Об особенностях зимней эксплуатации водителям с опытом известно не понаслышке, но даже они иногда забывают об элементарных вещах. Что уж говорить про тех, кто ездит первую зиму. А раз так, то давайте вместе вспомним эти особенности.
На стоянке вечером
СОВЕТ ПЕРВЫЙ
Когда вы оставляете свою замечательную машину на ночь, на стоянке или в гараже — неважно, не ставьте ее на стояночный тормоз. Ведь ночью может ударить мороз, и утром машина вынуждена будет срывать примерзшие колодки. А если назавтра вы вообще по какой-нибудь причине не придете за машиной? Поэтому лучше оставляйте автомобиль на передаче (первой или задней) или в положении “Р” у “автоматов”.
СОВЕТ ВТОРОЙ
При парковке старайтесь ставить свой автомобиль так, чтобы другой машине даже преднамеренно ударить его было сложно. И еще: будет лучше, если с вечера вы отогнете щетки стеклоочистителя или засунете что-нибудь под рычаг щеткодержателя так, чтобы исключить контакт щеток со стеклом. Тогда они за ночь не примерзнут.
СОВЕТ ТРЕТИЙ
Даже если ваш моторный отсек и аккумулятор утеплены специальными материалами, не поленитесь с вечера набросить на горячий двигатель какой-нибудь ватник. Тогда утром запустить мотор будет легче, так как его температура будет чуть выше температуры окружающего воздуха. Только проследите за тем, чтобы двигатель был не слишком нагретым, иначе из-за горячего выпускного коллектора этот ватник может загореться.
СОВЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ
Для того чтобы зимним утром двигатель легко запустился, с вечера залейте в маслозаливную горловину примерно стакан бензина. Лучше, конечно, сменить масло на менее вязкое, но в жизни всякое бывает.
СОВЕТ ПЯТЫЙ
Зимой многие автовладельцы уносят “слабую” аккумуляторную батарею домой, чтобы утром она, теплая, смогла как следует “крутануть” двигатель. Если проделывать это приходится каждый день, то лучше устанавливать батарею на место прямо в сумке-авоське (если у нее нет штатной ручки). Тогда достать батарею из тесного отсека будет легко.
СОВЕТ ШЕСТОЙ
Если есть возможность воспользоваться бытовой электросетью, то можно на ночь под машину, в районе картера, поместить простую электрическую лампочку (примерно на 100 ватт) и включить ее на всю ночь. Утром завести двигатель будет намного легче. А про калорифер даже и говорить не будем.
На стоянке утром
СОВЕТ ПЕРВЫЙ
Вы приходите утром на стоянку, а стекла замерзшие. Можно, конечно, включить обогрев (вы это и сделаете), но пока стекло оттает так, чтобы можно было включить “дворники”, времени пройдет очень много. А если еще и печка неважно работает или вы на работу опаздываете? Поэтому возьмите футляр от магнитофонной кассеты или пластиковую карту (банковскую или телефонную — не важно) и попробуйте этим счистить изморозь на стеклах. Вы будете приятно удивлены, насколько легко и быстро это можно сделать.
СОВЕТ ВТОРОЙ
Если у вас слабоватый аккумулятор, то бензиновый двигатель с впрыском утром следует заводить так: включить зажигание, выжать педаль сцепления (если она есть) и чуть-чуть “цокнуть” стартером, после чего отпустить ключ зажигания. При этом блок управления включает топливный насос, который отработает 5—10 секунд и выключится. Но за это время разогреется аккумулятор, прокачается топливная система, и к следующему повороту ключа “на стартер” аккумулятор будет готов дать мощный импульс тока, а давление в топливной магистрали будет поднято до рабочего.
Современные карбюраторные двигатели с автоматическим приводом воздушной заслонки утром следует заводить следующим образом: включить зажигание, надавить на педаль газа и через секунду отпустить ее. За это время все системы карбюратора встанут в положение запуска. Затем нужно выжать педаль сцепления и повернуть ключ “на стартер” (педаль газа не трогать). После запуска двигателя немедленно отпустить ключ зажигания. Исправный двигатель заведется. После прогрева или он сам сбросит обороты, или вы можете чуть топнуть ногой по педали газа, для того чтобы он это сделал.
Общий совет для всех двигателей: не “гоняйте” стартер слишком долго. В этом случае он проворачивает двигатель с небольшой скоростью и вы слышите, с каким трудом поршни сжимают рабочую смесь. Так вот, как только в очередной раз начинается момент сжатия и стартер вот-вот остановится (аккумулятор же слабый), выключите стартер и тут же включите. Скорее всего, этого рывка вам хватит, чтобы резко дернуть поршень вперед, и, если все это происходит у самой верхней мертвой точки, исправный двигатель заведется. Эту операцию несложно проделать несколько раз, если с первого раза вы не угадали момент, когда следует выключить и снова включить стартер.
СОВЕТ ТРЕТИЙ
Если бензиновый двигатель не заводится или заводится еле-еле и тут же глохнет, то в 99 случаях из 100 этому двигателю по какой-то причине не хватает топлива. В этом случае желательно заранее запастись бутылочкой с бензином и держать ее дома, а придя на стоянку, налить во впускной коллектор небольшую порцию. Делается это так: на карбюраторном двигателе надо снять крышку воздушного фильтра и в каждое из отверстий (или прямо на заслонку) плеснуть примерно 1—2 столовые ложки бензина. На двигателе с впрыском надо снять любую резиновую трубочку с впускного коллектора и наливать прямо в дырочку. Так как бензин в бутылочке относительно теплый, то машина заведется мгновенно.
Если дизельный двигатель сразу после того, как погаснет сигнальная лампочка, не заводится, попробуйте подольше прогреть свечи. Большинство из них работают по следующей программе: включено зажигание, лампочка загорелась — и на свечи начало поступать напряжение. Через несколько секунд, в зависимости от температуры двигателя и окружающего воздуха, погаснет лампочка “GLOW” (или изображение спиральки), но напряжение на свечи по-прежнему будет подаваться. Пройдет еще несколько секунд, и под капотом раздастся щелчок. Это значит, что напряжение на свечах ступенчато снизилось. В этот-то момент и попробуйте пустить двигатель. Кстати, пониженное (около 5 вольт) напряжение может держаться на свечах и после запуска, до тех пор пока мотор не прогреется.
СОВЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ
Если вас попросили дать “прикурить”, то есть от вашего автомобиля завести другой автомобиль, то, подогнав машину, заглушите ее. И пусть “прикуривают” сколько угодно. Если вы будете давать “прикуривать” при работающем двигателе, то у вас, скорее всего, выйдет из строя генератор.
Если вы просите “прикурить” у кого-нибудь, то один провод подключайте к “плюсу” аккумулятора, другой — к двигателю или кузову. Этим вы исключите выход из строя бортовой электроники, если перепутаете провода.
Если провода “прикуривателя” тонкие, то, скорее всего, просто “крутануть” стартером свой двигатель и завести его вам не удастся, так как они будут перегреваться и создавать большое сопротивление. В этом случае надо подсоединить провода, завести другую машину и погулять минут пять. За это время генератор другой машины подзарядит и разогреет ваш аккумулятор, и можно будет (заглушив, конечно, другую машину) как следует “крутануть” свой двигатель.
СОВЕТ ПЯТЫЙ
Машину с механической коробкой передач можно завести “с толчка”. Делается это так: включите зажигание, раза три нажмите и отпустите педаль газа, включите третью или вторую передачу, выжмите сцепление. Теперь надо толкать. Если у вас будет два—три помощника, то лучше включить вторую скорость. Как только вас разгонят (обычно это бывает через 4—6 метров), энергично отпускайте сцепление (иначе “толкачи” выдохнутся). После того как автомобиль “уткнется”, включите стартер и помогите ребятам (конечно, если аккумулятор еще более-менее “живой”). Когда автомобиль после “утыкания” чуть сделает рывок вперед, добавьте газ и выжмите сцепление (стартер тут же надо выключить). Если вы сделали все правильно и вовремя, двигатель заведется. Если торможение двигателем очень сильное, то надо попробовать третью передачу.
Дизельные же двигатели желательно заводить “с толчка” только на третьей передаче. В этом случае надо более внимательно ловить момент, когда следует выжать сцепление.
Конечно, заводиться, используя для разгона другую машину, гораздо проще, так как она не выдохнется. К тому же тогда можно использовать четвертую передачу, и порвать ремень газораспределения или цепь при этом будет сложнее. Отсюда...
СОВЕТ ШЕСТОЙ
Если вас собираются тащить на буксире или вам надо руками подвинуть свой автомобиль, обязательно с помощью ключа включите зажигание, а потом поверните этот ключ на один щелчок назад. В этом случае вы избежите ситуации, когда автомобиль начал двигаться, а рулевое колесо у него заблокировано.
А еще обязательно научитесь вязать “беседочный” узел. Его особенность в том, что он образует незатягивающуюся петлю и, это главное, его всегда можно развязать руками. Даже если вас тянули на буксире танком.
СОВЕТ СЕДЬМОЙ
Когда вы морозным утром запустили двигатель, включите сразу обдув ветрового стекла на малых оборотах вентилятора печки. Это не очень сильно замедлит нагрев мотора, но зато салон и ветровое стекло будут прогреты постепенно. В противном случае (такие прецеденты были), если вы прогрели двигатель, а потом включили интенсивный обдув стекла, оно может лопнуть. Тем более если в нем остались какие-нибудь внутренние напряжения от “предыдущей жизни” (легкая деформация кузова от каких-нибудь ударов или столкновений). Кстати, совсем не обязательно полностью прогревать двигатель до рабочей температуры на месте. Как только стекла оттают, а стрелка указателя температуры сдвинется с “мертвой точки”, можно начинать движение, но сильно нагружать холодный двигатель не следует. Первое время лучше двигаться на первой-второй передачах.
В гараже
В принципе, многие предыдущие советы касаются и тех автолюбителей, чьи машины ночуют не под открытым небом, а в неотапливаемом гараже. С той лишь разницей, что не нужно “бороться” с обмерзанием стекол и нападавшим на машину снегом. А уж если в гараже есть электричество, то проблемы холодного пуска решаются легко и просто. Самый же главный совет: в гараже не прогревайте двигатель сидя в машине, даже при полностью открытых воротах. Да, стекла закрыты и дышать в салоне можно вроде бы нормально, но в воздухе гаража полно выхлопных газов (ветром-то задувает), а в этих газах окись углерода (без цвета и запаха, между прочим). Какая-то доля ее все равно попадет в салон, и вы ее вдохнете. При этом можете не угореть и голова болеть не будет, но здоровья вам это уж никак не добавит. Так что лучше сразу после пуска двигателя выгнать машину на улицу.
Предостережем и тех, кто, ночуя зимой на трассе, оставляет работающим двигатель. Машина, конечно, стоит под открытым небом, но... какие-то неплотности в салоне, прогоревший глушитель, меняющийся по силе и направлению ветер — в общем, вполне может получиться так, что утром вы обнаружите у себя симптомы отравления выхлопными газами.
Подробнее же о зимних поездках поговорим в следующий раз.
Биржа плюс Авто