При износе тормозных накладок на колодках автомобиля (до головок заклепок, или диаметр пары колодок на много меньше тормозного барабана) следует произвести их замену, чтобы избежать возможных последствий. Прежде чем это сделать, необходимо убедиться в целостности колодки. Целостность колодки является главным фактором, определяющим работоспособность тормозной системы. Если имеются серьезные повреждения или дефекты, то лучше ее заменить, чтобы избежать угрозы возникновения аварийных ситуаций в результате несрабатывания тормозной системы.
Порядок выполнения работы по замене фрикционных накладок:
1. Срубить изношенную фрикционную накладку. Для этого понадобится молоток и зубило. После этой операции следует выбить заклепки из отверстий в колодке.
2. Подобрать накладку, чтобы она плотно прилегала и имела нужный размер.
3. Если фрикционная накладка без отверстий, то необходимо её просверлить, используя в качестве кондуктора тормозную колодку.
4. Подбирается диаметр сверла. Если диаметр заклепки 4мм, то сверло должно быть примерно 4,3 -4,5 диаметром (для легковых автомобилей, и дисков сцепления); D 5мм – D 5,3-5,5мм (в частности для автобуса ПАЗ и некоторых дисков сцепления); D 8мм – 8,3-8,5мм соответственно (для автобусов: ЛИАЗ, НЕФАЗ, МАЗ и др.)
5. Закрепляем накладку на тормозной колодке с помощью стяжек-струбцин. Просверливаем отверстия.
6. Зенкование. Подбираем сверло диаметром чуть больше головки заклепки. Сверлим ранее полученные отверстия, но не насквозь, а надо, чтобы оставался зазор 2-3 мм.
7. Наклепка. Устанавливаем заклепки в отверстия и развальцовываем их. Для этого используется механический пресс или молоток. Накладка должна прочно держаться на колодке.
8. Диаметр пары колодок должен быть меньше на 3мм, чем диаметр тормозного барабана. Если это не так, то производят расточку колодок на токарном станке.
По аналогии производится замена накладок на диске сцепления. Только отверстия зенкуются в шахматном порядке: одно насквозь, другое с зазором 1-2 мм.