающем ключе, то имеется возможность восстановить работоспособность системы при неисправности одного из блоков, при совпадении паролей в оставшемся блоке и обучающем ключе. Новый блок, устанавливаемый взамен неисправного, должен находиться в чистом состоянии. Использовать для замены блок, который до этого использовался в другой обученной паре контроллер-иммобилизатор НЕЛЬЗЯ.
При неисправности иммобилизатора, после его замены на новый чистый иммобилизатор, необходимо провести ту же процедуру перевода в обученное состояние, как и в случае обучения полностью новой системы. Процедура "Выход из режима технического обслуживания и обучение ключей" в инструкции по работе с иммобилизатором. Однако, для проведения этой процедуры необходимо использовать обучающий “красный” ключ от "старой" системы. В этом случае, даже обученный контроллер СУД, воспринимает "свой" пароль из обучающего ключа и позволяет провести обучение системы. Однако, из-за того что некоторая информация системы при замене иммобилизатора теряется, может потребоваться несколько попыток проведения данной процедуры. То есть, успешное выполнение процедуры с первого раза в данном случае не гарантировано. Может понадобиться 2, 3 или 4 попытки. При замене иммобилизатора следует помнить, что рабочие черные ключи не имеют возможности переобучаться новому иммобилизатору. Поэтому, при проведении процедуры и обучении рабочих ключей, необходимо обучить новые рабочие ключи из комплекта нового иммобилизатора.
При неисправности контроллера, после его замены на новый чистый контроллер, необходимо выполнить несколько процедур, описанных в "Инструкции по замене блока управления двигателем, работавшего с иммобилизатором АПС-4".


Вопрос: Возможно ли отключить систему после того, как она была переведена в обученное (рабочее) состояние?

Ответ: Полностью дезактивировать систему невозможно. Это значит, что обученный контроллер СУД всегда будет запрашивать разрешения у иммобилизатора на запуск двигателя и вывести его из этого состояния невозможно. Однако, в иммобилизаторе имеется режим "технического обслуживания", который позволяет отключить необходимость снятия иммобилизатора с охраны перед запуском двигателя. В этом режиме иммобилизатор как бы всегда снят с охраны и позволяет контроллеру СУД запуск двигателя. Этот режим удобен при ремонте или техническом обслуживании автомобиля, а также при передаче автомобиля на станцию техобслуживания. При этом нет необходимости передавать кодовые ключи. При этом следует понимать, что находясь в режиме технического обслуживания, контроллер СУД продолжает каждый раз запрашивать у иммобилизатора пароль для запуска двигателя, и , в случае неисправности иммобилизатора или обрыва связи, двигатель не заведется.
Процедуры перевода иммобилизатора в режим технического обслуживания и обратно описаны в инструкции по работе с иммобилизатором.


Вопрос: Что делать если утеряны рабочие ключи?

Ответ: При утере рабочих ключей имеется возможность обучить новые ЧИСТЫЕ черные ключи, если не утерян обучающий ключ. Для этого необходимо перевести иммобилизатор в режим технического обслуживания (П5.7 инструкции по работе с иммобилизатором). А затем вывести иммобилизатор из этого режима (П5.8 инструкции по работе с иммобилизатором). Во время выполнения процедуры выхода из режима технического обслуживания имеется возможность обучить новые рабочие ключи.


Вопрос: Что делать если утерян обучающий ключ?

Ответ: Если утерян обучающий ключ, то это означает, что отсутствует возможность выполнения обучающих процедур иммобилизатора. Можно продолжать работу в нормальном режиме используя рабочие ключи. Однако, в случае утери рабочих ключей или неисправности одного из блоков системы, восстановить систему можно будет только путем полной замены обоих блоков системы на новые и чистые(необученные).


Вопрос: Если я правильно понял, то если воспользоватся другим красным ключом - это ничего не даст?

Ответ: Если иммобилизатор уже обучен, то не удастся воспользоваться чужим красным ключом.


Вопрос: Получается, что иммобилизатор это абсолютно надежная система от угона ? Или я не прав?

Ответ: Ничего абсолютно надежного не бывает, но на самом деле подобрать пароль или ключ не удастся. Именно поэтому угонщики используют другой прием, они приносят с собой необученный блок управления и еще хлеще - вместе со жгутом проводов. Поэтому я рекомендую применять мех. защиту капота и любой мех. блокиратор коробки или рулевой колонки в дополнение к электронным средствам. На электронном уровне, не известны случаи взлома системы иммобиллизации БЕЗ снятия блоков управления с автомобиля.


Вопрос: Каковы возможные неисправности и способы их устранения?

Ответ: Неисправности иммобилизатора можно определить по поведению индикатора состояния (светодиода), находящемся на считывателе иммобилизатора.
При выявлении неисправностей и их причин следует понимать, в каком режиме работы находится в данное время иммобилизатор. Основным состоянием иммобилизатора является дежурное состояние охраны. В этом состоянии светодиод мигает один раз в 2,5 секунды. В это состояние иммобилизатор выходит из любого другого состояния не позднее, чем через пять минут при условии выключенного зажигания и закрытых дверей автомобиля (после погасания плафона подсветки салона). При описании поиска неисправности проверки начинаются с дежурного состояния.
Кроме того, следует определить переведен ли иммобилизатор из чистого состояния в обученное.
Это можно определить по времени включения светодиода в дежурном состоянии. В этом состоянии светодиод мигает раз в 2,5 секунды, но если иммобилизатор чистый, то время включенного состояния светодиода 0,5 сек., а если обученный - 0,1 сек.
Ниже приведены приблизительный алгоритм поиска неисправностей иммобилизатора. Алгоритм позволяет оценить возможные неисправности системы по поведению индикатора состояния системы. При описании неисправности цепей соединения, в скобках указаны номера контактов на разъеме иммобилизатора.
Поиск неисправностей иммобилизатора
Проверка обученного иммобилизатора
Проверка чистого иммобилизатора

Дмитрий Дударь,
ДР АО "АвтоВАЗ".
01.12.2008 09:24:41
Последние статьи
  02.09.2024 Как водителю снизить стресс, сев за руль после долгого отпуска
  01.08.2024 Больше 70% машин в автопарке России старше 10 лет
  01.07.2024 В центре Москвы трое на БМВ похитили итальянского бизнесмена
  03.06.2024 РоАД ищет справедливости у ФАС
  02.05.2024 Выбор моторного масла для китайцев
Информация

  ИА LadaOnline
  Комплектации
  Обзоры и статьи
  Техника вождения

Автомобили ВАЗ:
- новости
- обзоры
- консультации

Rambler's Top100 Rambler's Top100 TopList     Яндекс цитирования Создание сайта
Служба спасения сайтов
Автомобильный справочник autofaq.ru – это уникальный информационный ресурс, на котором любой автолюбитель сможет найти всё о своём авто: двигатели, трансмиссии, подвески, кузовы, механизмы управления – мы знаем об автомобилях все малейшие тонкости! Новейшие обзоры новых и старых автомобилей в разных ценовых диапазонах, последние новости автомобильной индустрии и сотни полезных статей, посвящённых широкому спектру самых интересных тем: от ухода за автомобилем до установки сигнализаций, от ремонта до тюнинга, и многое-многое другое!