поиск по сайту
поиск по форуму >>>
НАШИ ПРОЕКТЫ:
Форум Автолада Авто справочник Новости автопрома
Обсуждение

Роль автокредитования в развитии автомобильного рынка России

Роль автокредитования в развитии автомобильного рынка России: проблемы и перспективы развития



Бурное развитие автомобильного рынка, наблюдаемое по итогам 2004 года, связано во многом с ростом активности банков по развитию программ автокредитования. За год объемы выданных автокредитов увеличились в два раза, в то время как, например, продажи иностранных автомобилей в России выросли на 80%. Развитие кредитования дает возможность большому количеству клиентов приобретать автомобили, в том числе иномарки. Банки стараются сделать программы кредитования разнообразнее.

Разнообразие кредитных программ позволяет быстро найти для себя оптимальный банк и сосредоточить основные усилия на выборе автомобиля. Сейчас покупатели становятся более разборчивыми, и часто выбирают путь от автодилера к банку, а не наоборот. Банки стараются поддержать эту тенденцию. Развитие рынка направлено на перенос процесса оформления кредитов из офиса банка непосредственно в автосалон. Открываются представительства банков в салонах дилеров. Экономится время клиентов, позволяя выбрать автомобиль, подписать документы и сделать покупку в одном месте. Благодаря этому маркетинговому ходу банки рассчитывают значительно увеличить количество выданных автокредитов в 2005 году.

Российский рынок автокредитования растет лавинообразно. По разным оценкам, на конец 2003 года доля автомобилей, проданных в кредит, составляла 13–15%, а в конце прошлого года эксперты говорили уже о 30-процентной доле. При этом двукратный рост сопровождается существенным смягчением условий кредитования. Можно только радоваться за российских автолюбителей, но долго ли продлится такое счастье? Иными словами, если говорить о просрочках по программам автокредитования в ближайшие 2 года она не сильно возрастет в банках, следовательно, риски банков не сильно увеличатся.

2004 год на рынке кредитования частных лиц был во многом уникален – впервые ставки по кредитам перестали прямо зависеть от ставки рефинансирования ЦБ РФ. В последнее время банки прикладывают максимум усилий для изменения своих кредитных программ, с тем, чтобы сделать автокредитование максимально привлекательным для потребителей. Размер первоначального взноса сократился до 0–10%, срок рассмотрения заявки на кредит минимален, кредит выдают даже лицам, у которых нет водительских прав, страховка за первый год кредитования включается в кредит, что сокращает первоначальные расходы клиента. К этому стоит добавить повсеместное внедрение банками и автосалонами совместных программ кредитования со сниженными первоначальным взносом и процентом по кредиту. Российский потребитель в свою очередь выбирает банк, который оперативно оценивает косвенные доходы заемщика, предъявляет минимальные требования при наиболее коротких сроках оценки кредитоспособности, имеет широкую филиальную сеть для погашения кредита в удобное для клиента время.

При этом банки считают, что бум автокредитования в России еще впереди – через два-три года до 40–45% автомобилей россияне будут покупать в кредит. Для сравнения: в Западной Европе в кредит продается около 60% автомобилей, а в США – более 80%. Основной рост продаж и в европейских странах, и в Америке происходит как раз за счет кредитования. Значит, российскому рынку действительно есть куда расти. Но невольные опасения вызывают взятые темпы роста и связанные с ними риски.

Минпромэнерго предполагает, что за счет бурного развития автокредитования через пять лет в России будет ежегодно продаваться на 600 тыс. автомобилей больше, чем прогнозировалось до сих пор.

Объединение автопроизводителей России (ОАР) — некоммерческая организация, объединяющая ведущих российских производителей автомобильной техники и компонентов. ОАР было создано в начале 2003 г. Учредителями объединения стали ОАО "АвтоВАЗ", ОАО "КамАЗ", ОАО "Руспромавто" и ОАО "Северсталь-Авто". На сегодняшний день действительными членами ОАР являются восемь российских автомобильных компаний (помимо учредителей, это также АМО "ЗИЛ", ЗАО "GM-АвтоВАЗ", ЗАО "Автотор-Холдинг" и ОАО "Ижмаш-Авто"). В состав объединения входят также десять ассоциированных членов ведущих российских производителей автомобильных компонентов. Встреча представителей ОАР с руководством Минпромэнерго, состоявшаяся 16 февраля, стала подготовкой к майскому заседанию Правительства РФ, которое будет посвящено вопросам реализации Концепции развития автопрома в среднесрочной перспективе.

Один из основных выводов, сделанных на встрече, касается роста продаж автомобилей в кредит. "Складывается очень интересная ситуация: в 2004 г. произошел рост спроса на автомобили, и это связано, в том числе, с тем, что активно развивается инфраструктура потребительского кредита. Причем речь идет о кредитных возможностях для слоев населения со средним достатком. В 2004 г. в кредит продано 15—20% автомобилей, а в 2005 г., по прогнозам, в кредит будет продаваться уже 25—35% новых машин. Соответственно, мы оперативно пересматриваем прогноз спроса — вместо ожидавшихся 2,2 млн. машин в 2010 г. в России будет ежегодно реализоваться порядка 2,8 млн. автомобилей", — говорит Андрей Реус. В Минпромэнерго также отмечают, что причина того, что у все большего числа россиян появляется возможность покупать автомобили в кредит, — это рост доходов населения. "В 2005 г. темп роста реальных располагаемых доходов населения по сравнению с 2004 г., по нашим прогнозам, вырастет на 9%, а в 2010 — на 59%", — сообщили RBC daily в центре общественных связей министерства.

В "АСМ-Холдинге", специализирующемся на анализе автомобильного рынка, прогнозные цифры по объему продаж машин в кредит, назвали реальными. "Реально в 2005 г. продажи автомобилей в кредит составят более 30%. Рост числа автомобилей, реализуемых по потребительским кредитам, будет достигнут за счет не самых богатых слоев населения, которые сегодня получают все больше возможностей приобрести машину в рассрочку. Естественно, у увеличения объема автомобилей, продающихся в кредит, будет некий „потолок“, предел, по достижении которого этот рост остановится. Я думаю, что данный предел будет достигнут в России через несколько лет и будет находиться где-то между 50% и 60% от общего числа проданных автомобилей. Не больше, потому что даже при очень выгодных кредитных схемах останется очень большое количество людей, которые просто не захотят обременяться кредитом и предпочтут, покупая автомобиль, заплатить сразу", — сказал RBC daily Виктор Пашков, начальник аналитического отдела "АСМ-Холдинга". В Минпромэнерго придерживаются сходной точки зрения. "Минимальный ориентир на 2010 год — это 50% продаж автомобилей в кредит", — отмечают в министерстве.

Исследования показали, что наши люди мало что знают о банках и о кредитных предложениях и сомневаются в полноте и достоверности рекламной информации. Потенциальные клиенты банков хотят знать реальные, а не декларируемые проценты по кредитам, хотят, чтобы кредитные ставки были ниже. Людей не устраивает качество обслуживания, а больше всего возмущают очереди. Более половины участников опроса хотели бы сменить банк, но мешает привычка.

Этот год банкиры справедливо называют годом потребительского кредитования. И тем удивительнее тот факт, что наши сограждане до сих пор практически ничего не знают о банковских кредитах. Хотя около трети опрошенных признались, что "уже имеют опыт кредитования". Агентство РБК попыталось узнать, что знают о банках и потребительском кредитовании работающие москвичи. Столица, видимо, была выбрана не случайно, поскольку именно здесь работают большинство крупных российских банков, а население наиболее экономически подковано и богато. Тем поразительнее выглядит представшая картина.

Пятая часть респондентов заявили, что будут выбирать банк в последний момент, непосредственно у кредитной стойки, поскольку ничего о кредитных предложениях того или иного банка не знают. А когда людей спрашивали, в какой банк они скорее всего пойдут за кредитом, многие называли только Сбербанк – он приходил на ум каждому четвертому потенциальному заемщику.

При этом многие уже наслышаны о "реальных" и "рекламных" ставках и 42% заемщиков собираются внимательно читать буклеты и условия договоров. А люди, уже бравшие кредит (27%), будут требовать, чтобы им назвали точный ежемесячный размер выплат.

Но больше всего народ возмущают не ставки и комиссии, а банковское обслуживание. 28% потребителей имеют претензии к его качеству. Из них 36% готовы прекратить обслуживание в своем банке, 19% подождут улучшения, лояльность же остальных (54%) связана с привычкой. Прежде всего люди недовольны очередями, причем эту претензию высказало подавляющее большинство опрошенных пользователей банковских услуг. Плохой работой персонала, графиком работы, невозможностью дозвониться недоволен каждый четвертый клиент. И 16% людей признались, что с большим трудом разбираются в тарифных сетках и рекламно-информационных материалах и не могут на их основании самостоятельно выбрать нужную услугу.

Выбирают же банки люди по такому принципу. На первом месте по важности (72%) – близость банка к дому или месту работы. На втором (62%) – надежность банка (даже при более низких процентных ставках). На третьем (28%) – полный комплекс услуг. Далее следуют: рекомендация знакомых (22%), высокое место в банковском рейтинге (21%), высокие процентные ставки (19%).

Что касается "реальных" и "рекламных" кредитных процентов, ситуация в 2005 году изменится к лучшему. И дело даже не в том, что антимонопольное ведомство наконец обратило внимание на неполноту информации о кредитах. "Следующий год сулит банкам обострение конкуренции в розничном. Они будут вынуждены постепенно отказываться от существующих комиссий при выдаче и сопровождении кредитов, а также искать возможность снижения стоимости кредита за счет новых схем сотрудничества с торговыми организациями. Тем более что политика лидеров кредитования населения уже сегодня предполагает достоверную информацию об условиях кредита. Клиент должен хорошо представлять себе, сколько будет стоить ему кредит. В первую очередь для того, чтобы он смог спланировать свои расходы и обслуживание кредита было бы для него необременительным. Поэтому необходимо указывать в рекламных буклетах все расходы, связанные с тем или иным кредитом и не давать заведомо некорректную информацию.

А вот снижения кредитных ставок, скорее всего, не произойдет. "По нашему мнению, вероятность снижения ставок в 2005 году весьма мала – причем это касается как "сложных" продуктов – в рамках программ ипотечного кредитования, так и "простых продуктов" – потребительского кредитования, автокредитования. Установившийся уровень ставок в целом отражает и конъюнктуру рынка, и общую экономическую ситуацию в стране, поэтому представляется, что банки будут конкурировать путем повышения качества сервиса и упрощения процедур. Ценообразование по так называемому экспресс-кредитованию стоит выделить отдельно, потому как на наш взгляд рынок подошел к необходимости повышения "прозрачности" данного продукта, что в конечном итоге не может не отразиться и на конечном уровне процентных ставок для заемщика". То есть в программах экспресс-кредитования возможно некоторое повышение процентных ставок, поскольку банки вынуждены будут отказаться от скрытых комиссий, а снизить эффективную ставку они не смогут из-за высоких рисков и дороговизны ресурсов. И мы наконец-то узнаем реальные ставки экспресс-кредитов. И удивимся.

Издание "АВТОСФЕРА"
Доклад на автомобильной конференции "Развитие автомобильного рынка в России: современность и перспективы"
П.Н. СИВОВОЛОВ, начальник отдела кредитования физических лиц, филиал ОАО "УралСиб" в г. Н. Новгород
01.12.2008 09:25:55
Последние статьи
  02.09.2024 Как водителю снизить стресс, сев за руль после долгого отпуска
  01.08.2024 Больше 70% машин в автопарке России старше 10 лет
  01.07.2024 В центре Москвы трое на БМВ похитили итальянского бизнесмена
  03.06.2024 РоАД ищет справедливости у ФАС
  02.05.2024 Выбор моторного масла для китайцев
Информация

  ИА LadaOnline
  Комплектации
  Обзоры и статьи
  Техника вождения

Автомобили ВАЗ:
- новости
- обзоры
- консультации

Rambler's Top100 Rambler's Top100 TopList     Яндекс цитирования Создание сайта
Служба спасения сайтов
Автомобильный справочник autofaq.ru – это уникальный информационный ресурс, на котором любой автолюбитель сможет найти всё о своём авто: двигатели, трансмиссии, подвески, кузовы, механизмы управления – мы знаем об автомобилях все малейшие тонкости! Новейшие обзоры новых и старых автомобилей в разных ценовых диапазонах, последние новости автомобильной индустрии и сотни полезных статей, посвящённых широкому спектру самых интересных тем: от ухода за автомобилем до установки сигнализаций, от ремонта до тюнинга, и многое-многое другое!