Продолжаем публикации на тему "автомобиль в кредит". Особенность нашего города в том, что первые кредиты на покупку автомобилей ВАЗ были выданы АВТОВАЗБАНКОМ в 1996 году - раньше, чем в Москве банки начали предоставлять кредиты для покупки автомобилей иностранного производства. Однако, в целом, по России кредитование физических лиц для покупки автомобиля начиналось с предоставления банками кредитов для покупки иномарок.
Поэтому сегодня рассмотрим ситуацию с продажей иномарок в кредит.
Все иномарки в России в 2003 году
В Россию в 2003 году будет ввезено около 170 тыс. новых легковых автомобилей иностранного производства, что на 40% больше, чем в 2002 году, сообщил замгендиректора ОАО "АСМ-холдинг" Александр Ковригин (www.autonews.ru, 14 ноября).
О том, какие модели как продаются можно получить представление из Таблицы 1. Тольятти отличается тем, что официального дилера самого продаваемого в России автомобиля DAEWOO в нашем городе нет. Это неудивительно – ведь по своим характеристикам этот автомобиль самый ближайший конкурент автомобилей "десятого" семейства.
Единой статистики по продажам иномарок в кредит не существует, но специалисты по продажам автомобилей сходятся на цифре 12-15%. То есть, до 15% новых автомобилей в год продается физическим лицам в кредит. Через два-три года в России начнется бум потребительского кредитования, считают в компании Ernst & Young (E&Y). По оценке ее экспертов, до 30% автомобилей иностранного производства россияне будут покупать в кредит.
История автокредитования иномарок в двух словах…
Когда
Первый из московских банков, начавший предоставлять услуги по автокредитованию в 1997 году, по данным проекта www.carloan.ru – Промбизнесбанк. К 2001 году уже 5 банков занимаются автокредитованием, но не самостоятельно, а за счет средств специальной программы по развитию потребительского кредитования в России, которая организована американской компанией "Инвестиционный Фонд США-Россия" на средства Агенства по развитию США.
Как
2001 год. Кредиты выдавались в валюте, под 11 -20% годовых. Первоначальный взнос, вносимый покупателем - от 30 до 35% от стоимости автомобиля. Страхование могло стоить порядка 15-20% годовых (6-12% от страховой суммы), а нотариальное оформление - 1,5% от стоимости автомобиля. Банки практиковали множество дополнительных сборов и требовали от заемщиков соблюдения жестких условий, влекущих дополнительные затраты.
Но время шло, и за 2002-2003г. банки создали полноценную индустрию потребительского кредитования. Что привело к настоящему "буму автокредитования". Лето 2003 года – на московском рынке работают уже 20 банков, предоставляющие кредиты на покупку автомобилей. Снижены проценты, увеличиваются сроки погашения кредитов. Теперь кредит в валюте можно взять на срок до 3 лет, процентные ставки за кредит – от 10 до 14% годовых.
Кто, что и как продает в Тольятти
"Кредитный бум" в Тольятти начался весной нынешнего года, когда тольяттинские банки вслед за московскими посчитали выгодным предоставление услуги кредитования населения. Выдача кредита на покупку автомобиля – выгодный для банков вид кредитования.
Проведенное исследование показало, что автосалоны Тольятти, торгующие автомобилями иностранного производства практически все могут продать автомобиль в кредит. Данные по десяти автосалонам приведены в Таблице 2.
Некоторые уже давно предоставляют эту услугу. Так, например фирма "Партнер-сервис" первые автомобили RENAULT в кредит продала осенью 2001. Первоначально кредит можно было оформить только в Сбербанке. Прошло 2 года - и уже 7 банков сотрудничают с фирмой. Клиент может выбрать условия, подходящие именно ему. Примерно 40% из продаваемых автомобилей оформляются в кредит.
C 2002 года в кредит продает автомобили CITROEN фирма "Эксис-Т". На кредит приходится около 50% объема продаж.
В том же году начала продажи автомобилей BMW в кредит и фирма "Алдис". На сегодняшний день доля "кредитных автомобилей" - 60%.
Иномарки в кредит. Календарь 2003 года.
Январь. Начало продаж в кредит автомобилей SKODA фирмой "Евромобиль". К ноябрю - до 60% автомобилей продается в кредит.
Февраль. В Тольятти фирма "Тон-Авто" начинает продавать автомобили TOYOTA. С этого же момента начинаются и продажи в кредит. К ноябрю уже продано более 270 автомобилей, 50% из них – в кредит.
Апрель-май. Фирма "МАРШ" начинает продавать в кредит автомобили OPEL, CHEVROLET, SAAB. Около трети от общего объема продаж составляют продажи в кредит.
Июль-август. "Имола-Авто", ставшая 25 апреля 2003 года официальным дилером по продаже автомобилей FORD, продает в кредит первые автомобили. В ноябрю – около 20 % проданных автомобилей – проданы в кредит.
Сентябрь. Фирма "Премьер" проводит акцию "Купи VW polo за 3000 евро".
Ноябрь. Первый "кредитный" автомобиль PEUGEOT продает фирма "Аллюр-Авто".
А вот автомобили AUDI будут продаваться в кредит уже в новом автосалоне, открытие которого фирмой "Агро-Мотор-Сервис" намечено на апрель 2004 года. Но уже сейчас ведутся переговоры с банками.
Практически все специалисты автосалонов, с которыми удалось побеседовать, отметили возрастающий интерес потребителей к приобретению автомобиля в кредит. В то же время, ответственность за увеличение продаж автомобилей в кредит, если можно так выразиться, лежит на банках. Условия предоставления кредита диктуют банки. В целом по Тольятти кредит на покупку автомобиля можно оформить сроком от 1 года до 5 лет. Проценты по кредиту в диапазоне от 18,5% до 42% в рублях, или от 16 до 18% - в валюте. Количество документов, которые заемщик обязан представить в банк для рассмотрения возможности предоставления кредита, колеблется от 3 до 8 наименований.
Подробнее о документах, которые требуют предоставлять банки, и о других автосалонах, предлагающих автомобили в кредит, расскажем в следующих публикациях.
Опыт кредитования (от покупателя)
Это сообщение от покупателя FORD MONDEO из Москвы. В Тольятти – свои особенности, о которых рассказывают специалисты автосалонов.
Продал... "двенашку" свою, цвет "мираж". Верой и правдой прослужила мне целый год. Были, конечно, проблемы, так по мелочи, но сильно не доставала.
Почему продал? Появились деньги, посчитал момент удачным, взял в кредит иномарку немного другого класса. А именно Форд Мондео, тренд, 2л, механическая КПП. Надеюсь, он меня не подведет, и будет служить мне так же исправно, как и моя бывшая "двенашка".
Должен получить его уже на этой неделе. @lex2112
Вопрос. Расскажи, как кредит оформлял? Как - чего? Вот о Фокусе подумываю…
Ответ. Расскажу подробно, чтобы "вслед идущие" не повторяли моих ошибок.
Оформлял просто, но долго. И то, потому что проявил личную недальновидность…
Изначально хотел брать Пежо 307.. документы на кредит сдал в салоне. Через неделю получил одобрение банка на кредит в сумме меньшей, чем мне была нужна (ошибка менеджера). Кредит брал под официальные доходы (справка 2НДФЛ). Салон свою ошибку признал, но от этого мне легче не стало. Решил податься к "фордам", благо у них на "мондео" скидки приличные (по евро выходит ненамного дороже Пежо 307).
Пришел в салон, выбрал машинку (уже была у них на складе, повезло). Оплатил залог 300 евро, чтобы машинка не ушла. Т.к. часть кредита была одобрена, для ускорения процесса решил сам принести справку еще одного члена семьи (чтобы расширить сумму кредита до нужной). Уже на следующий день банк одобрил нужный мне кредит.
НО с салоном начались проблемы, т.к. они не привыкли работать по такой схеме (когда человек сам без их участия берет кредит). Потом выяснилось, что банк не будет проводить сделку, пока машина не будет зарегистрирована. В салоне машину, естественно, без полной оплаты не дают, тем самым отрубая пути собственноручной постановки на учет и навязывают свои услуги по постановке на учет (весьма недешевые). Делать нечего, пришлось заплатить, через 2 дня уже были номера.
Сейчас все документы на авто уже в банке, на днях должна быть сделка (подписание кредитного договора, оформление авто в залог, оплата страховки (полное "каско").
Весь процесс от первого прихода в салон и до сегодняшнего дня занял порядка трех недель. Т.е. если есть возможность, надо делать все через салон, быстрее получится.
По "фордам" сейчас действует довольно льготная программа кредитования и страхования (ее еще продлили). Если оплачивать 50% стоимости авто, то процент по кредиту с официальной справкой порядка 5% годовых, страховка каско по "фокусу" в районе 6%.
Очень существенный минус в том, что в договоре цена фиксируется в евро по курсу на дату оплаты. Для клиента в связи с растущим курсом евро это очень плохо. Но они менять не хотят. Но банки, как правило, дают кредиты в долларах, счет салон выставляет банку в долл. Т.е. на определенный момент цена все же фиксируется и банк выплачивает свою фиксированную часть независимо от реальной стоимости авто. В итоге - доплаты клиента.
Полно так называемых "тонкостей", которые надо отслеживать, чтобы не потерять деньги (или потерять, зная почему) и отстаивать свои интересы.
С уважением, Алексей , Трудовая, Московская обл.
Какое будущее у автокредитования в Тольятти?
Как отмечали специалисты автосалонов, в настоящее время доверие потребителей растет, и клиентов станет больше, если банки Тольятти начнут предлагать более выгодные условия для получения кредита. А это не только снижение процентов по кредиту, хотя это и наиболее привлекательная сторона, но и уменьшение количества документов, которые необходимо собрать заемщику для оформления кредита. И здесь в игру уже вступают московские банки, которые стремительно расширяют свои представительства и ведут агрессивную конкурентную борьбу за потребителя. Впрочем, для потребителей конкуренция между банками выгодна - условия кредитования будут становиться все более приемлемыми. А вот для экономики города отток денег в филиалы московских банков невыгоден.
Что ж, будем наблюдать за развитием событий.
Таблица 1.
Продажи новых иномарок в России в первом полугодии 2003 года.
DAEWOO 10024
TOYOTA (LEXUS) 9182
FORD 7375
MITSUBISHI 7082
HYNDAY 5708
KIA 5384
RENAULT 5290
NISSAN 4233
PEUGEOT 3905
SKODA 3611
VOLKSWAGEN 2999
OPEL 2787
VOLVO 2238
SUZUKI 1957
BMW(MINI) 1644
MERCEDES 1361
AUDI 1351
HONDA 1342
CITROEN 1323
MAZDA 701
LAND ROVER 600
SUBARU 505
CHRYSLER/JEEP 329
CHEVROLET(+CADILLAC) 231
MG ROVER 197
FIAT (ALFA ROMEO) 137
SAAB 132
JAGUAR 75
SSANG YONG 50
SEAT 40
По материалам www.gazeta.ru
Комментарий специалиста:
Тирский Александр, менеджер по продажам ООО "Евромобиль":
Учитывая интерес потенциальных покупателей автомобилей иностранного производства, фирма разработала свою систему кредитования. Ее особенность в том, что мы предоставляем кредит от 0%, и клиент заключает договор уже не банком, а с нашей фирмой. Автомобиль оформляется в залог на весь срок кредитования и, разумеется, страхуется. И если раньше мы выдавали кредит в размере 30% от стоимости автомобиля, то сейчас сумма кредита увеличена до 70%. Увеличился и срок погашения кредита – до 2 лет. Клиенту выгодно заключать договор с нами – требуется меньше документов, подтверждающих платежеспособность, чем в других кредитующих организациях: не надо ни поручителей, ни справок о доходах и т.п., что экономит время нашему клиенту. Ну, а если покупателя интересует долгосрочное кредитование, на срок свыше 2 лет, то мы предлагаем ему сотрудничество с нашими банками-партнерами: Гута-банком, АвтоВазбанком и ФИА-банком.
Таблица 2.
Продажа иномарок в кредит в г.Тольятти
№ | Фирма | Автомобили | Банки-партнеры | Страховые компании | Начало продаж | Доля кредитных продаж |
1 | Тон-Авто | TOYOTA | Сбербанк, АвтоВАЗбанк, Гута-банк, Промэк-банк, ФИА-банк, Тольяттихимбанк, КМБ –банк (*) | Гута-страхование, Поволжская страховая компания. | февраль 2003 г. | 50% |
2 | Имола-Авто | FORD | Газбанк, Промэк-банк, ФИА-банк, Потенциал-банк(*) | Ингосстрах | июль-август 2003 г. | 20% |
3 | Евромобиль (свое кредитование) | SKODA | АвтоВАЗбанк, Гута-банк, ФИА-банк | РОСНО | январь 2003 г. | 60% |
4 | МАРШ | OPEL, CHEVROLET, SAAB | Сбербанк, АвтоВАЗбанк, Промэк-банк, ФИА-банк, Русский Стандарт | Ингосстрах | весна 2003 г. | одна треть |
5 | Аллюр-Авто | PEUGEOT | Газбанк, Земский банк | по условиям банков | ноябрь 2003 г. | первый |
6 | Алдис | BMW | Газбанк, МДМ-банк, Промэк-банк | по условиям банков | с 2002г. | 60% |
7 | Партнер-сервис | RENAULT | Газбанк, Сбербанк, АвтоВАЗбанк, Промэк-банк, ФИА-банк, Тольяттихимбанк, Земский банк | Оранта, Самара-Аско | осень 2001 г. | 40% |
8 | Арго-Мотрос-Тольятти | AUDI | ФИА-банк(*) | | март 2004 г. | |
9 | Премьера (VW polo - за 3000 евро) | VOLKSWAGEN | Газбанкб ФИА-банк | | | |
10 | Эксис-Т | CITROEN | Промэк-банк, Газбанк | Оранта | 2002 г. | 50% |
Целикова Светлана,
гл.редактор LADAONLINE
"Семь Верст", №44, 2003г.