Ассоциация европейского бизнеса прогнозирует устойчивый рост российского авторынка в текущем году – на 6-8%, до 2,8 млн машин. Правда, это гораздо меньше, чем в рекордном 2011 году, когда рост продаж к 2010 году составил 30%. Уже отмечен повышенный спрос на автокредиты от дочерних банков производителей, но эксперты ожидают возможного сокращения рынка автокредитования из-за роста ставок и прекращения госпрограммы их субсидирования.
Спрос на услуги автокредитования растет устойчиво с 2009 года, в котором в кредит куплено 24% машин. По итогам прошлого года в кредит продали уже 40-45% автомобилей. Автокредитов в 2009 году было выдано $4,9 млрд, в прошлом году – $17 млрд. В 2012 году эксперты ожидают примерно таких же объемов автокредитования, а автопроизводители – снижения автопродаж в кредит на 34% от общего объема продаж. Дилеры и поставщики ожидают падения спроса на автокредитование из-за прекращения соответствующей госпрограммы и ужесточения условий получения банковских ссуд.
По оценке независимого эксперта Анатолия Быкова, в 2011 году в рамках госпрограммы льготного автокредитования куплено 28% всех проданных машин, почти как перед кризисом. Прекращение госпрограммы может привести к сокращению продаж
авто в кредит и стагнации авторынка. Эксперт Виктор Осин с такой оценкой не согласен. По его прогнозу, в текущем году спрос на автокредиты будет высоким по-прежнему, но потребительскую активность должно будет сдерживать увеличение ставок.
По данным Русфинанс Банка, в январе года средние ставки автокредитов без учета программы льготного автокредитования выросли на 1,5-2%. Сейчас они в среднем составляют 13-16% годовых. На прошлой неделе Сбербанк, ВТБ и другие банки подняли ставки. Автостат в 2012 году ожидает роста ставок по автокредитам в первую очередь на автомобили, участвовавшие в госпрограмме льготного автокредитования и возможного снижения продаж машин в кредит вследствие этого.